Нотариат в Российской Федерации: понятие, задачи и основы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Среди правоохранительных органов нашей страны немаловажное значение принадлежит государственному нотариату. Нотариат представляет собой систему государственных органов, на которые возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов и выполнение других нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.
Необходимость появления нотариата в России, как и в других странах мира, была вызвана объективными закономерностями развития общества, главная из которых - обеспечение сохранности частной собственности как священной и неприкосновенной, создание условий, при которых собственник по своему усмотрению и желанию мог ей распоряжаться. То есть реформирование экономических отношений, становление правового государства существенно повлияли на реализацию функций нотариата и стратегию его преобразования и развития. В процессе становления рыночной экономики в России впервые за многие годы остро встал вопрос о формировании рациональной нотариальной системы

Содержание

Введение2
1.История возникновения и развития нотариата………………………………………………3
2.Понятие нотариата6
3.Основы организация нотариата в РФ11
3.1. Правовое регулирование организации нотариата
3.2. Формы осуществления нотариальной деятельности.17
4. Учреждение должности нотариуса…………………………………………………………25
5. Правовой статус нотариуса…………………………………………………………………32
Заключение35
Список используемой литературы.37

Вложенные файлы: 1 файл

Нотариат в Российской Федерации.docx

— 77.48 Кб (Скачать файл)

Кроме того, нельзя согласиться с утверждением ответчиков о том, что признанием обязательным членства нотариуса в  нотариальной палате региона суд  в нарушение ст.ст.30, 37 Конституции  Российской Федерации ограничил  право нотариусов, занимающихся частной  практикой, на выбор работы, т.е. нотариальной палаты, принуждая их осуществлять трудовые функции только в одной  нотариальной палате субъекта Российской Федерации. Государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную (в данном случае - нотариальную) деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в ней. Поэтому обязательность членства нотариусов, занимающихся частной практикой, в нотариальной палате, созданной в соответствии с законом, не затрагивает их конституционных прав на свободу объединения и свободный выбор рода деятельности и профессии. Подобная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 19 мая 1998 г. N 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.ст.2, 12, 17, 24 и ст.34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Мурманская  областная нотариальная палата, объединяющая нотариусов, занимающихся частной практикой  на территории Мурманской области, представляет их интересы, участвует в наделении  их полномочиями, в учреждении, ликвидации и определении количества должностей нотариусов, осуществляет контроль за исполнением ими своих профессиональных обязанностей по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации, в связи с этим непосредственно  заинтересована в обеспечении на территории области надлежащей защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Таким образом, данная нотариальная палата - надлежащее лицо по иску, связанному с осуществлением нотариальной деятельности на территории области, и как нотариальная палата субъектов Российской Федерации вправе требовать устранения нарушений в сфере нотариальной деятельности в этом регионе.

Ссылка  ответчиков в жалобах на нарушение  норм закона, в частности ст.ст.61, 62 ГК РФ, регламентирующих порядок ликвидации некоммерческих организаций и определяющих круг лиц, имеющих право обращения  в суд с названными требованиями, ошибочна. В данном случае заявлено требование не о ликвидации некоммерческой организации, а о признании недействительным решения о ее регистрации. Недействительность решения о регистрации влечет за собой недействительность всех последующих основанных на нем актов, в том числе соответствующей записи о регистрации в государственном реестре некоммерческих организаций.

Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы  материального права, регулирующие возникшие отношения, нарушения  норм процессуального закона не допущено, в связи с этим законных оснований  для отмены решения областного суда не имеется»12.

Таким образом, действующее законодательство исключает существование альтернативных нотариальных палат.

К слову  сказать, вопрос о конституционности  положений части четвертой статьи 2 и части первой статьи 24 Основ  законодательства Российской Федерации  о нотариате, об обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, в нотариальной палате, ставился в  Конституционном суде РФ 19 мая 1998 года. Тогда заявители высказали мнение, что вышеназванные нормы не соответствуют  статье 30 (часть 2) Конституции Российской Федерации, запрещающей принуждение  к вступлению в какое-либо объединение  или пребыванию в нем, суд приостановил производство по делу и направил в  Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке конституционности  указанных норм. Конституционный  суд подтвердил конституционность  данных положений.

Процитируем лишь часть постановления:

«Осуществление  нотариусами нотариальных функций  от имени государства предопределяет их публично-правовой статус и обусловливает  необходимость организации государством эффективного контроля за деятельностью, включая деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадлежащих к лицам свободной профессии. В связи с этим Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривается создание в каждом субъекте Российской Федерации нотариальных палат - некоммерческих организаций, представляющих собой профессиональные объединения, которые основаны на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, и организуют работу на принципах самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации и своим уставом (части первая, третья и четвертая статьи 24 Основ).

Именно  в силу публичного предназначения нотариальных палат для их организации неприемлем принцип добровольности, характерный  для членства в других объединениях, которые создаются в целях  удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан исключительно  на основе общности их интересов (статья 30 Конституции Российской Федерации, статья 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 3 Федерального закона "Об общественных объединениях").

Обязательное  членство занимающихся частной практикой  нотариусов в нотариальной палате как  условие занятия указанной профессией не затрагивает ни конституционный  принцип равенства, ни конституционные  права на свободу объединения  и свободный выбор рода деятельности и профессии (статьи 19, 30 и 37 Конституции  Российской Федерации), поскольку государство  вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную (нотариальную) деятельность, обязательные условия  назначения на должность и пребывания в должности.

Аналогичная правовая позиция была сформирована Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 января 1997 года по делу о проверке конституционности части четвертой  статьи 47 УПК РСФСР: государство, обеспечивая  оказание гражданам различных видов  юридической помощи, обязано устанавливать  с этой целью определенные профессиональные и иные требования; к компетенции  законодателя относится и определение  соответствующих условий допуска  тех или иных лиц к профессиональной юридической деятельности с учетом ее публичной значимости.

Это тем более оправдано, когда такая  деятельность осуществляется от имени  государства, что имеет место  при совершении нотариальных действий. Кроме того, членство в нотариальной палате не препятствует нотариусам, занимающимся частной практикой, участвовать  в создании других объединений (общественных, профессиональных союзов и т.п.), основанных на принципе добровольного членства. Однако такие объединения не могут  наделяться установленными Основами для  нотариальных палат властными организационно-контрольными полномочиями.

Невыполнение  занимающимся частной практикой  нотариусом требования об обязательном членстве в нотариальной палате является нарушением законодательства и как  таковое может повлечь прекращение  судом его деятельности. Однако членство в нотариальной палате и связанное  с ним право осуществления  частной нотариальной деятельности не могут быть поставлены в зависимость  от каких-либо иных, не установленных  законом условий, в том числе  от уплаты не предусмотренных Основами вступительных взносов»13.

Вернемся  к рассмотрению правового статуса  нотариальной палаты.

В соответствии с ч.2 ст.25 Основ, нотариальная палата представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью  нотариусов; организует страхование  нотариальной деятельности.

Организация деятельности региональной нотариальной палаты невозможна без руководящих  органов нотариального самоуправления. Согласно ст. 26 Основ высший орган  нотариальной палаты - собрание ее членов. При голосовании члены нотариальной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимися  частной практикой, обладают правом решающего голоса, а помощники  и стажеры нотариуса - правом совещательного голоса.

В период между собраниями деятельностью  нотариальной палаты руководят избранные  собранием членов нотариальной палаты правление и президент.

 

3. Учреждение должности нотариуса

 

В соответствии со ст.2 Основ, на должность нотариуса  в Российской Федерации назначается  в порядке, установленном Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий  высшее юридическое образование, прошедший  стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося  частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право  нотариальной деятельности.

При рассмотрении требований к лицу, претендующему  на должность нотариуса интересно  обратиться к историческому опыту  России. Так, в ст.5 Положения о  нотариальной части, высочайше утвержденного 14 апреля 1866 г., среди требований к  кандидату упоминались и препятствия  к назначению на нотариальную должность. Уже в конце XIX в. ни у кого не вызывало сомнений, что юрист, находящийся  в контакте с "потребителем прав", призванный ставить право на службу человеку и предупреждать споры, должен быть человеком чистой биографии  как в правовом, так и в нравственном отношении. Вот почему на должность  нотариуса до революции не мог  претендовать человек, "опороченный  судом или общественным приговором".

Как подчеркивает Л.В. Щенникова, биография для желающего стать нотариусом имеет очень существенное значение, поскольку она всесторонне характеризует соискателя: насколько он человек дисциплинированный (в частности, не был ли ранее уволен и не привлекался ли к дисциплинарной ответственности), умеет ли распоряжаться деньгами (кандидат не может быть объявлен банкротом или преследоваться за долги), наконец, является ли морально чистым (не должен привлекаться к юридической ответственности за действия, противные нормам морали). Думается, что усовершенствование законодательства о нотариате в первую очередь должно пойти по пути установления в нормативном порядке продуманного перечня препятствий к занятию должности нотариуса в России.

По  действующему же законодательству, кроме  того, что лицо должно быть гражданином  РФ и иметь высшее юридическое  образование, оно должно пройти стажировку.

Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими  на должность нотариуса, утвержден  решением Правления Федеральной  нотариальной палаты и приказом Минюста  РФ от 26 мая, 21 июня 2000 г. N179.

В соответствии с вышеуказанным Порядком, лицо должно сдать экзамен на право прохождения  стажировки.

После сдачи экзамена, назначение на должность  стажера с указанием руководителя стажировки в государственной нотариальной конторе осуществляется органом  юстиции, а на должность стажера  нотариуса, занимающегося частной  практикой, - нотариальной палатой. При  необходимости орган юстиции  или нотариальная палата в течение  срока стажировки могут принять  решение о назначении другого  руководителя стажировки.

Срок  такой стажировки в соответствии с Порядком (п.1) составляет не менее  одного года, однако, для лиц, имеющих  стаж работы по юридической специальности  не менее трех лет, срок стажировки может быть сокращен совместным решением территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации и  нотариальной палатой субъекта Российской Федерации. При этом продолжительность  стажировки не может быть менее шести  месяцев.

Программа стажировки утверждается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Она является единой и обязательной для всех стажеров и руководителей  стажировки. Программа должна содержать  перечень мероприятий, направленных на получение стажером специальных  теоретических знаний, приобретение практических навыков по совершению нотариальных действий и организации  работы нотариуса. Сокращение срока  стажировки не освобождает стажера  от обязанности освоить программу  стажировки.

Контроль  за проведением стажировки, освоением программы стажировки, выполнением индивидуального плана стажером осуществляют орган юстиции и нотариальная палата.

По  результатам прохождения стажировки руководитель стажировки составляет заключение об итогах стажировки и представляет его на утверждение соответственно в орган юстиции или нотариальную палату.

При утверждении указанного заключения стажер считается прошедшим стажировку.

После прохождения стажировки, лицо, претендующее на должность нотариуса, должно сдать квалификационный экзамен и получить лицензию на право нотариальной деятельности.

В настоящее  время действует Положение о  квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утвержденное решением Правления Федеральной  нотариальной палаты от 20 марта 2000 г. и  приказом Минюста РФ от 14 апреля 2000 г. N 132.

Квалификационная  комиссия по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право  нотариальной деятельности, образуется при территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации (далее - орган юстиции) с участием представителей нотариальной палаты субъекта Российской Федерации. Она создается сроком на три года в количестве не менее пяти человек. В состав комиссии включаются равное количество представителей органа юстиции и нотариальной палаты, а также, по согласованию, ученые-юристы и представители судейского сообщества.

Информация о работе Нотариат в Российской Федерации: понятие, задачи и основы организации