Нотариат в Российской Федерации: понятие, задачи и основы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Среди правоохранительных органов нашей страны немаловажное значение принадлежит государственному нотариату. Нотариат представляет собой систему государственных органов, на которые возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов и выполнение других нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.
Необходимость появления нотариата в России, как и в других странах мира, была вызвана объективными закономерностями развития общества, главная из которых - обеспечение сохранности частной собственности как священной и неприкосновенной, создание условий, при которых собственник по своему усмотрению и желанию мог ей распоряжаться. То есть реформирование экономических отношений, становление правового государства существенно повлияли на реализацию функций нотариата и стратегию его преобразования и развития. В процессе становления рыночной экономики в России впервые за многие годы остро встал вопрос о формировании рациональной нотариальной системы

Содержание

Введение2
1.История возникновения и развития нотариата………………………………………………3
2.Понятие нотариата6
3.Основы организация нотариата в РФ11
3.1. Правовое регулирование организации нотариата
3.2. Формы осуществления нотариальной деятельности.17
4. Учреждение должности нотариуса…………………………………………………………25
5. Правовой статус нотариуса…………………………………………………………………32
Заключение35
Список используемой литературы.37

Вложенные файлы: 1 файл

Нотариат в Российской Федерации.docx

— 77.48 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки

ВОЛГОГРАДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

Курсовая работа

 

 

По дисциплине: Правоохранительные органы

На тему: Нотариат в Российской Федерации: понятие, задачи и основы организации

 

 

Выполнил:        

Студент (ка)

Дневного (заочного) отделения

группы ЮИЗ-102

Донскова Марина Витальевна

Проверил:

Кандидат юридических наук

Соловьева Наталья Алексеевна

 

 

Волгоград, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение2

1.История возникновения и развития нотариата………………………………………………3

2.Понятие нотариата6

3.Основы организация нотариата в РФ11

    3.1. Правовое регулирование организации нотариата

    3.2. Формы осуществления нотариальной деятельности.17

4. Учреждение должности нотариуса…………………………………………………………25

5. Правовой статус нотариуса…………………………………………………………………32

Заключение35

Список используемой литературы.37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди правоохранительных органов нашей  страны немаловажное значение принадлежит  государственному нотариату. Нотариат представляет собой систему государственных  органов, на которые возложено удостоверение  бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов и выполнение других нотариальных действий, направленных на юридическое  закрепление гражданских прав и  предупреждение их возможного нарушения  в дальнейшем.

Необходимость появления нотариата в России, как и в других странах мира, была вызвана объективными закономерностями развития общества, главная из которых - обеспечение сохранности частной собственности как священной и неприкосновенной, создание условий, при которых собственник по своему усмотрению и желанию мог ей распоряжаться. То есть реформирование экономических отношений, становление правового государства существенно повлияли на реализацию функций нотариата и стратегию его преобразования и развития. В процессе становления рыночной экономики в России впервые за многие годы остро встал вопрос о формировании рациональной нотариальной системы. В советский период нашей истории нотариат не играл заметной роли в жизни гражданского общества и носил в основном номинальный характер. Внедрение рыночных механизмов, обеспечение реальной экономической самостоятельности юридических и физических лиц, распространение негосударственных форм собственности сделали необходимым создание нотариальной системы, позволяющей обеспечивать интересы личности и государства.

В данной исследовательской работе главной  целью является: подробно рассмотреть организацию нотариата в Российской федерации, изучить понятие, цели и задачи.

 

 

1.История возникновения и развития  нотариата

 

Ранее всего  нотариат развился в Италии еще в  середине VIII века.   Его прообразом был древнеримский институт  табеллионов  (tabelliones,  или notarii)  -  лиц,  занимавшихся  под контролем государственной власти сочинением юридических актов.  В конце XIX  века  образцом  устройства нотариата стала Франция,  когда Карл  Великий установил концепцию нотариата,  неразрывно связанную с магистратурой.  Сначала нотариус представлял собой нечто вроде секретаря суда,  который составлял договоры и отдавал их на подпись судье.  Затем очень быстро  нотариус наравне с судьями стал  держателем  Государственной печати и прямым представителем государственной власти, имеющим полномочия удостоверять договоры. Стать нотариусом могло только лицо, проработавшее не менее 6 лет в нотариальной  конторе.  После этого необходимо  было   сдать специальный квалификационный  экзамен.  Функции нотариата были очень широки.  Нотариусы освидетельствовали все акты и договоры,  составляли описи   имущества,  выдавали  разного  рода  свидетельства,  совершали публичные  продажи.  Поэтому  к  этой  должности  допускались   только "благонадежные"  лица,  внесшие  залог,  размер  которого  зависел  от доходности конторы.  Должности нотариуса были несменяемыми.  Взыскания на "провинившегося" налагались советами нотариусов,  который избирался профессиональным собранием.  Статус нотариуса был настолько весом, что нотариальные  акты  имели,  безусловно, доказательную силу и исполнялись без особого судебного решения. Формы же нотариального производства, равно как и ответственность нотариусов,  подробно регламентировались законами.

Что до России, то здесь до революции нотариус был  одним из уважаемых и высококвалифицированных  специалистов.  Первые российские  нотариальные акты   стали   заключаться  в  XIV-XV  веках.  Мытники  в  присутствии свидетелей на рынках  регистрировали  сделки,  за  совершение  которых сбирались  пошлины  и  сборы.  В  1649  году,  в период правления царя Алексея Михайловича,  по статьям  Соборного уложения "писать на дому" разрешалось  только  определенные  акты:  о  займе  денег или  хлеба (в деревнях на суммы не свыше 10 рублей),  сговорные свадебные  записи  и духовные завещания.

Остальные юридические  акты должны были составляться  площадными подьячими. Радикальную реформу нотариат России впервые пережил в 1866 году.

Тогда Положение  о нотариате получило силу закона,  по которому нотариусы числились  на  государственной  службе  без  права  занимать какую-либо иную должность. Сфера юрисдикции нотариуса распространялась только на округ окружного  суда,  в  ведомстве  которого  он  состоял. Желающий   примкнуть   к   сообществу  нотариусов  должен  был  пройти собеседование  с комиссией,  состоявшей из председателя окружного суда, прокурора и старшего нотариуса, после чего внести определенный залог в окружной суд. Из этого  залога удовлетворялись взыскания  по должности и частные долги  нотариуса.

Уволить нотариуса  мог  только старший председатель судебной палаты по представлению  председателя  окружного  суда  или  по  решению   суда. Должность  нотариуса не могли занимать иностранцы. Помимо строго  установленных пошлин и сборов в пользу казны,  нотариус по добровольному соглашению с обратившемуся к нему лицу взимал плату в свою  пользу.  Если  такового  соглашения не было,  то услуги нотариуса оплачивались  по  таксе,  устанавливаемой с высочайшего утверждения министерством юстиции совместно с министерством внутренних  дел и министерством финансов.  Правда,   требования платы сверх таксы Правительствующий Сенат считал  вымогательством,  поэтому соглашение должно было быть обязательно добровольным.

Чем интенсивнее  работал нотариус, тем больше он получал.  Однако, даже при личной  заинтересованности  в увеличении числа сделок нотариус не мог себе позволить совершать любые нотариальные  действия,  поскольку любая сделка  обеспечивалась его залогом.  Если на покрытие взыскания залог был израсходован  полностью или частично,  нотариус  временно отстранялся   от   должности   до   пополнения  залога.  В случае  же невосполнения залога в течение шести месяцев нотариус  увольнялся  с должности.   Жалобы  на  нотариусов  приносились в 2-недельный срок окружному суду и самому нотариусу.  Последний обязан  был в течение недели  представить в суд свои объяснения. Надзор за деятельностью нотариусов  и взыскания с них за  упущения  и злоупотребления по должности подчинялись общим правилам об ответственности должностных лиц судебного ведомства. Таким образом, нотариальная система России до революции 1917  года  практически ничем не  отличалась от нотариата большинства европейских    государств.    Нотариальные    документы, составленные российскими нотариусами, принимались во всех странах.

После Октябрьской  революции свободный нотариат России коренным образом изменил свой правовой статус. Его роль стала ничтожной. Отмена частной собственности на землю,  на средства производства,  на жилище  обрекла некогда  мощный  российский  нотариат  на  гибель  -  он  оказался  на задворках юриспруденции. Потребности в нотариате у советской власти не было.  Вплоть  до  принятия  в  1993  году Основ законодательства РФ о нотариате главной функцией нотариуса были лишь  регистрация  сделок  с автомобилями  и  заверение завещаний,  копий документов и всевозможных доверенностей,  как правило на получение пенсии и заработной платы. По сути,  нотариус  превратился в клерка,  который только и делал,  что заверял копии документов.  К первой попытке реанимировать нотариат  в начале 90-х годов государство отнеслось безразлично.  Однако переход к рыночным отношениям уже явно показал,  что государственный нотариат не готов к работе в новых условиях. Он вполне соответствовал советскому социалистическому обществу, где не было частной собственности, где все вокруг "было колхозное",  и совершенно не отвечал требованиям рыночных отношений -  защите  прав  на  владение   имуществом,   гарантии   их восстановления в случае причинения ущерба. Весь мир давно понял,  что основной  источник  финансирования  бюджета  находится  в  карманах  у граждан, и очень умело пользуется им через нотариальную систему.  Во всем мире,  кроме СССР,  нотариусы в силу выполняемой ими роли -  это, как правило, люди обеспеченные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. Понятие нотариата

 

В соответствии со ст.1 Основ, нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов  граждан и юридических лиц  путем совершения нотариусами предусмотренных  законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

В теории права можно встретить разносторонние определения нотариата. Так, Аргунов  В.Н. определяя нотариат, отмечает: «Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц»1.

Однако, на мой взгляд, такое определение устарело в определении нотариата как «системы государственных органов и должностных лиц». Оно скорее подходит для советского периода нотариата. Как верно отмечает Щенникова Л.В. «…нотариусы в России из государственных служащих с минимальным должностным окладом превратились в людей свободной профессии с высоким годовым доходом»2.

В настоящее  время вновь актуально определение, данное еще в энциклопедическом  словаре Брокгауза и Ефрона, впервые изданного в 1897 году, в котором нотариат определен как "правовой институт, носители которого - нотариусы - уполномочены государством совершать и свидетельствовать юридические акты, придавая тем последним значение актов публичных"3.

Нотариат  стал представителем государства, но в  тоже время институтом не входящим в систему органов государства. В тоже время, нотариат является непременной  составной частью современной Российской правовой системы, он позволяет государству  успешнее осуществлять его правоохранительные, фискальные и судебно-юрисдикционные функции.

Итак, органы нотариата не являются государственными органами и не входят в систему  государственных органов, однако на нотариат возложен ряд государственных  функций. Такой вывод можно сделать, анализируя содержания ряда положений  Основ (пункт 3 части пятой статьи 12, часть вторая статьи 17 и часть  первая статьи 34 Основ).

В связи  с этим в 1998 году ставился вопрос о  конституционности вышеназванных  положений, в соответствии с которыми на нотариальные палаты возложена обязанность  контролировать, исходя из публичных  интересов, профессиональную деятельность своих членов и реагировать на выявленные нарушения законодательства, что, по мнению заявителей, свидетельствует, о наделении негосударственных  органов государственными (контрольными) полномочиями и потому не соответствует  положениям Конституции Российской Федерации об осуществлении государственной  власти органами государства.

К слову  сказать, нотариальные палаты выполняют  и другие специфические публично значимые задачи: оказывают содействие в развитии частной нотариальной деятельности, организации стажировки претендентов на должность нотариуса, повышении профессиональной подготовки нотариусов, возмещении затрат на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов, организации страхования нотариальной деятельности для обеспечения возмещения возможного ущерба от нотариальных действий (часть вторая статьи 25 Основ).

Так что это, ошибка законодателя, или  преднамеренное наделение органов  нотариата рядом государственных  полномочий?

Как было отмечено в Постановлении Конституционного суда РФ «Конституция Российской Федерации, в том числе названные конституционные  нормы, не запрещает государству  передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным  организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти. По смыслу ее статей 78 (части 2 и 3) и 132 (часть 2), такая  передача возможна, при условии, что  это не противоречит Конституции  Российской Федерации и федеральным  законам.

Наделение государством нотариальных палат в  соответствии с законом отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения  в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан не противоречит Конституции Российской Федерации. Ее статьи 45 (часть 1) и 48 (часть 1), закрепляя  обязанность государства гарантировать  защиту прав и свобод, в том числе  на получение квалифицированной  юридической помощи, не связывают  законодателя в выборе путей выполнения указанной обязанности. Им осуществляется, в частности, и определение способов контроля со стороны нотариальных палат  за деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой. Предусмотренные  Основами законодательства Российской Федерации о нотариате способы  контроля согласуются с международной  европейской практикой: резолюция  Европейского парламента от 18 января 1994 года характеризует профессию нотариуса  в странах - членах Европейского Союза  как публичную службу, контролируемую государством или органом, действующим на основании устава и наделенным соответствующими полномочиями от имени государства.

Вместе  с тем контрольные полномочия нотариальных палат, закрепленные в  оспариваемых положениях Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (пункт 3 части пятой статьи 12, часть  вторая статьи 17 и часть первая статьи 34), не исключают существование и  иного государственного контроля за деятельностью как нотариусов, так и нотариальных палат: органы юстиции регистрируют уставы нотариальных палат и, следовательно, проверяют их соответствие закону, а также совместно с нотариальными палатами осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, правил нотариального делопроизводства (часть вторая статьи 9, статья 33 Основ); выполнение нотариальной палатой предписанных законом обязанностей поднадзорно прокуратуре (пункт 2 статьи 1, пункт 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"), подконтрольно органам государственной статистики и налоговым органам (статьи 32 и 33 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке. Но, кроме того, в соответствии со статьей 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации и на основании Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" суды, во всяком случае, вправе рассмотреть вопрос и о законности действий или решений нотариальных палат».

Информация о работе Нотариат в Российской Федерации: понятие, задачи и основы организации