Правовые основы социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:23, контрольная работа

Краткое описание

Основная цель социального государства - максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей членов общества, последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобще доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

Вложенные файлы: 1 файл

правовые основы социального государства.docx

— 31.42 Кб (Скачать файл)

«Правовые основы социального  государства»

  1. Назовите цели социального государства

Основная цель социального  государства - максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и  духовных потребностей членов общества, последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального  неравенства, обеспечение всеобще  доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

 

  1. Какие права и гарантии необходимо обеспечить для установления принципов социального государства

 

 Конечной  целью развития социальной сферы  социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости, которая в данном контексте будет означать, во-первых, гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможностьсамообеспечения и повышения своего благосостояния; во-вторых, создание, в идеале, равных стартовых возможностей всем членам общества через систему воспитания, образования и социальной поддержки; переход от политического и правового равноправия граждан к их социальному равноправию; в-третьих, обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоев и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень.

  1. Как формируются планы и программы социально-экономического развития страны и ее регионов

·  любой инвестиционный проект или программа осуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системы региона (основываясь на федеральной вертикали) и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры;

·  инвестиционные и организационные проблемы проекта или программы не могут быть разрешены вне поддержки региональных властей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных и налоговых инструментов органов региональной власти;

·  корректно (в соответствии с требованиями Федерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические, инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального, федерального);

·  и, наконец, программы развития регионов могут представить реальный механизм реформирования экономики региона и выхода его из общеэкономического кризиса.

·  отсутствие единой методологической и методической базы при разработке региональных программ и их концепций;

·  отсутствие учета в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития процессов глобализации мировой экономики и необходимости интеграции в последнюю региональных экономик России;

·  распределительный принцип построения программы, основанный исключительно на внутренних источниках финансовых ресурсов;

·  низкий методический уровень анализа, планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса, региональных рынков, проводящихся без учета фактора обеспечения экономической безопасности региона;

·  обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики региона на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала, в том числе рационального природопользования;

·  законодательное обеспечение программы развития региона на основе гармоничной системы (по горизонтали и вертикали) законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих (для условий региона) федеральное законодательство, учитывающих требования международных инвестиционных институтов. Такое обеспечение должно носить долговременный, стратегический характер, а нормативные акты быть взаимосвязанными и взаимодополняющими, целевыми и самодостаточными;

 

  1. Назвать механизм функционирования социального государства

В механизме  любого государства выделяют по меньшей  мере четыре структурные части:

1. Законодательные органы (парламенты, советы, собрания и т.д.), призванные к установлению основополагающих  норм права.

2. Исполнительные органы, призванные обеспечить исполнение  законов, в том числе и посредством  издания подзаконных нормативных  актов (кабинеты министров, министерства, ведомства, администрация и т.п.).

3. Органы юрисдикции, которые следят за законностью, возлагают ответственность, решают споры (суд, арбитраж, прокуроры, следственные органы).

4. Материальные придатки (армия, полиция, милиция, тюрьмы  и т.п.), в задачи которых входит  проведение карательных мер, принуждение  к правомерному поведению, реагирование  на правонарушения, исполнение наказаний.

В состав элементов механизма  функционирования государства входят субъекты внутригосударственного воздействия (взаимодействия), объекты последнего и средства воздействия одной  системы на другую, одного органа на другой. Серьезную нагрузку несут  такие блоки, как принятие решения, доведение решения до адресатов, контроль за выполнением решений.

К механизму функционирования государства относится все то, что связано с внутригосударственным  управлением и самоуправлением.

Праву в механизме  функционирования государства обыкновенно  отводится первостепенная роль.

 

  1. Раскройте содержание понятий «право на жизнь», «свобода», «равенство и недопущение дискриминации», «справедливость», «солидарность», «социальная ответственность», «эволюция, отказ от насилия и обеспечение мира».

 

Право на жизнь - неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора , вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать эффективное расследование убийств.

В России существование права на жизнь признаётся Конституцией Российской Федерации.

Свобода-  это закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.)

 Принцип, в соответствии  с которым «все люди рождаются  свободными», провозглашаются в  первых двух статьях Всеобщей  декларации прав человека. Основные  права: право на свободу личности; свобода от рабства и подневольного  состояния; свобода от пыток  и жестокого, бесчеловечного или  унижающего человеческое достоинство  обращения и наказания; свобода  от произвольного ареста, задержания  или изгнания; свобода от произвольного  вмешательства в личную и семейную  жизнь и от произвольного посягательства  на неприкосновенность жилища  и тайну корреспонденции, а  также свобода передвижения и  выбора места жительства - провозглашаются  в следующих 19 статьях. Однако  свобода ограничивается принципом  уважения права других лиц  на свободу, а также иными  факторами.

Равенство и недопущение дискриминаци - Дискриминация представляет собой лишение кого-либо прав в интересах узкой группы или группы лиц. Дискриминация имеет различные формы. Перечень причин дискриминации, содержащийся во всех соответствующих международных договорах: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения, постоянно пополняется. Появляются новые поводы для дискриминации, например, тенденции в области сексуальной ориентации, распространение вируса ВИЧ/СПИДа.

 Справедливость - Социальная справедливость означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов. Деятельность в этой области направлена на обеспечение всеобщего доступа к таким важным услугам, как здравоохранение и образование, создание равных возможностей на начальном этапе, защиту лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.

Солидарность- Солидарность означает не только сострадание к другим людям, но и участие в борьбе этих людей за их интересы. Солидарность имеет большое значение при стихийных бедствиях, а также во многих трагических ситуациях, обусловленных нуждой, несправедливым распределением ресурсов и т. д.

Социальная ответственность- это деятельность, осуществляемая в интересах социально уязвимых слоев населения и жертв нарушения прав человека: оказание им поддержки, защита их интересов, предоставление им помощи. Социальная ответственность - это практическая сторона солидарности. Человек не только должен делиться своим богатством, но и использовать свои таланты и способности во имя прогресса человечества.

Эволюция- отказ от насилия и обеспечение мира. Конфликты в отношениях между людьми неизбежны, однако способы их урегулирования могут быть мирными или насильственными; конструктивными или разрушительными. Революционный принцип - быстрая ломка старого, отжившего, - был основой перемен на протяжении многих веков, сопровождаясь при этом страданиями людей, вооруженными конфликтами. Эволюционный подход является более медленным, не сразу дает результаты, но он позволяет найти более надежное и более эффективное решение.

 

  1. Общая характеристика Конституции Российской Федерации.

Конституция - это основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства.   

По своей форме  и сущности Конституция РФ - это  писаная Конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской  формой правления. В то же время это  и Конституция общества, поскольку  она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство  не принимает непосредственного  участия.

Для Конституции 1993 г. характерны следующие особенности:

1. Принцип верховенства (впервые).

Этот принцип означает, что с ее принципами должна сообразовываться деятельность всех государственных  структур, граждан во всех сферах жизни.

В принципе верховенства отражается и федеративный характер нашего государства, т.е. действие Конституции  на всей территории страны, непротиворечие ей других конституций и законов.

2. Высшая юридическая сила и прямое действие Конституции

Это означает, что все  нормативные правовые акты на территории РФ не должны противоречить Конституции  РФ. При этом действие Конституции  распространяется на всю территорию Федерации, безотносительно к тому, сколько избирателей проголосовало "за" и "против" Конституции  РФ на территории того или иного  ее субъекта. С принятием Конституции  все действующие акты должны быть приведены в соответствие с ней (либо отменены те из них, которые полностью  ей противоречат). В то же время Конституция  требует издания большого числа  новых нормативно-правовых актов.

Прямое действие норм Конституции. Многие ее нормы не нуждаются  в опосредовании актами текущего законодательства, а если и нуждаются, то, тем не менее, до издания таковых действуют непосредственно. Если же акт текущего законодательства противоречит Конституции, то до его отмены также действует соответствующая норма Конституции.

3. Конституция является ядром правовой системы России 

Ее принципы и положения  играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Именно Конституция определяет сам  процесс правотворчества – устанавливает, какие основные акты принимают различные  органы, их наименования, юридическую  силу, порядок и процедуру принятия законов.

4. Особый порядок принятия и изменения

Конституция РФ принимается  либо посредством референдума, либо Конституционным собранием, специально образуемым для решения вопроса  о принятии новой Конституции  РФ.

5. Особая охрана Конституции

Правовая охрана Конституции - это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной  законности.

Согласно ст. 71 Конституции  РФ, контроль за ее соблюдением относится  к ведению РФ, а обеспечение  соответствия конституций республик  Федеральной Конституции входит в предмет совместного ведения  Федерации и ее субъектов.

Особое место в  защите Конституции и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства  является гарантом Конституции; обязанность  соблюдать и защищать Конституцию  входит в содержание его присяги.

 

  1. Чем, в соответствии с Конституцией РФ, для России являются международные договоры?

Ст15 п4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

  1. Нормативное содержание понятия «социальное государство».

Информация о работе Правовые основы социального государства