Анализ особенностей правового регулирования в области охраны интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 21:16, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является сравнительный анализ особенностей правового регулирования в области охраны интеллектуальной собственности в российском гражданском законодательстве и законодательстве зарубежных стран (романо-германской и англо-саксонской правовых систем).
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи исследования:
1) Проанализировать понятие интеллектуальной собственности и охарактеризовать интеллектуальную собственность как объект гражданских прав в действующем российском гражданском законодательстве.
2) Рассмотреть изменения в понимании интеллектуальной собственности в части четвертой Гражданского кодекса РФ.
3) Раскрыть понятие интеллектуальной собственности в международном частном праве.
4) Сравнить особенности правового регулирования в области охраны ин-теллектуальной собственности в законодательствах стран романо-германской и англо-саксонской правовых систем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНСТИТУТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ…………………………….........................................
1.1. История становления и развития интеллектуальной собственности..
1.2. Понятие и особенности интеллектуальной собственности…………..
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ………………………………………………………………..
2.1Авторское право и права смежные с авторскими………………………
2.2Патентное право………………………………………………………
2.3Право на средства индивидуализаций юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий………………………………………………………..
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ………………………
3.1 Специфика защиты авторских и смежных прав………………………….
3.2 Споры правообладателей в интеллектуальной сфере: особенности и порядок разрешения……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 125.93 Кб (Скачать файл)

Первые определения авторского права появились с возникновением самой категории авторского права  и означали, прежде всего, принадлежность авторского права тому или иному  лицу. Поэтому, на наш взгляд, на этапе  становления, авторское право можно  определить как – право извлекать  выгоды из созданий умственного труда . Иначе авторское право – господство лица над произведением.7.

В современном понимании  авторское право раскрывается посредством  ряда определений. Авторское право  – это, во-первых, ряд правомочий автора, то есть субъективное право автора. Во-вторых, авторское право – совокупность норм направленных на регулирование авторских правоотношений.

Авторские правоотношения –  отношения предполагающие множество  участников. В них участвуют, с  одной стороны, авторы произведений и их наследники, с другой стороны  – организации, заинтересованные в  их использовании (издательства, театры, киностудии и т.д.).

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная  и иные формы собственности. В  соответствии с этим различаются  и субъекты (носители) авторского права  – частные лица, государственные  и местные организации и т.д.

Субъекты авторского права, в широком понимании, – это  лица участвующие в авторских  правоотношениях. При таком определении  субъектами авторского права будут  являться: лица, которым могут принадлежать авторские права, организации по защите авторских прав и др. субъекты.

Субъекты авторского права, в узком понимании, – это авторы произведений, то есть обладатели личных авторских прав.

 В соответствии с  четвертой частью Гражданского  кодекса Российской Федерации  (далее ГК) автором произведения  науки, литературы или искусства  признается гражданин, творческим  трудом которого создано произведение (ст. 1257).

Таким образом, автор –  это, прежде всего физическое лицо (группа физических лиц предполагает соавторство).

Ни возраст, ни пол, ни раса (национальность) не имеют значение для признания лица автором. При  этом авторская правоспособность возникает  с момента рождения (ст. 17 ГК РФ). Однако нужно учитывать, что право распоряжаться  авторскими трудами тесно связно с понятием дееспособности (ст. 21 ГК РФ). В соответствии со ст. 26 ГК РФ (п. 2 пп. 2), без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права  автора на произведения науки, литературы или искусства…могут несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет. Таким  образом, авторская дееспособность наступает с достижением автора возраста 14 лет.

Важно отметить, что для  возникновения авторского права  не имеет значения и дееспособность лица. То есть, автором может быть и лицо, признанное по действующему гражданскому законодательству недееспособным. Однако и здесь необходимо оговориться: в случае признания лица недееспособным, может быть ограничено его право  распоряжения результатами авторского труда (совершать сделки по отчуждению имущественных прав).

После смерти автора субъектами авторского права становятся его  наследники. Однако наследуются не все права. Неотчуждаемы и непередаваемы: право авторства – право признаваться автором произведения и право на авторское имя – право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно (п. 1 ст. 1265 ГК РФ). Однако наследники вправе защищать названные права и право на неприкосновенность произведения (ст. 1267 ГК РФ).

На стороне автора может  выступать и «множественный»  носитель авторских прав – соавторы. В соответствии с п. 1 ст. 1258 ГК РФ, авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно  независимо от того, образует ли такое  произведение одно неразрывное целое  или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное  значение.

Соавторство предполагает наличие  соответствующего соглашения между  соавторами (письменного или устного). Отсутствие такого соглашения, ни при  каких условиях не приводит к соавторству. 

Как в действующем законодательстве, так и в теории авторского права  выделяется как неделимое соавторство, так и делимое. Существенное отличие, на наш взгляд, заключается в том, что при делимом соавторстве, соавтор при соблюдении ряда условий  может рассматриваться как индивидуальный субъект авторского права (абз. 2 п. 2 ст. 1258 ГК РФ). Например, автор главы  в учебнике по авторскому праву, может  переработать свою главу и представить  ее как статью или учебное пособие. При неделимом же соавторстве  субъекты (соавторы) не могут выделить свой авторский труд из произведения, и соответственно самостоятельно выступать  автором части произведения. 

В качестве субъекта авторских  правоотношений могут выступать  и юридические лица, но не в качестве автора, а в качестве обладателя имущественных прав на произведение, то есть выступать обладателем производных  прав (пользователями).

В качестве особых субъектов  авторского права можно выделить: специальные ведомственные органы (в советский период, например, –  Госкомиздат), комитеты (и организации) по защите авторских прав, объединения  издателей и т.д.

Содержание авторских  прав складывается из двух составляющих: личных прав автора и имущественных  прав. Такое разделение появилось  не так давно, но в настоящее время  свойственно фактически всем системам права.

Законодатель в п. 1 ст. 1259 ГК РФ закрепил, что авторское  право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа  его выражения.

Таким образом, объект авторского права, в широком понимании –  это произведение.

Законодатель не определяет понятие «произведения», но дает четкие признаки, которыми «произведение» должно обладать:

Во-первых, оно должно относиться к науке, литературе или искусству.

На наш взгляд, это рамочный, чисто условный признак, т.к. законодатель акцентирует внимание на том, что  не имеет значения достоинство произведения, а также способ его выражения. Стоит согласиться с исследователями, которые подчеркивают, что «перечисленные термины имеет смысл рассматривать  не по отдельности, пытаясь их разграничить, а в совокупности, как некоторый  ориентир, указывающий на определенную область человеческой деятельности» 8.

Во-вторых, такое произведение должно быть результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а  также способа его выражения.

Итак, законодатель говорит  о результатах «творческой деятельности», «творчестве».

Что следует понимать под  творчеством?

«Творчество – деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей». «Творческая  деятельность – это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира».

 В-третьих, произведение  должно быть выражено в какой-либо  объективной форме (п. 3 ст. 1259 ГК  РФ). Объективная форма – внешнее  выражение авторского творчества  в любой материальной форме:

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так  далее);

- звуко- или видеозаписи  (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

- изображения (рисунок,  эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и  так далее);

- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение  и так далее);

- в других формах.

Законодатель не ограничивает возможные способы выражения  произведения, и с этим можно только согласиться, т.к. со временем появляются все новые формы воплощения творческой деятельности. 

 В теории авторского  права выделяют еще ряд признаков  произведения. В том числе его  воспроизводимость. Данный признак  означает, что с момента своего  создания произведение может  быть воспроизводимо.

Согласно ст. 1259 ГК объектами  авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические  произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с  текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного  и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового  искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и  макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические  и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для  ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Кроме того, к объектам авторских  прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие  собой переработку другого произведения (переводы, обработки, аннотации,  рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки  произведений наук, литературы и  искусства);

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие  собой по подбору или расположению  материалов результат творческого  труда (энциклопедии, антологии,  базы данных и др.).

Производные произведения и  составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права  произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме.

Личные неимущественные  права – это неотчуждаемые  права. Они принадлежат автору независимо от имущественных прав, иначе –  личные права связаны с духовной личностью автора. Личные неимущественные  права независимы от имущественных  прав.

 Итак, личные неимущественные  права не имеют экономического  содержания. Между тем, часть из  личных прав автора напрямую  связана с имущественным интересом.  Так, например, имя автора со  временем становится «брэндом»,  что обуславливает экономический  успех произведения. Тесная связь личных и имущественных прав подтверждается и тем, что в случае нарушение личных прав, нарушаются его имущественные права. Так, например, нарушение права авторства, скажем путем публикации произведения под чужим авторством, нарушает имущественные права автора.

В соответствии с п. 1 ст. 1270 ГК РФ, автору в отношении его  произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том  числе правообладатель может  распоряжаться и исключительным правом на произведение.

Итак, во-первых, – это  исключительные имущественные права. Само определение таких прав как  «исключительные» говорит о том, что автору принадлежит исключительно  все права по распоряжению произведением.

Во-вторых, правообладатель  исключительных прав вправе использовать произведение в любой форме и  любым не противоречащим закону способом. Между тем «любая форма и способ»  фактически ограничиваются законодателем  перечнем правомочий перечисленных  в п. 2 ст. 1270 ГК РФ.

В-третьих, «право на использование  произведения есть ничто иное, как  возможность авторов самим решать все вопросы, связанные с предоставлением  третьим лицам доступа к произведениям  и с их использованием».9

Смежные права - значит сходные  с авторскими, иными словами, правовой режим смежных прав сходен с правовым режимом авторского права. Следует  отметить, что многие объекты смежных  прав делают объекты авторского права  доступными для восприятия третьими лицами, поэтому они, как правило, тесно связаны с авторскими правами, что обусловливает определение  объема смежных прав с учетом объема авторских прав во избежание возможных  коллизий прав. В литературе неоднократно отмечалось, что возникновению смежных прав в значительной степени способствовал технический прогресс, а именно: изобретение Эдисоном фонографа, братьями Люмьер - кинематографа, Герцем и Маркони - радио10     

Информация о работе Анализ особенностей правового регулирования в области охраны интеллектуальной собственности