Анализ особенностей правового регулирования в области охраны интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 21:16, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является сравнительный анализ особенностей правового регулирования в области охраны интеллектуальной собственности в российском гражданском законодательстве и законодательстве зарубежных стран (романо-германской и англо-саксонской правовых систем).
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи исследования:
1) Проанализировать понятие интеллектуальной собственности и охарактеризовать интеллектуальную собственность как объект гражданских прав в действующем российском гражданском законодательстве.
2) Рассмотреть изменения в понимании интеллектуальной собственности в части четвертой Гражданского кодекса РФ.
3) Раскрыть понятие интеллектуальной собственности в международном частном праве.
4) Сравнить особенности правового регулирования в области охраны ин-теллектуальной собственности в законодательствах стран романо-германской и англо-саксонской правовых систем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНСТИТУТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ…………………………….........................................
1.1. История становления и развития интеллектуальной собственности..
1.2. Понятие и особенности интеллектуальной собственности…………..
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ………………………………………………………………..
2.1Авторское право и права смежные с авторскими………………………
2.2Патентное право………………………………………………………
2.3Право на средства индивидуализаций юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий………………………………………………………..
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ………………………
3.1 Специфика защиты авторских и смежных прав………………………….
3.2 Споры правообладателей в интеллектуальной сфере: особенности и порядок разрешения……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 125.93 Кб (Скачать файл)

«наименования «Россия», «Российская  Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях  государственных и негосударственных  предприятий, учреждений, организаций  и других структур (за исключением  общественных объединений и религиозных  объединений) используются только с  согласия Правительства Российской Федерации и в соответствии с  принятыми законодательными актами Российской Федерации».

 В отношении некоторых  обозначений, которые могут быть  включены в фирменные наименования, тоже существуют определенные  правила, устанавливающие порядок  и условия их использования. Так, например, слово «банк» и производные от него слова и словосочетания могут использовать в своих фирменных наименованиях только те организации, которым выданы лицензии на осуществление банковской деятельности. Это правило содержится в статье 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 «О банках и банковской деятельности». Также, существуют правила, ограничивающие использование слов «биржа» и «товарная биржа», которые содержится в статье 5 Закона Российской Федерации от 20 февраля 1992 года N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле».

В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные  официальные наименования Российской  Федерации, иностранных государств, а также слова, производные  от таких наименований;

2) полные или сокращенные  официальные наименования федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления;

3) полные или сокращенные  наименования международных и  межправительственных организаций;

4) полные или сокращенные  наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие  общественным интересам, а также  принципам гуманности и морали.

Содержание фирменного наименования должно отвечать определенным требованиям 28 . Итак, фирменное наименование должно:

1. Обладать различительной  способностью.

Фирменное наименование должно быть новым и отличным от других, для того чтобы исключить смешение его правообладателя в хозяйственном  обороте с иными коммерческими  организациями, осуществляющими аналогичную  деятельность. В противном случае фирменное наименование не может  выполнять свою основную функцию - средства индивидуализации юридического лица.

При несоблюдении данных положений  суд может признать незаконным использование  фирменного наименования юридическим  лицом.

2. Содержать указание  на организационно-правовоую форму.

В силу требований п.2 ст.1473 ГК РФ, а также п. 2 ст. 87 ГК РФ, п. 2 ст. 97 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных  обществах", п. 1 ст. 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах  с ограниченной ответственностью" фирменное наименование акционерного общества должно содержать обязательную часть, то есть указание на его организационно-правовую форму и тип (закрытое или открытое), а общества с ограниченной ответственностью - слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру ООО.

3. Быть истинным.

То есть название фирмы  должно отражать только те сведения, которые  соответствуют действительности. Фирменное  наименование должно являться правдивой  характеристикой деятельности организации  и не вводить в заблуждение  участников гражданского оборота и  потребителей продукции.

4. Быть постоянным.

Это означает, что фирменное  наименование должно быть неизменным в течение всего времени пользования  им в рамках одной организационно-правовой формы предпринимательства и  при переходе предприятия от одного собственника к другому.

Итак, учитывая все сказанное, можно сделать вывод, что в  условиях развития рыночной экономики  вопросы охраны фирменного наименование приобретают особую актуальность. Фирменное  наименование является одним из основных способов индивидуализации юридического лица. Однако недостаточный уровень  его правового регулирования  порождает затруднения при практическом применении данного объекта интеллектуальной собственности.

 
              

 

 

 

Глава 3. Анализ отдельных аспектов правовой охраны интеллектуальной собственности.

        3.1 Специфика защиты авторских и смежных прав

Гражданский оборот предполагает не только признание за субъектами определенных гражданских прав, но и обеспечение  их надежной правовой охраной. В соответствии со сложившейся в науке традицией  понятием «защита авторских и  смежных прав» охватывается вся  совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав. В него включаются меры не только правового, но и экономического, политического, организационного и  иного характера, направленные на создание необходимых условий для осуществления  субъективных прав. Что касается собственно правовых мер охраны, то к ним  относятся все меры, с помощью  которых обеспечивается как развитие гражданских правоотношений в их нормальном, ненарушенном состоянии, например, закреплении гражданской право-, дееспособности субъектов, установление обязанностей и т.п., так и восстановление нарушенных или оспоренных прав и  интересов.

Наряду с таким широким пониманием охраны в науке и в законодательстве используется и понятие охраны в  узком смысле слова. В этом случае в него включаются лишь те предусмотренные  законом меры, которые направлены на восстановление или признание  гражданских прав и защиту интересов  при их нарушении или оспаривании. В целях избежания терминологической  путаницы, охрану в узком значении этого слова принято именовать  защитой авторских и смежных  прав.29 

Защита авторских и смежных  прав - одна из важнейших категорий  теории гражданского и гражданско-процессуального  права, без уяснения которой весьма сложно разобраться в характере  и особенностях гражданско-правовых санкций, механизме их реализации и  других вопросах, возникающих в связи  с нарушением гражданских прав. Исследование данной категории предполагает, в свою очередь, выяснение содержания и соотношения ряда взаимосвязанных понятий, к числу которых первую очередь относится само право на защиту.

В общем виде право на защиту можно  определить как предоставленную  управомоченному лицу возможность  применения мер правоохранительного  характера для становления его  нарушенного или оспариваемого  права. 

 Предметом защиты являются  не только субъективные авторские  и смежные права, но и охраняемые  законом интересы. Субъективное  авторское и смежное право  и охраняемый законом интерес  являются очень близкими и  зачастую совпадающими правовыми  категориями, в связи с чем,  они не всегда разграничиваются  в литературе. В самом деле, в  основе всякого субъективного  авторского и смежного права  лежит тот или иной интерес,  удовлетворения которого субъективное  авторское и смежное право  и предоставляется уполномоченному.  Одновременно охраняемые интересы  в большинстве случаев опосредуются  конкретными субъективными авторскими  и смежными правами, в связи  с чем защита субъективного  права представляет собой и  защиту охраняемого законом интереса.

Однако субъекты авторского и смежного права могут обладать и такими интересами, которые не опосредуются вышеуказанными субъективными правами, существуют самостоятельно в форме  охраняемых законом интересов и, как таковые, подлежат защите в случае их нарушения. Защита охраняемого законом  интереса, а не собственно субъективного  авторского и смежного права, имеет  место в тех случаях, когда  в результате правонарушения само субъективное авторского и смежного право прекращается.

Субъектами права на защиту являются сами авторы произведений науки, литературы и искусства, обладатели смежных  прав, а также их наследники и  другие преемники и правообладатели.

При жизни автора по общему правилу  только сам автор или его уполномоченный представитель может выступать  с требованием о защите нарушенных или оспариваемых прав. После смерти автора, требования исходящие из нарушения  его авторства, неправильного указания имени автора, неприкосновенности произведения могут быть заявлены наследниками автора, лицом, на которое автор возложил посредством завещания охрану своих  произведений и прав на них после  его смерти, а также авторско-правовой организацией, либо прокурором.

Нарушителем авторских и  смежных прав является любое физическое или юридическое лицо, которое  не выполняет требований законодательства, регулирующего авторские и смежные  с ним правоотношения. Нарушения  авторских и смежных прав может  произойти, как в рамках неисполнения условий авторского договора, так  и вне рамок заключенных договоров. Так например, в прошлом году, известный поэт-композитор Илья Резник  добился через суд возможности  прекращения исполнения всех его  песен певицей Любовь Успенской, которая отказалась оформлять с ним юридические отношения, и продолжалась эта история около двенадцати лет. В течение этого времени певица незаконно исполняла песни Резника, выходила на сцену, выступала на гастролях, при этом не заплатила ни копейки автору, ввиду того что между ними не было авторского договора, то есть нарушала авторские права. Поэтому суд удовлетворил требование  Резника, и теперь певица не может исполнять песни знаменитого композитора без его разрешения.

В качестве одного из примеров  подобных нарушений можно привести  разгоревшийся спор между известными российскими мультипликаторами  и «Союзмультфильмом» (ныне  ФГУП "Объединенная государственная киноколлекция"), раздававшей лицензии на использование произведений авторов советских мультфильмов, без их согласия.

Известных авторов возмутила  сделка фильмофонда киностудии «Союзмультфильм» с компанией Fancy. Фильмофонд заключил эксклюзивный семилетний договор с Fancy о производстве и продаже на территории России и СНГ игрушек с использованием персонажей из советских мультфильмов. Оборот может достигать 30-50 млн рублей в год. 
Юристы ФГУП утверждают,  в соответствии с законом ФГУП «является обладателем всех исключительных прав на мультипликационные фильмы, созданные на киностудии «Союзмультфильм», включая составные части и элементы мультфильмов (в том числе - оригинальные названия, аудио- и видеоряд, фрагменты и персонажи). Любое использование как мультфильмов в целом, так и их составных частей и элементов возможно исключительно на основании соответствующего лицензионного договора с фильмофондом. 
Но сценаристы не претендуют на мультфильмы как на целое произведение, они пытаются найти основания для приватизации «права на персонаж», то есть возможности использовать узнаваемый персонаж (Винни-Пуха, Чебурашку, Матроскина) в коммерческих целях.

 На момент создания этих мультфильмов действовал ГК РСФСР 1964г. 
Согласно ч.1 ст.486 которого, авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку.

При этом, автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам  других произведений, вошедших составной  частью в кинофильм или телевизионный  фильм, принадлежит авторское право  каждому на свое произведение (ч.3 ст.486). Получается, что фильмонд не нарушает их права, потому что они являются авторами произведений, а к персонажу не имеют никакого отношения, так как, по закону РФ, право на персонаж произведения включается в состав авторских прав на произведение в целом. То есть, права на мультяшных героев принадлежат «Союзмультфильму».

Далее,  еще один подобный пример из судебной практики. Писатель Эдуард Успенский проиграл в суде иск к компании «Флэш-мастер», которая, опять-таки  по лицензии ФГУП «Фильмофонд  киностудии «Союзмультфильм» выпускала USB-накопители в виде популярных персонажей мультфильмов - Чебурашки и Кота Матроскина. По решению суда, Эдуард Успенский не признан обладателем прав на мультперсонажи. По мнению суда, ответчик не нарушал права Успенского на литературные персонажи при реализации USB-накопителей в форме игрушек «"Чебурашка» и «Кот Матроскин». USB-накопители представляют собой изобразительную форму аудиовизуальных персонажей мультфильмов киностудии «Союзмультфильм» («Крокодил Гена» и «Трое из Простоквашино»), исключительные права на которые, принадлежат фильмофонду «Союзмультфильма». Основываясь на положениях закона, суд вынес решение в пользу фильмонда.

  Однако, наблюдая за  этими спорами в СМИ, я всегда  поддерживала позицию авторов,  считаю, что киностудия незаконно  присвоила авторские права, потому  что до вступления в силу части 4 Гражданского кодекса авторское право не знало понятия "персонаж". "Поэтому изначально авторы не могли передать студии право на использование персонажа. Получается, есть некое противоречие в использование персонажей.  аниматоры имеют полное право на своих персонажей, но в ситуации, когда мультфильм с их героем принадлежит фильмофонду, возникает ситуация, при которой обладатель имеет право не отчитываться за использование кадров из произведения и распоряжаться ими на свое усмотрение.

Вопрос оказался достаточно дискуссионным, в результате писатели Эдуард Успенский и Григорий Остер, поэт Юрий Энтин, художник-мультипликатор Алексей Котеночкин и другие деятели культуры обратились к руководству страны с открытым письмом, в котором утверждали, что «Союзмультфильм» нарушает их авторские права и незаконно использует их интеллектуальную собственность.

Информация о работе Анализ особенностей правового регулирования в области охраны интеллектуальной собственности