Правовое регулирование в области страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 11:41, контрольная работа

Краткое описание

Первая часть контрольной работы посвящена рассмотрению темы «финансовое право как отрасль права Российской Федерации». В работе приведены основы финансового права, такие как предмет и метод финансового права, источники.
Финансовое право, как и любая иная отрасль Российского права, имеет свой предмет правового регулирования. Предметом правового регулирования финансового права являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государством финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..... 3
1. Понятие финансового права…………………………………………….. 6
1.1. Предмет финансового права ………………………………………... 8
1.2. Метод финансового права …………………………………………... 9
1.3. Источники финансового права …………………………………... ...12
2.Правовое регулирование в области страхования …………………........18
2.1.Правовые нормы, регулирующие страхование и страховую деятельность ……………………………………………………………… 18
2.2.Объекты и субъекты договора страхования ……………………… 27
2.3.Гражданско-правовая ответственность, санкции за нарушение условий договора страхования ………………………………………….34
Заключение ………………………………………………………………. 37
Задача …………………………………………………………………….. 41
Список используемой литературы ……………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

ФП.docx

— 64.63 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение …………………………………………………………………..... 3

1. Понятие финансового права…………………………………………….. 6

   1.1. Предмет финансового права ………………………………………... 8

   1.2. Метод финансового права …………………………………………... 9

        1.3. Источники финансового права …………………………………... ...12

2.Правовое регулирование в области страхования …………………........18 

   2.1.Правовые нормы, регулирующие страхование и страховую деятельность ……………………………………………………………… 18

  2.2.Объекты и субъекты договора страхования ……………………… 27

  2.3.Гражданско-правовая ответственность, санкции за нарушение условий договора страхования ………………………………………….34

Заключение ………………………………………………………………. 37

Задача …………………………………………………………………….. 41

Список используемой литературы ……………………………………... 43

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Первая часть контрольной работы посвящена рассмотрению темы «финансовое право как отрасль права Российской Федерации». В работе приведены основы финансового права, такие как предмет и метод финансового права, источники.

    Финансовое  право, как и любая иная отрасль  Российского права, имеет свой  предмет правового регулирования. Предметом правового регулирования  финансового права являются общественные  отношения, возникающие в связи  с осуществлением государством  финансовой деятельности, обусловленной  наличием в стране товарно-денежных  отношений, необходимостью распределения  и перераспределения стоимости  валового общественного продукта  и части национального дохода.

    В условиях  возникновения рыночных отношений  государство при управлении обществом  активно использует такие экономические  рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т. д. Эти экономические  категории определяют сущность  общественных отношений, являющихся  предметом финансово-правового регулирования.

    Финансовое  право  находится в тесной взаимосвязи  с другими отраслями права, и  главным образом с конституционным, административным и гражданским.

    При отграничении  финансового права  от смежных  отраслей права необходимо учитывать  природу его предмета и особенности  метода правового  регулирования.

    Финансовое  право  — самостоятельная отрасль  права, представляющая собой совокупность  норм права, регулирующих общественные  отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств. 

Во второй части контрольной работы рассмотрена тема «Правовое регулирование страхования».

Деятельность страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, так как нацелена на обеспечение беспрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Реализация риска, выраженная в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер, принося крупные потери материальных ресурсов и большие человеческие жертвы. Значение функционирующего страховщика в этих условиях существенно возрастает. Это связано с ростом величины и масштабов риска в эпоху научно-технической революции, усложнением хозяйственных связей, ростом объемов поступления страховых премий и инвестиций временно свободных ресурсов страхового фонда.

Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного надзора. В более обобщенной форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается в претензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики в целом.

Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы является объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие финансового  права

    В систему российского  права в качестве одной из  ее отраслей входит финансовое  право. Понятие финансового права  тесно связано с понятием «финансы», поэтому начну рассмотрение финансового  права именно с этого понятия.

    Финансы представляют  собой экономическую  категорию, сущность которой, закономерности  развития, сфера охватываемых товарно-денежных  отношений и роль в процессе  общественного воспроизводства  определяются экономическим строем  общества, природой и функциями  государства.

    Финансы – это  экономические отношения, связанные  с формированием, распределением  и использованием централизованных  и децентрализованных фондов  денежных средств в целях выполнения функций и задач государства.

    Финансы не  тождественны деньгам, а имеют  свою специфику и общественное  назначение, которое выражается  в выполняемых ими функциях  – распределительной и контрольной.

Распределительная функция финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы Российской Федерации.

Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности, классами и социальными группами населения.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов проявляется в слежении за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, распределением валового внутреннего продукта в ходе формирования соответствующих фондов денежных средств и расходованием их по целевому назначению.

Таким образом, финансовое право – публичная отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают и реализуются в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансовое право имеет свой предмет и метод правового регулирования, что и позволяет отграничить его от иных отраслей российского права.

Финансовое право подразделяется на общую и особенные части. В общую часть входят нормы, закрепляющие общие принципы финансовой деятельности, ее правовые формы. Особенная часть содержит разделы, регулирующие отношения в области государственного бюджета и страхования, налогов и сборов, внебюджетных государственных и муниципальных фондов, финансов предприятия, государственных доходов и кредита, сберегательного и денежного обращения и т.п. – отношения, в основе касающихся деятельности финансово-кредитных органов и валютного регулирования.

 

 

 

 

 

 

1.1 Предмет финансового  права.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и муниципальных образований, необходимых для выполнения их функций и задач.

Названным отношениям присущи определенные особенности, которые:

• возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;

• представляют собой одну из разновидностей имущественных, так как возникают по поводу денежных средств;

• одной из сторон в них всегда выступает государство или орган местного самоуправления, наделенные властными полномочиями.

К предмету финансового права относятся закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

Входящие в предмет финансового права отношения отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено структурной сложностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения.

Итак, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях  реализации его задач.

 

1.2 Метод финансового права

Основным методом финансового права является императивный, или метод властных предписаний. Использование данного метода при регулировании финансовых отношений не требует наличия между их субъектами подчинения «по вертикали». Наиболее часто рассматриваемый метод используется органами, специально созданными для осуществления финансовой деятельности – финансово-кредитными органами, которым иные участники финансовых правоотношений подчинены лишь в сфере финансовой деятельности.

В основе структуры финансового права как отрасли лежат финансово-правовые нормы. Финансово-правовую норму можно определить как установленное компетентным органом правило поведения в общественных отношениях, возникающих в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, закрепляющее юридические права и обязанности их участников, и обеспеченное мерами государственного принуждения.

Финансово-правовым нормам присущи определенные особенности, обусловленные, прежде всего, особенностями предмета и метода финансового права в целом.

Особенностью финансово-правовых норм является их преимущественно императивный характер, то есть содержащиеся в них требования не могут быть изменены по соглашению участников общественного отношения.

Что же касается финансово-правовых санкций, то к ним относятся штраф, принудительное изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в банках, запрет на осуществление банком отдельных банковских операций и др. Особенностью в данном случае является то, что меры принудительного воздействия носят экономический (денежный) характер, поскольку направлены на денежные средства (фонды) нарушителя.

Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования государственных денежных фондов и т.п.

При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Таким образом, государство ставит условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон, и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.

Особенности основного метода финансового права заметно проявляются в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов.

Финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Источники финансового  права

Под источниками финансового права понимаются правовые акты, содержащие нормы финансового права, издаваемые представительными и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171  (ВВС РФ. 1993. № 51. Ст. 4936), совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, получила название “Законодательство о финансах и кредите”.

Информация о работе Правовое регулирование в области страхования