Государственная политика в области образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 00:23, реферат

Краткое описание

Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по ГРЭ.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Результаты

Приемная кампания, обычно спокойно проходившая до конца июля, в 2009 году завершилась только к началу учебного года. Главной проблемой  стала возможность подавать документы  в неограниченное количество вузов и три «волны» поступления. Из-за этого возникла огромная путаница и немало скандалов.

Сложности возникали  и в связи с тем, что многие абитуриенты не могли забрать  оригиналы документов для поступления  в выбранный вуз, поскольку их уже зачислили в другой.

 

Масса недовольств возникла из-за «наплыва» абитуриентов льготной категории. Первый список бюджетников почти целиком состоял из абитуриентов, поступающих вне конкурса. В результате люди с высокими баллами ЕГЭ оказались перед необходимостью либо ждать второй волны, либо подавать оригиналы документов в другие вузы. Успешные абитуриенты с хорошими результатами ЕГЭ часто не могли поступить в желаемый вуз.

Также выявилась проблема неопределенности абитуриентов в своем  выборе: они подавали документы на самые разнообразные направления, не тяготея к какому-либо определенному. Это создавало трудности не только при зачислении, но и во время дальнейшего обучения.

2010 год

Нововведения

Некоторые изменения  претерпели КИМы по математике и литературе. Этому предшествовал крах выпускников на экзамене предыдущего года: 25% школьников написали экзамен по математике на неудовлетворительную оценку. Что касается литературы, то главной проблемой стала невозможность объективной оценки столь абстрактного, порой интуитивного предмета в тестовой форме. Задачи по математике были преобразованы в более конкретные, житейские. Новые тесты предполагали не только знание формул и правил, но и умение пользоваться ими на практике, понимание самого предмета.

Выпускники, которые окончили среднюю школу до 1 января 2009 года, т. е. до того, как Единый государственный экзамен стал обязательным, получили выбор. Теперь при поступлении в вуз на очное отделение могут не сдавать ЕГЭ, а проходить экзамены в традиционной форме. Ранее это разрешалось только тем, кто поступал на заочное и вечернее отделения вузов.

Число этапов зачисления в вузы уменьшилось с трех до двух. Это позволило своевременно определить, набрал ли абитуриент необходимое количество баллов, чтобы поступить в выбранный  вуз. Строго соблюдалось право студента забрать из приемной комиссии одного вуза свои документы и переправить их в другой, куда он прошел во второй волне. Причем сделать это все можно было в течение одного дня.

Вузы получили право  устанавливать минимальный порог  баллов не только по профильному, но и по всем остальным предметам.

На 10 % был сокращен целевой  прием. Кроме того, стал актуальным вопрос о его отмене на гуманитарные направления, где слишком много  выпускников: юристов, экономистов, менеджеров и т. д.

Также было законодательно утверждено новое правило: подавать заявления в этом году можно было не больше, чем в пять вузов, и не более чем на три направления в каждом.

Во избежание повторения конфликтных ситуаций, зачастую возникавших  из-за отсутствия нужной информации, правительство обязало все университеты до 1 февраля опубликовать на сайтах собственные правила приема, направления подготовки, перечень вступительных испытаний.

Результаты:

По оценке Общероссийского  общества защиты прав потребителей образовательных  услуг и департамента экономической безопасности МВД в 2010 году из-за обязательного госэкзамена объем коррупции в образовании увеличился. Причем из вузов взяточничество перешло на уровень школы. Это стало одним из главных аргументов противников введения ЕГЭ в России.

Творческие вузы по-прежнему отстаивают свое право принимать абитуриентов не по результатам ЕГЭ, а на основании своих собственных экзаменов. Есть такие, которым это удается: Консерватория им. П.И. Чайковского, Государственное музыкальное училище им. Гнесиных, РАТИ и Школа-студия МХАТа.

Однако в большинстве  творческих вузов засчитываются  результаты ЕГЭ минимум по одному из экзаменов. Правда, пока госэкзамен не отменяет и традиционных вступительных  испытаний.

При этом многие учебные  заведения находят способ «обойти» ЕГЭ. К примеру, высшие театральные училища им. Щепкина и им. Щукина засчитывают баллы госэкзамена только за сочинение, и то только для граждан стран СНГ. Медалистам дают возможность выбрать: представить результаты ЕГЭ или написать сочинение прямо на экзамене.

Ограничение количества учебных заведений, куда можно было подавать документы, сыграло положительную  роль: ажиотажа и паники 2009 года удалось  избежать. Приемная кампания прошла спокойно и вполне успешно.

Возникла другая проблема. В условиях назревающего демографического кризиса многие вузы начали снижать проходной балл по многим специальностям, в результате чего, зачастую, набирали не слишком хорошо подготовленных студентов. Эта проблема сейчас наиболее актуальна, поскольку выпускников с каждым годом становится все меньше. Минобрнауки заострило свое внимание, в первую очередь, на решении этого вопроса.

Введение ЕГЭ и его  эволюция в течение почти 10 лет  показывает, что ни Правительство  России, ни Министерство образования  и науки, ни ученое сообщество не считают такую форму оценки знаний совершенной. Каждый год ЕГЭ менялся и будет меняться, пока не устроит всех участников образовательного процесса.

 

3.2  Реформы 2010-2011гг.

Три составных части реформы, проводимой в 2010 — 2011 гг.:

- Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

- проект Закона «Об  образовании в РФ»;

- новый стандарт.

Закон 83-ФЗ от 08.05.2010 обеспечивает правовую механизм коммерциализации всей социальной сферы, включая образование, здравоохранение и культуру. Власть фактически снимает с себя социальные обязательства, преобразуя большинство бюджетных учреждений в «автономные организации», финансирование которым будет выделяться регионами и муниципалитетами под определенный госзаказ. Распределять деньги директор школы может по своему усмотрению; главное, чтобы заказ был выполнен. С другой стороны, автономные организации получают возможность заниматься коммерческой деятельностью по своему профилю. Т.е. школа теперь официально может сделать платными уроки, не включенные в обязательный компонент образовательного стандарта.

Согласно проекту закона «Об образовании в РФ», с 1 января 2013 года будет гарантирована общедоступность и бесплатность: «дошкольного, общего образования, и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов, устанавливаемых университетами, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом» (п.3 ст.8). Однако п.6 ст. 18 гарантирует преемственность содержания только дошкольного и школьного образования. Это значит, что минимальный уровень, достаточный для поступления в вуз, школа отныне обеспечивать не должна. Проект же стандарта для старшей школы не гарантирует иного содержания, кроме достаточного для сдачи двух обязательных ЕГЭ (русский и математика) на минимальный балл для получения аттестата. Хотя в новой редакции и появились слова о задачах «обеспечения преемственности… среднего (полного) общего, профессионального образования», далее, к сожалению, ничем не подкрепленные (ФГОС среднего (полного) общего образования. Проект. С.3).

Новый стандарт занимает в этой системе юридически подчиненное, но фактически базовое положение. Преобразование государственной (муниципальной) школы  в учреждение, задача которого —  торговля образовательными услугами, возможно только в одном случае. Для этого обязательный компонент Федерального стандарта, обучение которому оплачивается из бюджета, должен быть гораздо меньше, чем это необходимо для поступления в вуз или просто для того, чтобы потом быть готовым к самообразованию и восприятию высокой культуры.

Поставить среднее образование  на платную основу легально было невозможно, пока действовали старые стандарты, написанные в 1990-х гг. И дело не только в том, что обязательными для  старшей школы в них значились 15 предметов, а не 9-10, как в проекте.

Сейчас, если будет принят новый проект ФГОС, станет нереальным получить бесплатное образование, достаточное не только для поступления в вуз, но и для кругозора гражданина, способного принимать самостоятельные и ответственные решения. Зато каждый выпускник государственной школы станет непременно успешной и патриотичной личностью. Каким образом? Следите за руками разработчиков.

Образование, по мнению авторов  стандарта, должно обеспечивать формирование «консолидации общества <…> на основе <…> взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп; <…> идеалов иценностей гражданского общества: справедливости, свободы, благосостояния, семейных традиций» (ФГОС основного общего образования. Пояснительная записка. С. 1-2. Этот стандарт для 5-9 классов уже принят Минобрнауки). Не будем вдаваться в рассуждения, какое отношение семейные традиции, со всей этноконфессиональной спецификой в виде калымов, хиджабов и проч., имеют к гражданскому обществу.

Гораздо интереснее, каково должно быть содержание школьной программы, чтобы одновременно у детей рабочих  формировалось, с одной стороны, чувство справедливости, а с другой — взаимопонимание и доверие  к людям, которые платят их родителям  копейки, а сами купаются в роскоши. Русская классическая литература, встававшая на сторону униженных и оскорбленных, здесь явно не к месту.

Стратегическая цель российского образования, по мнению реформаторов, — «воспитание успешного  поколения граждан». Но к чему тогда речь о духовно-нравственных основах? Успех в современном мире имеет исключительно материальное выражение: капитал, недвижимость, высокое положение в обществе. Для этого не нужна ни духовность, ни образование. Скорее, духовность является помехой в достижении цели, и каждый бизнесмен об этом знает. А уровень образования в нашей стране уже давно никак не коррелирует с успешностью и даже, пожалуй, находится в обратной зависимости: чем выше уровень образования, тем в среднем несчастнее его носитель.

Итак, какова же технология создания конкурентоспособной ипатриотичной личности?

1П.15 Стандарта для  старшей школы гласит: «Обязательная  часть основной образовательной  программы среднего (полного) общего  образования составляет 40%, а часть,  формируемая участниками образовательного процесса, — 60% от общего объѐма основной образовательной программы среднего (полного) общего образования».

П. 18.3.1: В учебный план входит 9 или 10 обязательных предметов, из которых три обязательны для  всех:

  • Россия в мире,
  • физическая культура,
  • основы безопасности жизнедеятельности.

Остальные 6 или 7 предметов  ученик должен выбрать из 5 образовательных  областей + «курс по выбору»:

филология (русская словесность  — интегрированный уровень образования, русский язык, литература, родной язык, родная литература — базовый или профильный уровни);

иностранный язык (иностранный  язык, второй иностранный язык);

общественные науки («Россия  в мире» — интегрированный  уровень, обществознание — интегрированный  уровень, история, география — базовый или профильный, экономика, право — только профильный);

математика и информатика (математика и информатика — интегрированный, математика, информатика как отдельные  предметы — базовый или профильный);

естественные науки (естествознание — интегрированный курс, экология — базовый, физика, химия, биология — базовый или профильный).

Что такое «интегрированный уровень», который авторы стандарта  впервые вводят в учебный процесс? Это будут дисциплины, на которыхсистематические знания давать ученикам не предполагается: «Предметные результаты на интегрированном уровне должны быть ориентированы на освоение обучающимися в рамках интегрированных курсов ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний» (ФГОС. Старшая школа. С. 10). Образовательных задач у этого уровня нет, функции — те же, что у документальных фильмов ВВС, занимающих время и напоминающих обывателю о существовании науки.

На базовом уровне результаты обучения «ориентированы на освоение обучающимися систематических  знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решать задачи освоения основ базовых наук, поддержки избранного обучающимися направления образования, обеспечения академической мобильности». Как понимается «академическая мобильность», из проекта неясно.

На профильном уровне результаты «ориентированы на более глубокое, чем это предусматривается базовым уровнем, освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решать задачи освоения основ базовых наук,подготовки к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности». Таким образом, минимум знаний, теоретически дающий возможность продолжить обучение на следующей ступени (в вузе), предполагается только на профильном уровне.

Информация о работе Государственная политика в области образования в РФ