Государственная политика в области образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 00:23, реферат

Краткое описание

Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по ГРЭ.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

«Во все элитарные  и в большинство других вузов  можно поступить только либо через  репетиторство при данном вузе, либо через платные курсы при нем, либо через целевой прием, который  они реализуют, либо через «договорные» школы, которые есть у московских и питерских вузов», — утверждал Филиппов.

В 1999 году создан Федеральный  центр тестирования Минобрнауки. Задача: развитие в стране системы тестирования, а также осуществление мониторинга  качества знаний обучающихся в российских образовательных учреждениях.

Под руководством директора  центра Владимира Хлебникова была разработана  идея, технология и методика проведения ЕГЭ, а также его программное  обеспечение и шкалирование результатов  тестирования. Тогда же была сформирована основа для составления КИМов, решались вопросы координирования информационно-технологического обеспечения экзамена.

В 2000 году в распоряжении Правительства РФ был обозначен  новый план развития образования: «Поэтапный переход к нормативному подушевому финансированию высшего профессионального образования предусматривает отработку технологии проведения Единого государственного выпускного экзамена и его последующее законодательное закрепление».

Реализация нового плана  началась практически сразу. Однако предусмотреть заранее все вероятные препятствия и «подводные» камни было невозможно. ЕГЭ за время своего существования претерпел немало изменений. Его развитие осуществлялось в несколько условных этапов.

 

Этап 2001-2003

Проведению эксперимента по введению ЕГЭ дали старт два постановления Правительства РФ:

  • «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 года
  • «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» от 5 апреля 2002 года.

Были выбраны экспериментальные  регионы, где впервые по восьми предметам  прошел ЕГЭ: республика Чувашия, Марий  Эл, Якутия, Самарская и Ростовская области. Приняли участие более 30 тыс. человек и около 50 государственных вузов по восьми учебным дисциплинам.

Перед началом эксперимента была развернута масштабная кампания по поддержке единого госэкзамена. Прежде всего, велась активная работа по информированию населения через  СМИ, проводились конференции и тренинги для преподавателей, специальные занятия в школах. Параллельно началось мощное антикоррупционное движение во всей системе образования.

Конкретный перечень предметов, по которым ЕГЭ проводился в 2001-2008 годах, устанавливался каждым регионом самостоятельно.

В 2002 году эксперимент  по введению единого государственного экзамена прошел уже в 16 регионах страны. Его сдавали выпускники 8400 школ, прием по оценкам, полученным на ЕГЭ, велся в 117 вузах.

В 2003 году в эксперименте приняли участие 47 регионов, причем в 11 из них выпускники сдавали ЕГЭ по всем девяти предметам школьной программы. Экзамен провели 18,5 тыс. российских школ.

Значительно возросло число  вузов, набиравших студентов на основании  результатов экзамена — до 245. В эксперимент включили, в том числе, и некоторые медицинских учебные заведения, а также университеты, готовящие специалистов в области культуры и спорта.

Словом, ЕГЭ крайне активно  распространялся по стране. Уже в 2004 году — максимум в 2005 — эксперимент  признали успешным и планировали  сделать обязательным.

 

Результаты

Однако далеко не все  было гладко.

Громко звучали голоса протеста против введения ЕГЭ. Недовольны были многие деятели науки и культуры, учителя, школьники, их родители. Указывали на основные недостатки ЕГЭ. Утверждалось, что тестирование в принципе не способно выявить уровень знаний, а процесс обучения превращается в «натаскивание» на экзамен. Также, многие говорили о непомерной сложности заданий для школьников, и общем увеличении нагрузки на учащихся.

По мнению многих, при  такой форме аттестации отсутствовал индивидуальный подход к школьникам, не учитывалась разница в условиях их обучения.

Кроме того, многие престижные (и не очень) вузы не учитывали результатов ЕГЭ, так что выпускникам приходилось выдерживать двойную нагрузку экзаменов.

По итогам проведения пробного ЕГЭ, были сделан вывод, что  нормативно-правовая база требует значительных усовершенствований и доработок. Возникла масса проблем с работой экзаменационных комиссий, подачей апелляций, зачислением в вузы.

Кроме того, выявились  проблемы с организацией экзамена, как с порядком проведения самой  процедуры, так и с доставкой  и обработкой результатов. Но больше всего нареканий вызывали вопросы и задания ЕГЭ.

Этап 2004-2006

Нововведения

Была поставлена задача: на протяжении трех лет решить главную  проблему ЕГЭ — уменьшение нагрузки на выпускников за счет полного совмещения выпускных и вступительных экзаменов. Для этого было значительно увеличено количество вузов, принимавших абитуриентов по результатам ЕГЭ.

В 2004 году экзамен сдавали 65 регионов России, число вузов и  ссузов увеличилось до 946 и 1530 соответственно. Возросло количество общеобразовательных  предметов, по которым сдавался ЕГЭ. В 2006 ЕГЭ сдавало уже 950 тысяч школьников в 79 регионах России.

 

Министерство обороны  РФ с 2004 года приняло участие в  проведении эксперимента по зачислению курсантов на первые курсы военных  вузов по результатам сдачи ЕГЭ, а в 2005 года ввел Государственную  итоговую аттестацию в новой форме (ГИА) для выпускников суворовских военных, Нахимовского военно-морского училищ и кадетских корпусов.

Важным усовершенствованием  стала возможность заочного поступления  выпускников одновременно в несколько  вузов. Причем, отправить документы  можно было в неограниченное число учебных заведений (из тех, что засчитывали результаты ЕГЭ). Еще больше возросло финансирование проекта. Была значительно усовершенствована процедура проведения ЕГЭ.

Тестирование для выпускников  стало проводиться в два этапа: сразу по окончании школы (в мае-июне) и еще через месяц. Это было введено для того, чтобы у школьников еще было достаточно сил для экзамена, а также время разослать свои результаты в большее количество учебных заведений.

Результаты

Из всех субъектов  РФ только Нижегородская область категорически отказывалась участвовать в эксперименте по ЕГЭ. Нижегородцы объясняли это тем, что ЕГЭ неверен по своей сути, и у них экзамен будет проводиться только после соответствующих правительственных решений в штатном режиме, когда будет узаконен.

К 2005 году завершить эксперимент не удалось, и было принято сделать ЕГЭ обязательным к 2008. Появилось постановление: в кратчайшие сроки завершить проект Правительства РФ «О поэтапном введении единого государственного экзамена на территории Российской Федерации», а также определить подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования.

Однако возникла серьезная  проблема с введением ЕГЭ в  творческих вузах. Ректоры крупнейших учебных заведений категорически  высказывались против введения ЕГЭ. Правда, госэкзамен не отменял творческого конкурса, и абитуриенты по-прежнему сдавали эти дисциплины в прежнем порядке. Тем не менее, основные общеобразовательные предметы (русский язык, литература, математика) в большинстве творческих вузов уже засчитывались по результатам ЕГЭ. В столице произошли самые кардинальные перемены: Департамент образования Москвы обязал все учебные заведения, связанные с искусством, выделить 50% специальностей для абитуриентов, поступающих по результатам ЕГЭ. Обойти это решение смогли буквально единицы.

Однако, несмотря на видимый  успех ЕГЭ, недовольства по-прежнему не стихали. К старым проблемам добавилась еще одна: несоответствие требований ЕГЭ и школьной программы.

Главный противник введения ЕГЭ, ректор МГУ Виктор Садовничий, назвал госэкзамен «кузницей посредственностей». Его точку зрения разделяли практически все ректоры крупных вузов России. Но тогда же Владимир Путин в послании Федеральному собранию однозначно высказался по важности прозрачной процедуры государственной проверки знаний, понимая под этим именно ЕГЭ.

 

Этап 2007-2009

Нововведения

В 2007 году принят ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный  закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

До 2009 года порядок проведения ЕГЭ оставался прежним. В полном объеме продолжало действовать Положение  о проведении ЕГЭ, утвержденное приказом Минобразования семь лет назад. Новые поправки устанавливали в России до 1 января 2009 переходный период для введения ЕГЭ в полном объеме на всей территории России. Они содержали в себе значительные изменения в ходе ЕГЭ.

Прежде всего, школьные медали и дипломы СПО с отличием теряли свою силу, а их обладатели лишались льгот: теперь они должны были сдавать ЕГЭ на общих условиях. Однако общее число льготников значительно увеличивалось: вне конкурса, при условии успешной сдачи экзамена, в вузы могли поступать не только оставшиеся без попечения родителей дети-сироты и дети, лица в возрасте до 23 лет (как было постановлено ранее), а также дети военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы или при участии в проведении контртеррористических операций. Кроме того, без вступительных испытаний получили право поступать чемпионы Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр для обучения по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта.

Также Федеральный закон от 9 февраля 2007 года существенно расширил число олимпиад, по итогам которых выпускник школы может быть принят в высшее учебное заведение с минимальным баллом по ЕГЭ. С этого времени их список ежегодно будет утверждаться Министерством образования и науки РФ.

Также Минобрнауки РФ совместно с Рособрнадзором начал  активную разработку дополнительных правовых актов, регулирующих вопросы проведения ЕГЭ и ГИА среди выпускников.

Был установлен конкретный срок: до 1 апреля все ссузы и вузы должны объявить список специальностей и форм обучения, на которые объявлялся прием по результатам ЕГЭ, и перечень вступительных испытаний. А 1 мая должны быть полностью опубликованы правила приема.

В 2008 ЕГЭ сдавали уже  свыше миллиона учащихся во всех регионах. Количество субъектов РФ, где прошел ЕГЭ, увеличилось до 92 регионов, прием по результатам экзамена стали вести 1650 вузов и 2000 ссузов

1 января 2009 года вступили  в силу поправки в законы  «Об образовании» и «О высшем  и послевузовском профессиональном  образовании», которые провозгласили ЕГЭ обязательным для всех выпускников, независимо от того, собираются они продолжать обучение в вузе или нет. Обязательным госэкзамен стал и для обучающихся в российских школах иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев.

 

ЕГЭ-2009 был значительно  преобразован. Помимо вышеупомянутых пунктов, были введены и другие изменения. Прежде всего, он стал играть главную  роль при поступлении в вуз. Результаты сдачи ЕГЭ в школе одновременно стали засчитываться как вступительные экзамены.

Для получения аттестата  школьникам необходимо было сдать всего  два обязательных экзамена — по русскому языку и математике, а  для поступления в вуз —  четыре. Дополнительные экзамены определялись в зависимости от требований университета при поступлении, однако, обязательными для поступления на все специальности явились результаты вступительных испытаний по русскому языку.

Некоторые вузы (а именно 24) получили от правительства разрешение проводить собственные дополнительные испытания на некоторые специальности. Дополнительные испытания организовывались по специальностям творческой и профессиональной направленности, требующим наличия особых творческих, физических или психологических качеств.

Также каждый вуз теперь обязали до начала приема заявлений устанавливать свой проходной порог. Это необходимо для того, чтобы облегчить выбор учебного заведения тем абитуриентам, чьи баллы недостаточно высокими.

Документы для поступления  в вуз теперь можно было отправлять по почте, что значительно облегчало выпускникам возможности поступления.

Получить допуск к  ЕГЭ стало сложнее: теперь недостаточно просто закончить 11 класс — необходимо было написать на положительную оценку итоговую контрольную по математике и сочинение по русскому языку.

Баллы, полученные на госэкзамене, отныне не влияют на итоговые отметки, которые выставляются в аттестат. Однако, если выпускник сдает оба  обязательных экзамена неудовлетворительно, ему выдается справка об обучении в школе, и предоставляется право  пересдачи экзамена только через год.

Решена проблема с  пересчетом и шкалированием результатов  ЕГЭ: перевод баллов в оценки отменен. Теперь выпускник, оканчивая школу, получал отдельно свидетельство  о сдаче ЕГЭ и аттестат. Результаты ЕГЭ действительны до 31 декабря года, следующего после сдачи экзамена.

Информация о работе Государственная политика в области образования в РФ