Государственная политика в области образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 00:23, реферат

Краткое описание

Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по ГРЭ.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Сравнительный анализ учебных  программ средней школы в разных странах и убедительно доказывает их чрезвычайную устойчивость. В современной истории есть только один период, в течение которого можно было ожидать больших изменений в школьном образовании, особенно на уровне средней школы, между 1985 и 2000 годами. Это время было отмечено введением массового среднего образования во многих странах и регионах. Более того, именно в этот период пришло осознание того, какое влияние оказывает общество знаний и процесс глобализации на образовательные системы. Но когда сравнили общее количество учебных часов в 1985 и 2000 г., отпущенных на разные области знаний в начальных классах средней школы, обнаружилось, что во всех регионах мира изменения в учебных планах были куда более скоромными, чем ожидалось.

В действительности среднее  количество времени, выделяемого на каждую область знаний, осталось практически неизменным во всех регионах.

Профессиональный уровень учителей среднего образования.

Именно в сфере образования  подготавливаются и воспитываются  те люди, которые не только формируют  новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в новой среде. Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и умели применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием.

В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается, что основная задача современного образования состоит в достижении соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, самообразованию и самосовершенствованию. Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач. Приоритетной задачей системы повышения квалификации на современном этапе, согласно Концепции модернизации российского образования, становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстроменяющемся мире. Существуют определенные квалификационные характеристики учителя, общие требования к специалисту, должностные и функциональные обязанности педагога и т.д. А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики. Какой труд учителя можно считать профессионально компетентным? Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества. В соответствии с этими требованиями можно определить основные подходы к развитию профессионализма педагога:

Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам  в организации деятельности на уровне школы, с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога. Главной целью методической работы является – непрерывное совершенствование квалификации педагога, непрерывное содействие повышению его эрудиции и компетентности в области методики преподавания, в связи с корректировкой учебно–воспитательной работы для перспективного развития процессов обучения и воспитания их постоянного саморазвития и самосовершенствования. Этот вариант развития профессионализма реализуется через следующие формы работы:

1. Повышение профессионального  и культурного уровня педагога;

2. Стимулирование его  служебной и общественной активности;

3. Обновление и совершенствование  знаний в области художественной  педагогики;

4. Совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов новаторов и творческих работ педагогов;

5. Совершенствование  методов и стиля взаимодействия  с учащимися на принципах гуманизации,  демократизации, гласности; 

6. Формирование умений  и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно – воспитательной деятельности в частности ;

7. Приобщение педагогов  к исследовательской деятельности  на основе доступных и понятных  ему методик; 

Практические формы  научно – методической работы:

Лектории, конференции, научно – методические семинары, научно –  практические и проблемные семинары, работа творческих лабораторий и  временных творческих групп формального  и неформального характера, дискуссии, круглые столы, организационно –  деятельные игры, организация курсов повышения квалификации на базе высших учебных заведений, организация и проведение конкурсов профессионального мастерства, работа МО, школы молодого педагога, индивидуальные консультации, признание потенциальных возможностей каждого педагога, адресное планирование повышения квалификации, обобщение опыта индивидуальной работы с каждым педагогом.

ИКТ в среднем  образовании.

 

Изучение особенностей использования ИКТ при обучении школьников должно включать знакомство с разными аспектами проникновения информационных технологий в сферу общего среднего образования. В частности, необходимо детальное рассмотрение используемых в школьном образовании технических средств информатизации, программных средств, их содержательного наполнения.

     Первые  из них - технические средства  информатизации образования не  возникли в одночасье. Появлению  средств информатизации, основанных  на использовании компьютерной  техники, предшествовало бурное  развитие различных некомпьютерных  устройств, которые принято называть техническими и аудиовизуальными средствами обучения. На протяжении многих лет к техническим средствам обучения относили и саму аппаратуру, такую как различные диапроекторы и фонографы, графопроекторы и электрофоны, кинопроекторы и телевизоры, магнитофоны и CD-плееры, а также специально созданные дидактические материалы и пособия, такие как диафильмы, диапозитивные серии, пластинки, кассеты и компакт диски. Именно эти средства обучения на разных этапах развития системы образования являлись основными инструментами повышения эффективности хранения, обработки, передачи и представления учебной информации. В отсутствие компьютерной техники они играли роль средств информационных и коммуникационных технологий.

     Более ста  лет назад, известный американский изобретатель Т.А. Эдисон, после изобретения первого звукозаписывающего устройства - фонографа, заявил, что с появлением возможностей записи, хранения и воспроизведения звука решены все проблемы образования. Однако и сегодня, очевидно, что не все подобные проблемы решены полностью.

     В разные  годы в школьное образование  проникали разнообразные средства, появление которых поднимало  на качественно новый уровень  информационное обеспечение системы  обучения, что всякий раз положительно  сказывалось на эффективности подготовки специалистов. В настоящее время в школах можно встретить:

средства для записи и воспроизведения звука (электрофоны, магнитофоны, CD-проигрыватели),

системы и средства телефонной, телеграфной и радиосвязи (телефонные аппараты, факсимильные аппараты, телетайпы, телефонные станции, системы радиосвязи),

системы и средства телевидения, радиовещания (теле и радиоприемники, учебное телевидение и радио, DVD-проигрыватели),

оптическая и проекционная кино- и фотоаппаратура (фотоаппараты, кинокамеры, диапроекторы, кинопроекторы, эпидиаскопы),

полиграфическая, копировальная, множительная и другая техника, предназначенная  для документирования и размножения  информации (ротапринты, ксероксы, ризографы, системы микрофильмирования),

компьютерные средства, обеспечивающие возможность электронного представления, обработки и хранения информации (компьютеры, принтеры, сканеры, графопостроители),

телекоммуникационные  системы, обеспечивающие передачу информации по каналам связи (модемы, сети проводных, спутниковых, оптоволоконных, радиорелейных и других видов каналов связи, предназначенных для передачи информации).

Технические средства, используемые в общем среднем образовании  можно классифицировать. В основе этой классификации могут лежать различные критерии. В частности все технические средства могут быть разделены на группы в зависимости от вида информации и принципов, лежащих в основе их функционирования.

     Традиционные  аналоговые технические средства :

     Аудиосредства

     (электрофоны,  магнитофоны, микрофоны, усилители, акустические системы, диктофоны, радиоприемники, лингафонное оборудование, кассеты, пластинки),

     Графические  и фотографические средства 

     (фотоаппараты, фильмоскопы, диапроекторы, эпидиаскопы,  диафильмы, слайды, изображения на пленках),

     Кинопроекционная  техника

     (кинокамеры, кинопроекторы, кинопленки),

     Видео и  телевизионные средства 

     (телевизоры, мониторы, телекамеры, видеокамеры,  видеомагнитофоны, видеоплееры, видеопроекторы, видеокассеты). Цифровые технические средства

     Аудиосредства

     (цифровые  диктофоны и плееры, цифровые  компакт-диски)

     Графические  и фотографические средства

     (цифровые  фотоаппараты, лазерные и магнитные  диски, электронные карты памяти)

     Проекционная  техника

     (мультимедийные проекторы)

     Видео и  телевизионные средства

     (цифровые  видеокамеры, DVD-проигрыватели и  DVD-плееры, лазерные и магнитные  диски, электронные карты памяти) Компьютерные средства информатизации

     Компьютерные  мультимедиа-средства записи, обработки и воспроизведения звука; записи обработки и визуализации текста, графических и фотографических объектов; записи, обработки и воспроизведения видео

     Телекоммуникационные  средства телекоммуникационного  общения людей; средства доступа  к информационным ресурсам Технические средства позволяют привнести в образовательную деятельность возможность оперирования с информацией разных типов таких, как звук, текст, фото и видео изображение. Эти средства, в ряде случаев, оказываются очень сложными в техническом и технологическом отношении. Компьютер, проникнувший в сферу образования, является универсальным средством обработки информации. Универсальность компьютера состоит в том, что, с одной стороны, он один в состоянии обрабатывать информацию разных типов, с другой стороны, один и тот же компьютер в состоянии выполнять целый спектр операций с информацией одного типа. Благодаря этому компьютер в совокупности с соответствующим набором периферийных устройств в состоянии обеспечить выполнение всех функций технических средств обучения.

     Корректное  определение средств ИКТ и  средств информатизации образования  представляет собой существенную  проблему. На первый взгляд, логичнее  было бы к средствам информатизации  образования отнести любые средства  и инструменты, имеющие отношения к обработке и представлению информации, используемой в образовании. При таком подходе к средствам информатизации образования помимо компьютеров и программного обеспечения будут относиться и обычная книга, и магнитофон, и диапроектор. Такое определение средств информатизации образования имеет полное право на существование.

     Но, вместе  с тем, универсальность компьютера  делает нецелесообразным дальнейшее  проникновение всех отмеченных  некомпьютерных средств в образование,  за исключением книги. Кроме того, большинство перечисленных выше технических средств информатизации теряют актуальность. Сегодня по понятным причинам уже практически невозможно найти современный учебный диафильм или пластинку для электрофона.

     В связи  с этим становится оправданным отнесение к средствам ИКТ и информатизации образования только компьютерных средств обработки и представления информации. Практическое осуществление информатизации образования в этом случае приведет к расширению использования в образовании новейших информационных и коммуникационных технологий. Именно поэтому в настоящем электронном издании под средствами информатизации образования понимается компьютерное аппаратное и программное обеспечение, а также их содержательное наполнение, используемые для достижения целей информатизации образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Реформы среднего образования в России

3.1 ЕГЭ в России

Первые прообразы ЕГЭ  стали появляться в России в 1997 году. В отдельных школах начали проводить  эксперименты по добровольному тестированию выпускников.

Автором идеи Единого  государственного экзамена в России стал Владимир Филиппов, возглавлявший  Министерство образования с 1998 по 2004 год. Именно он начал масштабную реформу  отечественного образования: присоединение  России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов. Одним их необходимых условий этого процесса стало введение новых способов оценки знаний школьников.

ЕГЭ должен был уничтожить коррупцию в школах и вузах и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников (стандартная пятибалльная шкала с этой задачей давно уже не справлялась). Именно поэтому была выбрана тестовая форма, с которой работает беспристрастная машина. Кроме того, госэкзамен должен был сделать высшее образование по-настоящему доступным для детей из регионов.

Информация о работе Государственная политика в области образования в РФ