Нотариат в Российской Федерации: понятие, задачи и основы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Среди правоохранительных органов нашей страны немаловажное значение принадлежит государственному нотариату. Нотариат представляет собой систему государственных органов, на которые возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов и выполнение других нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.
Необходимость появления нотариата в России, как и в других странах мира, была вызвана объективными закономерностями развития общества, главная из которых - обеспечение сохранности частной собственности как священной и неприкосновенной, создание условий, при которых собственник по своему усмотрению и желанию мог ей распоряжаться. То есть реформирование экономических отношений, становление правового государства существенно повлияли на реализацию функций нотариата и стратегию его преобразования и развития. В процессе становления рыночной экономики в России впервые за многие годы остро встал вопрос о формировании рациональной нотариальной системы

Содержание

Введение2
1.История возникновения и развития нотариата………………………………………………3
2.Понятие нотариата6
3.Основы организация нотариата в РФ11
3.1. Правовое регулирование организации нотариата
3.2. Формы осуществления нотариальной деятельности.17
4. Учреждение должности нотариуса…………………………………………………………25
5. Правовой статус нотариуса…………………………………………………………………32
Заключение35
Список используемой литературы.37

Вложенные файлы: 1 файл

Нотариат в Российской Федерации.docx

— 77.48 Кб (Скачать файл)

- Письмо  МНС РФ от 29 ноября 2002 г. N ММ-6-09/1846@ "О государственной регистрации  нотариальных палат".

- Письмо  ПФР от 1 октября 1997 г. N ЛЧ-16-28/7063 "О  нотариусах, занимающихся частной  практикой"

- Письмо  Минюста РФ от 13 мая 1997 г. N 09-11-1924-96 О неправомерности отказа нотариусов совершать исполнительные надписи на документах, представляемых ломбардами; и др.

Наряду  с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового  регулирования необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной  практики. Несмотря на то, что в нашей  стране судебная практика не является источником права и тем самым  не обязательна в правоприменении (как это принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. Поэтому важно обозначить обзоры арбитражной практики по делам, связанным с основами нотариата. В виду того, что таких обзоров в природе не существует, выделим, в качестве примера, постановления по конкретным делам:

- Письмо  Высшего Арбитражного Суда РФ  от 9 февраля 1995 г. N С4-7/ОП-84 О подведомственности арбитражным судам споров с участием физических лиц, являющихся частными нотариусами;

- Информационное  письмо Высшего арбитражного  суда РФ от 28 мая 1993 г. N С-13/ОСЗ-169 "В связи с введением в  действие Основ законодательства  Российской Федерации о нотариате";

- Постановление  Пленума Верховного Суда РСФСР  от 17 марта 1981 г. N 1 "О практике  применения cудами законодательства при рассмотрении дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении" (в ред. от 21 декабря 1993 г.) (с изм. и доп. от 25 октября 1996 г.).

Отдельно  необходимо остановиться на таком источнике  правового регулирования основ  нотариата, как решения Конституционного суда РФ.

В качестве примера можно выделить:

- Определение  Конституционного Суда РФ от 5 июля 2002 г. N 188-О "Об отказе в  принятии к рассмотрению жалобы  гражданки Кувшиновой Маргариты  Геннадьевны на нарушение ее  конституционных прав положениями  пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса  Российской Федерации"

- Определение  Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О "Об отказе в  принятии к рассмотрению жалобы  гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации"

- Определение  Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 120-О "Об отказе в  принятии к рассмотрению жалобы  гражданки Руппель Светланы Карловны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации"

Необходимо  отметить, что названные определения  Конституционного Суда Российской Федерации  окончательны и обжалованию не подлежит, что по юридической силе приближает их к Основному закону страны.

В заключение рассмотрения вопроса правового регулирования основ организации нотариата, хотелось бы акцентировать внимание на необходимости дальнейшего совершенствования института нотариата. Так, необходимо принятие федеральных законов "Об обязательном страховании профессиональной ответственности нотариусов", "О нотариальном тарифе" и ряда изменений и дополнений в действующие Основы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Формы осуществления нотариальной  деятельности

 

Действующее законодательство (ч.2. ст.1 Основ) закрепляет, что нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной  практикой.

Таким образом, можно констатировать становление  в России «дуализма нотариата» –  сочетания государственных и  частных нотариальных контор.

Однако, как замечают исследователи, «дуализм нотариата», до сих пор, не воспринимается у «обывателей». Как отмечает, Герасимов  В., значительные препятствия на пути использования преимуществ нотариата  коренятся и в неверном понимании  сущности латинского нотариата. Слово "частный", благодаря советской  пропаганде ставшее ругательным, вводит в заблуждение не только граждан, но порой и представителей власти. На самом деле нотариат латинского типа представляет собой уникальнейшую систему сочетания интересов граждан, государства и нотариусов - профессионалов в лучшем смысле слова. Термин "частный" в сочетании с термином "нотариус" означает отсутствие затрат государственной казны на обеспечение законных прав граждан, а также персональную ответственность и заинтересованность нотариуса в результатах этого благого дела»11.

Кроме того, компетенция нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторым исключением  одинакова. Общими для них являются и правила совершения нотариальных действий, и правовая сила нотариальных актов. Следовательно, с появлением в законодательстве о нотариате  в Российской Федерации нотариуса, занимающегося частной практикой, юрисдикционная природа нотариата в России не изменилась.

Несколько отличается порядок образования  частных и государственных нотариальных контор. В соответствии со ст. 7 Основ, государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются, в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Частные же нотариальные конторы, как это  следует из ст.8 Основ, создаются  по инициативе нотариуса занимающего  частной практикой. К слову сказать, в правовом статусе нотариуса, занимающегося частной практикой (ст.8 Основ), по существу перечисляются все признаки юридического лица. Однако нотариус, занимающийся частной практикой, юридическим лицом не является. Его имущественная ответственность не ограничивается обособленным имуществом юридического лица, он несет полную имущественную ответственность, в том числе личным имуществом, за ущерб, причиненный вследствие незаконного нотариального действия.

Необходимо  отметить, что реестр всех нотариальных контор, как государственных так и частных, ведет Министерство юстиции Российской Федерации (ч.3 ст.1 Основ).

Должность нотариуса учреждается и ликвидируется  органом юстиции совместно с  нотариальной палатой (ч.1 ст.12 Основ). С  этим положением тесно связано требование ч. 2 ст. 12 Основ о том, что количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе определяется органом юстиции  совместно с нотариальной палатой. Как отмечают исследователи, несомненно, что число должностей должно строго регулироваться. Если число нотариусов окажется больше необходимого, нотариус будет вынужден искать дополнительный заработок, зачастую в ущерб нотариальной деятельности. При этом он может  попасть в зависимость от коммерческих или иных структур, что, конечно же, недопустимо.

Точная  численность нотариусов должна быть установлена по каждому конкретному  нотариальному округу. При этом должна быть определена как общая численность  нотариусов, так и конкретное число  нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных  нотариальных конторах. Такое четкое разграничение необходимо для обеспечения  государственных нотариальных контор с определенной штатной численностью.

Основой объединения и координации осуществления  нотариата являются нотариальные палаты, которые образуются в каждой республике в составе Российской Федерации, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге.

В соответствии с ч.1 ст. 24 Основ, нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной  практикой.

Нотариальная  палата действует на основании устава, который принимается собранием  членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для  регистрации уставов общественных объединений.

В отличие  от нотариальных контор, нотариальные палаты являются юридическими лицами (некоммерческими организациями). В  связи, чем они подлежат государственной  регистрации, которая осуществляется в соответствии с порядком регистрации юридических лиц, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".

Как и любая другая некоммерческая организация, нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач (ч.5 ст.24 Основ).

Основы  не предусматривают существование  каких-либо альтернативных палат. Однако на практике возникали случаи их создания. Приведем пример:

«Мурманская областная нотариальная палата обратилась в Мурманский областной суд с  иском к управлению юстиции администрации  Мурманской области, Мурманской нотариальной палате о признании недействительным (незаконным) решения от 5 ноября 1997 г. N 131 о регистрации Мурманской нотариальной палаты. По ее мнению, создание и регистрация  на территории области второй (альтернативной) нотариальной палаты противоречит требованиям  ст.ст.2, 12, 24, 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, допускающей создание в каждом субъекте Российской Федерации только одной  нотариальной палаты.

Мурманский  областной суд признал недействительным указанную регистрацию и обязал управление юстиции администрации  Мурманской области исключить Мурманскую нотариальную палату из государственного реестра некоммерческих организаций, в пользу истца взыскал расходы  по госпошлине по 417 руб. 45 коп. с каждого ответчика.

В кассационных жалобах управление юстиции Мурманской области и Мурманская нотариальная палата просили об отмене решения  суда как принятого по иску ненадлежащего  лица и постановленного без учета  норм ГК РФ и Федерального закона "О  некоммерческих организациях".

Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 19 апреля 1999 г. оставила судебное решение без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения, указав следующее.

В соответствии со ст.24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. (далее - Основы о нотариате) нотариальная палата - некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной  практикой.

Членами нотариальной палаты могут быть также  лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности.

Нотариальные  палаты образуются в каждой республике в составе Российской Федерации, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге.

Частью 1 ст.29 Основ о нотариате предусмотрена  Федеральная нотариальная палата - некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение  нотариальных палат республик в  составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Таким образом, Основы о нотариате устанавливают  единую, заранее определенную по составу, организованную по территориальному принципу систему, состоящую из нотариальных палат субъектов Российской Федерации, объединенных в Федеральную нотариальную палату.

Данное  построение обусловлено спецификой нотариата, призванного обеспечить защиту прав и законных интересов  граждан и юридических лиц, необходимостью организации государством эффективного контроля за деятельностью нотариусов, совершающих нотариальные действия от имени Российской Федерации (ст.1 Основ о нотариате), публично-правовым предназначением нотариальных палат, наделенных государством отдельными управленческими  и контрольными полномочиями в целях  обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан (п.3 ч.5 ст.12, ч.1 ст.34 Основ о нотариате).

Возможность создания помимо нотариальных палат  субъектов Российской Федерации  других нотариальных палат Основы о  нотариате не предусматривают.

Этот  вывод сделан исходя из других положений  Основ о нотариате в их взаимосвязи, в частности, ч.4 ст.2, обязывающей  нотариуса, занимающегося частной  практикой, быть членом нотариальной палаты, ч.2 ст.4, предусматривающей образование  квалификационных коллегий при органах  юстиции с участием представителей нотариальной палаты, чч.1, 2 ст.12, устанавливающей, что должность нотариуса учреждается  и ликвидируется, а также количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Как видно из названных правовых положений, субъектом отношений, связанных с обязательным членством нотариуса, наделением его полномочиями, определением количества должностей нотариуса, наряду с соответствующим органом юстиции во всех случаях выступает только одна нотариальная палата.

При таком положении вывод областного суда о незаконности создания в Мурманской области второй нотариальной палаты правильный.

Довод ответчиков в кассационных жалобах  о нарушении норм гл.4 ГК РФ и Федерального закона от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях", не содержащих ограничений  количества создаваемых организаций  в форме некоммерческого партнерства, необоснован. Указанные законодательные акты в числе форм некоммерческих организаций не называют нотариальные палаты, допуская создание организаций в иных формах, предусмотренных федеральным законом. Таким специальным законом являются Основы о нотариате, наделяющие нотариальные палаты государственными исполнительными и контрольными функциями, несвойственными некоммерческим организациям и предопределяющими особый статус этих палат, их состав и систему.

Информация о работе Нотариат в Российской Федерации: понятие, задачи и основы организации