Нотариат в Российской Федерации: понятие, задачи и основы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Среди правоохранительных органов нашей страны немаловажное значение принадлежит государственному нотариату. Нотариат представляет собой систему государственных органов, на которые возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов и выполнение других нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.
Необходимость появления нотариата в России, как и в других странах мира, была вызвана объективными закономерностями развития общества, главная из которых - обеспечение сохранности частной собственности как священной и неприкосновенной, создание условий, при которых собственник по своему усмотрению и желанию мог ей распоряжаться. То есть реформирование экономических отношений, становление правового государства существенно повлияли на реализацию функций нотариата и стратегию его преобразования и развития. В процессе становления рыночной экономики в России впервые за многие годы остро встал вопрос о формировании рациональной нотариальной системы

Содержание

Введение2
1.История возникновения и развития нотариата………………………………………………3
2.Понятие нотариата6
3.Основы организация нотариата в РФ11
3.1. Правовое регулирование организации нотариата
3.2. Формы осуществления нотариальной деятельности.17
4. Учреждение должности нотариуса…………………………………………………………25
5. Правовой статус нотариуса…………………………………………………………………32
Заключение35
Список используемой литературы.37

Вложенные файлы: 1 файл

Нотариат в Российской Федерации.docx

— 77.48 Кб (Скачать файл)

К слову  сказать, дискуссия о взаимодействии государственных органов и органов  нотариата продолжается и сейчас.

Тезис о том, что государство должно во всей полноте контролировать нотариуса, связан с соотношением понятий "государство  и нотариат" и основан на позитивистском понимании государства. Сторонники его считают, что власть государства  суверенна по определению и не связана правом. Власть может сама ограничить себя действующими законами, но может в любой момент снять  эти самоограничения. Не связанное  принципами и нормами Конституции  государство вправе принять любой  закон, в том числе и о нотариате, о структуре государственной  власти, о правах человека и т.д. Такому пониманию государства соответствует  и понимание права, при котором  обязательными являются любые нормы, установленные государством. При  этом не учитываются интересы общественного  прогресса, формальное равенство прав граждан, естественные и неотчуждаемые  права и институты их обеспечения.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. Эта норма имеет непосредственное отношение к нотариату, прежде всего  в части обеспечения соблюдения и защиты прав каждого. "Достойная  жизнь человека", которая будет  обеспечиваться в социальном государстве, в свое содержание включает наряду с материальной обеспеченностью, благополучием  также и обеспечение нотариальной защиты прав граждан. В той мере, в какой проблемы нотариата затрагивают  интересы человека, эти проблемы носят  социальный характер. Соответственно последовательное решение этих проблем  в интересах человека и общества с помощью нотариата является инструментом создания в России социального  государства.

Одна  из наиболее существенных основ конституционного строя России связана с закреплением принципа разделения государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную. Применительно к сфере нотариата это деятельность по формированию современного законодательства о нотариате и нотариальном процессе, обеспечению его реализации. Соответствующие ветви при этом являются независимыми. Цель разделения - создание гарантий от произвола, обеспечение законности, оспаривание действий нотариуса только на основе закона и только в суде4.

Понятие нотариата можно раскрыть через  его функции. Так, определяющим правовую природу нотариата признаком  следует считать юрисдикционную, правоохранительную функцию. С одной  стороны, она является продолжением, детализацией функций Министерства юстиции по организации юридических  услуг и правовой помощи. Подчеркивается, что реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции Российской Федерации. С  другой стороны, нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и  последующего контроля за законностью в гражданском обороте. Поэтому их деятельность тесно соприкасается - суд рассматривает жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении, нотариальные акты оспариваются в порядке искового производства в суде или арбитражном суде, при совершении некоторых действий нотариальный орган, как и суд, руководствуется нормами ГПК РФ, принудительное взыскание по исполнительной надписи осуществляется по правилам исполнительного производства и др.

В отличие  от суда, который рассматривает в  гражданском процессе споры о  праве, нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление  гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем. Таким образом, деятельность нотариата имеет предупредительный характер. Отдельные исследователи, анализируя названную функцию нотариата, говорят о функции превентивного правосудия5. Какое содержание мы вкладываем в понимание нотариата как института превентивного, предупредительного правосудия?

Как отмечает В. Жуйков прежде всего это те случаи, когда нотариус непосредственно обеспечивает защиту прав гражданина, чем предупреждает необходимость обращаться к судье за защитой тех прав. В других случаях, когда все же не удается предотвратить обращение к правосудию, нотариальные действия максимально облегчают и упрощают деятельность правосудия. Если наш свободный российский нотариат латинского типа в состоянии выполнить эти задачи, то он может рассматриваться в качестве института превентивного, предупредительного правосудия.

Таким образом, учитывая вышесказанное, в  заключение дадим определение нотариата: нотариат – это публично-правовой, правозащитный, правоприменительный  институт, обеспечивающий защиту прав и законных интересов граждан  и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени  Российской Федерации.

 

2. Основы организация нотариата  в РФ

 

2.1 Правовое регулирование организации  нотариата

 

Современное законодательство о нотариате представляет собой целый комплекс разно отраслевых нормативно-правовых актов, в центре которого, находится Конституция Российской Федерации6.

Все основные правовые принципы статуса  нотариата, его цели и задачи следуют  из Конституции РФ.

Именно  в Основном законе закреплены признание  и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и  иных форм собственности, недопустимость осуществления прав и свобод с  нарушением прав и свобод других лиц, равенство всех перед законом  и судом; неприкосновенность частной  жизни, личной и семейной тайны; право  каждого иметь имущество в  собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими  лицами; недопустимость лишения имущества  иначе как по решению суда; права  наследования; свобода владения, пользования  землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц; право на получение  квалифицированной юридической  помощи и т.д.

Анализируя  Конституцию РФ как источник нотариального  права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки  зрения последовательного обеспечения  деятельности нотариата, и специальные, конкретно определяющие основополагающие принципы развития нотариата.

Общие нормы провозглашают, прежде всего, что Россия – демократическое, правовое государство. Это положение и  является отправной точкой для деятельности нотариата.

Характеристика  Российской Федерации как правового  государства означает, что в организации  и деятельности государства, в том  числе при подготовке и принятии решений о нотариате и нотариальном процессе, должны превалировать принципы права, а не мотивы политической и  иной целесообразности. Особенно актуальным это является в условиях борьбы за создание нового законодательства о  нотариате, когда многие выступают  с политическими заявлениями  о том, что России не нужен латинский  нотариат, настаивают на огосударствлении нотариата, что было присуще советской правовой системе7.

Как мы уже отметили, систему нотариального  права составляет четкая иерархия нормативно-правовых актов во главе с Конституцией. Наряду с Основным законом это  ряд кодифицированных и иных законодательных  актов, подзаконные и ведомственные  нормативные акты. Рассмотрим их более  подробно, но прежде обратимся к  разграничению полномочий Российской федерации, и ее субъектов в области правового регулирования организационных основ нотариата.

С учетом федеративного устройства России Конституция  РФ определила предметы исключительного  ведения Российской Федерации (ст.71) и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст.72) в области прав человека и гражданина. Так, в ведении Федерации находятся регулирование и защита прав человека и гражданина. Нотариат же, согласно пп. «л» п.1 ст.72 Конституции РФ находится в совместном ведении.

Отдельные исследователи, стоят на позиции  необходимости включения нотариата  в исключительное веденье РФ. Так, Т.Калиниченко отмечает: важно определить на федеральном уровне предоставление права субъектам Федерации осуществить переход на единую организационную форму нотариата, исходя из того, что нотариус имеет отношение ко всему комплексу гражданско-правовых отношений, регламентированных ГК РФ и ГПК РФ. Это может быть достигнуто путем распространения норм ст.71 Конституции РФ на нотариат и нотариальный процесс, которые должны определить исключительные полномочия Федерации по вопросу о нотариате и нотариальном процессе, предусмотрев систему федерального нотариата, обеспечивающего специальный федеральный статус нотариуса, включающий не только уровень его федеральных нотариальных полномочий, но и систему ответственности нотариусов и их сообществ, контроля государства за осуществлением нотариального процесса и так далее8.

На  мой взгляд, достаточным является уже действующее законодательное  закрепление. Единственное, что необходимо добавить – идеальным вариантом  разграничения полномочия Российской Федерации и ее субъектов является соответствующее соглашение. Примером такого разграничения является Соглашение от 27 мая 1996 г. N 12 между Правительством Российской Федерации и администрацией Иркутской области о разграничении полномочий в сфере нотариата, адвокатуры и подготовки юридических кадров. В нем четко расписаны полномочия «центра» и субъекта, что исключает возникновение проблем и противоречий на практике.

Центральным кодифицированным актом, регулирующим основы нотариата, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г.)9

Наряду  с основами необходимо выделить следующие  кодифицированные акты:

- Налоговый  кодекс Российской Федерации  - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ  и часть вторая от 5 августа  2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г.);

- Гражданский  кодекс Российской Федерации  (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января 2003 г);

- Уголовный  кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (действующая  редакция);

- Семейный  кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.) и другие  законодательные акты.

Среди нормативных актов направленных на регулирование организационных  основ нотариата отдельно необходимо выделить подзаконные нормативные акты: указы президента РФ и постановления правительства РФ. Они не должны противоречить вышеназванным законам. Кроме того, Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные основам нотариата, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации. Итак, это:

- Указ  Президента РФ от 22 июля 2002 г. N 767 "Об использовании Государственного  герба Российской Федерации на  печатях нотариусов";

- Постановление  ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-I "О  порядке введения в действие  Основ законодательства Российской  Федерации о нотариате";

- Постановление  Президиума ВС РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1 "Об установлении классных  чинов для работников органов  юстиции и государственного нотариата  РСФСР".

Наряду  с законодательными и подзаконными нормативными актами необходимо выделить и ведомственные акты.

В отношении  таких документов существует общее  правило, выраженное в постановлении  Правительства Российской Федерации  от 13 августа 1997г10 №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в "Российской газете". Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Итак, среди ведомственных нормативных  актов необходимо выделить:

- Приказ  Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. N 99 "Об  утверждении Форм реестров для  регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и  удостоверительных надписей на  сделках и свидетельствуемых  документах";

- Приказ  Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. N 99 "Об  утверждении Форм реестров для  регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и  удостоверительных надписей на  сделках и свидетельствуемых  документах";

- Приказ  Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 178 "Об  утверждении Положения об апелляционной  комиссии по рассмотрению жалоб  на решения квалификационных  комиссий по приему экзаменов  у лиц, желающих получить лицензию  на право нотариальной деятельности"

- Приказ  Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 179 "Об  утверждении Порядка прохождения  стажировки лицами, претендующими  на должность нотариуса"

- Положение  о порядке проведения конкурса  на замещение вакантной должности  нотариуса (утв. приказом Минюста  РФ от 17 февраля 1997 г. N 19-01-19-97);

- Приказ  Минюста РСФСР от 16 октября 1991 г. N 152/13-3-23 "Об утверждении Инструкции  о порядке присвоения классных  чинов работникам органов юстиции  и государственного нотариата  РСФСР";

- Приказ  Минюста РФ от 19 августа 1976 г. N 32 "Об утверждении Инструкции  по делопроизводству в государственных  нотариальных конторах РСФСР";

Информация о работе Нотариат в Российской Федерации: понятие, задачи и основы организации