Нотариат в Российской Федерации: понятие, задачи и основы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Среди правоохранительных органов нашей страны немаловажное значение принадлежит государственному нотариату. Нотариат представляет собой систему государственных органов, на которые возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов и выполнение других нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.
Необходимость появления нотариата в России, как и в других странах мира, была вызвана объективными закономерностями развития общества, главная из которых - обеспечение сохранности частной собственности как священной и неприкосновенной, создание условий, при которых собственник по своему усмотрению и желанию мог ей распоряжаться. То есть реформирование экономических отношений, становление правового государства существенно повлияли на реализацию функций нотариата и стратегию его преобразования и развития. В процессе становления рыночной экономики в России впервые за многие годы остро встал вопрос о формировании рациональной нотариальной системы

Содержание

Введение2
1.История возникновения и развития нотариата………………………………………………3
2.Понятие нотариата6
3.Основы организация нотариата в РФ11
3.1. Правовое регулирование организации нотариата
3.2. Формы осуществления нотариальной деятельности.17
4. Учреждение должности нотариуса…………………………………………………………25
5. Правовой статус нотариуса…………………………………………………………………32
Заключение35
Список используемой литературы.37

Вложенные файлы: 1 файл

Нотариат в Российской Федерации.docx

— 77.48 Кб (Скачать файл)

Помимо  изготовления копий документов и  выписок из них нотариусу предоставлено  право составлять проекты сделок, заявлений и других документов. Предоставление указанного права нотариусу вызвано, прежде всего, значительно усложнившимся гражданским оборотом, увеличением разнообразия заключаемых и удостоверяемых у нотариуса договоров. Теперь авторами каждой сделки являются нотариус и клиент.

Важное  значение имеет и разъяснительная работа нотариуса по вопросам совершения нотариальных действий. Граждане и представители юридических лиц должны отчетливо представлять себе последствия заключаемых ими сделок.

К правам нотариуса относится истребование от физических и юридических лиц  сведений и документов, необходимых  для совершения нотариальных действий. В отношении физических лиц нотариус устанавливает также личность, проверяет  ее дееспособность. Устанавливает нотариус и правоспособность юридических  лиц путем изучения учредительных  документов.

Другая  составляющая правового статуса  нотариуса – его обязанности.

Как указывается в ст. 16 Основ, которая так и называется: "Обязанности нотариуса", нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им их права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий. Таким образом, российский законодатель обязанности нотариуса связывает исключительно с потребностями клиента.

Между тем, как отмечают исследователи, законодательный  взгляд на обязанности нотариуса  может быть шире14:

Во-первых, в их перечень следовало бы включить обязанности, обращенные к личности самого нотариуса, его профессиональному  облику. Так, не может не импонировать положение французского закона (на основе которого, кстати, и принимались  Российские Основы) о том, что "долг каждого нотариуса поддерживать и углублять свои знания, следить  за эволюцией права, экономики и  общества в целом".

Во-вторых, обязанности нотариуса обязательно  должны быть связаны со всем нотариальным сообществом, обращены к нему. Здесь  уместно привести положение из французского права, в соответствии с которым  нотариус обязывается участвовать  в коллективных мероприятиях и проявлять  деликатность в отношениях с коллегами. Эта обязанность влечет многочисленные мелкие ограничения, в частности, запрет на публичное выражение своего мнения по поводу личных и профессиональных качеств коллег и характера удостоверенных ими актов. Нотариусам Франции не разрешается привлекать клиентов посредством  уменьшения размера собственного гонорара. Недопустимы работа в праздничные  и выходные дни, а также предварительное  погашение расходов.

В-третьих, профессиональные обязанности нотариуса  по отношению к клиенту не могут  связываться только с разъяснением и предупреждением о последствиях действий. Нотариус предоставляет услуги, а значит, на него должна быть возложена  обязанность прикладывать все усилия к повышению их качества.

В-четвертых, обязанности нотариуса не могут  не отражать особенностей его профессионального  статуса. Вот почему законодатель Франции  обязывает нотариусов и в личной жизни не давать поводов для критики.

Оперируя  вышеизложенным, Щенникова Л.В15. приходит к выводу о необходимости изменить редакцию ст.16 Основ и дополнить ее следующими требованиями к российским нотариусам:

  • повышать квалификацию и заниматься самосовершенствованием;
  • участвовать в коллективной деятельности и проявлять профессиональную деликатность;
  • улучшать качество предоставляемых нотариальных услуг;
  • утверждать престиж профессии как непосредственно в нотариальной деятельности, так и в личной жизни.

На  мой взгляд, стоит согласиться  с автором, хотя большинство из предложений  носит больше декларативный характер, нежели чем определяет конкретные обязанности  нотариуса.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении подведем итоги нашей работы.

Итак, нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной  практикой.

При совершении нотариальных действий нотариусы  обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариальная  деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

На  должность нотариуса в Российской Федерации назначается в установленном  законом порядке гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое  образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной  нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Лицензия  на право нотариальной деятельности выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе  Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов  Москвы и Санкт-Петербурга в течение  месяца после сдачи квалификационного  экзамена на основании решения квалификационной комиссии.

Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством  юстиции Российской Федерации.

Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса  в течение трех лет, допускается  к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного  экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает.

Нотариус  беспристрастен и независим в  своей деятельности и руководствуется  Конституцией Российской Федерации, Конституциями  республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Необходимо  развивать и науку о нотариате, нотариальное право. Такой подход поможет  более четко сформулировать отправные  точки для более прогрессивного законодательного регулирования нотариальной деятельности, более четко определить роль нотариата как связующего звена  между гражданским обществом  и государством, реально обеспечивающим частные и публичные интересы.

Чтобы реализовать свой невостребованный потенциал, нотариат России должен обеспечить качественное и постоянное повышение  профессиональной квалификации нотариусов, соблюдение ими правил профессиональной этики, беспристрастности отношения  к гражданам. Несмотря на кажущуюся  банальность этих задач, без постоянной работы в этой сфере полноценная  реализация потенциала нотариата не представляется возможной.

В любом  государстве политическая стабильность обуславливает и деловой климат, и экономический рост, и инвестиционную привлекательность страны. Нельзя отрицать, что политическая стабильность демократического государства зависит во многом от уровня развития институтов гражданского общества и от их востребованности государством.

Российский нотариат стремится  заявить о себе, как о единой, цельной, негосударственной правоохранительной и правозащитной системе. Создание надлежащих условий для функционирования данного института является задачей  не только нотариального сообщества России, но и государства.

В свою очередь, стабильная ситуация в нотариате России, его востребованность позволили бы раскрыть и реализовать  внутренние возможности нотариата, положительно влияя на стабильность в обществе и укрепляя правовую защищенность граждан нашей страны.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации  от 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 года.
  2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 11 марта 1993 г. - N 10. - Ст. 357.
  3. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 1999 г. "Создание в субъекте Российской Федерации альтернативной нотариальной палаты признано незаконным" (Извлечение) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1999 г. - №10. - с.2.
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 1998 г. - №5.
  5. Герасимов В. Потенциал нотариата не востребован // Российская юстиция. – 2000. - N 1. – с.31.
  6. Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. – 1998. - №№6-7.
  7. Калиниченко Т. Конституционные основы деятельности нотариата // Российская юстиция. - №7. - июль 2001 г. – с.39.
  8. Колесник Р. Нотариат – пути реформирования // Новый понедельник. – 2004. – №10.
  9. Постатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / Под ред. Аргунова В.Н. – М.: Спарк. – 1996.
  10. Романовский Г.Б., Романовская О.В. Организация нотариата в России. – М.: "Издательство ПРИОР", 2001. – 256 с.
  11. Российская газета. - 21 августа 1997 г.
  12. Теоретические основы независимого нотариата России. Монография / Черемных И.Г. – Под ред.: Кучерена А.Г. - М.: Изд. Дом "Буквовед", 2006. - 256 c.
  13. Щенникова Л.В. Гражданское законодательство и нотариат: проблема соответствия // Законодательство. – 2000. - №11.
  14. Щенникова Л.В. Законодательство о нотариате в россии: проблемы и решения // Журнал российского права. – 2005. – №5.
  15. http://www.allpravo.ru/library/doc75p/instrum116/

1 Постатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / Под ред. Аргунова В.Н. – М.: Спарк. – 1996.

2 Щенникова Л.В. Гражданское законодательство и нотариат: проблема соответствия // Законодательство. – 2000. - №11.

3 Герасимов В. Потенциал нотариата не востребован // Российская юстиция. – 2000. - N 1. – с.31.

4 Калиниченко Т. Конституционные основы деятельности нотариата // Российская юстиция. - №7. - июль 2001 г. – с.39.

5 Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. – 1998. - №№6-7.

6 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 года.

7 Калиниченко Т. Конституционные основы деятельности нотариата // Российская юстиция. - №7. - июль 2001 г. – с.37.

8 Калиниченко Т. Конституционные основы деятельности нотариата // Российская юстиция. - №7. - июль 2001 г. – с.38.

9 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 11 марта 1993 г. - N 10. - Ст. 357.

10 Российская газета. - 21 августа 1997 г.

11 Герасимов В. Потенциал нотариата не востребован // Российская юстиция. – 2000. - №1.

12 Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 1999 г. "Создание в субъекте Российской Федерации альтернативной нотариальной палаты признано незаконным" (Извлечение) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1999 г. - №10. - с.2.

13 Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 1998 г. - №5.

14 Щенникова Л.В. Гражданское законодательство и нотариат в России: проблема соответствия // Законодательство. - №11. -ноябрь 2002 г. – с.43.

15 Щенникова Л.В. Гражданское законодательство и нотариат в России: проблема соответствия // Законодательство. - №11. -ноябрь 2002 г. – с.44.


Информация о работе Нотариат в Российской Федерации: понятие, задачи и основы организации