Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:54, автореферат
Работа посвящена современному этапу истории России. В центре внимания находится наиболее сложный период – 90-е годы ХХ в. Радикальные общественные изменения, произошедших в России на рубеже 1980-х - 1990-х гг., привели к трансформации многих направлений деятельности государства и общества, а также к изменению сущности многих социальных институтов. В последнее десятилетие ХХ века особую актуальность приобрели вопросы социальной политики со всеми их сложностями и противоречиями, продиктованными сменой социального строя. Отказ от целого ряда существенных завоеваний в области социальной политики, пересмотр самого содержания этого понятия привели к изменению роли государственных структур в социальной жизни общества. В создавшихся условиях правящая элита была вынуждена вести поиск механизмов, которые могли бы обеспечить стабильность новой политической системы в России.
На правах рукописи
ИВАНОВ Кирилл Витальевич
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 1991-1999 гг.
Специальность 07.00.02 - отечественная история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание
ученой степени
кандидата
исторических наук
Москва - 2009
Работа выполнена на Кафедре
истории Института
Научный руководитель: доктор исторических наук,
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор,
Петров Юрий Александрович
кандидат исторических наук, доцент,
Доцент Исторического факультета
МГУ им. М.В.Ломоносова
Ермишина Светлана
Ведущая организация: Московский педагогический
Защита состоится «___» ____________2009 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д.212.183.03 в ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» по адресу: 302026, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Орловский государственный университет».
Автореферат разослан «___» _________________2009 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат исторических наук,
доцент
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.
Работа посвящена современному этапу истории России. В центре внимания находится наиболее сложный период – 90-е годы ХХ в. Радикальные общественные изменения, произошедших в России на рубеже 1980-х - 1990-х гг., привели к трансформации многих направлений деятельности государства и общества, а также к изменению сущности многих социальных институтов. В последнее десятилетие ХХ века особую актуальность приобрели вопросы социальной политики со всеми их сложностями и противоречиями, продиктованными сменой социального строя. Отказ от целого ряда существенных завоеваний в области социальной политики, пересмотр самого содержания этого понятия привели к изменению роли государственных структур в социальной жизни общества. В создавшихся условиях правящая элита была вынуждена вести поиск механизмов, которые могли бы обеспечить стабильность новой политической системы в России.
Изучение социальной политики 1990-х гг. направлено на рассмотрение сильных и слабых сторон опыта государственного регулирования социальной политики, выявление тех линий в этой политике, которые связаны с последующим периодом современной истории российского государства. Важно установить, каким образом действовала власть в этот ответственный период истории государства, какие цели перед собой ставила, чего смогла добиться, какие предпосылки для дальнейшей эволюции социальных отношений были созданы в эти годы.
Объектом исследования является развитие российского государства на современном историческом этапе.
Предметом исследования стали разработка и проведение государственной социальной политики Российской Федерации после событий августа 1991 г., рассмотрение приоритетов, которых придерживались в этой сфере регулирования социальных отношений исполнительная и законодательная власти.
Хронологическими рамками иссле
К концу 1990-х годов в основном завершились процессы, которые развернулись с начала 1990-х годов. Выявились основные черты и особенности подходов государства к проблемам социального развития общества. С уходом Б.Н.Ельцина с поста Президента (декабрь 1999 г.) начинается существенная эволюция социальной политики государства, что позволяет говорить о новом ее этапе, со своими особенностями и новыми специфическими чертами.
Степень научной разработанности темы.
Литература по теме работы отличается жанровым и содержательным разнообразием, имеет междисциплинарный характер. Самостоятельную группу образуют соответствующие разделы учебников и учебных пособий, издаваемых в 1990-е и в 2000-е годы. Характер данных работ предполагает наличие глав, содержащих материалы по социальной проблематике. Но, как правило, в учебной литературе социальные проблемы затрагиваются вскользь. Материал в учебных пособиях традиционно концентрировался вокруг политических событий и проблем, связанных с деятельностью власти. О социальных проблемах и социальном положении населения речь идет в связи с оценкой недостатков и издержек экономического реформирования. Более обстоятельно новейший этап российской истории представлен в нескольких вузовских учебных пособиях.1 Важно, что целый ряд новых концепций попал и в школьные учебники. 2
Констатируя факт негативных социальных последствий преобразований 1990-х годов, авторы одного из вузовских учебников прямо указывают, что «дальнейшее развитие социальной структуры российского общества будет зависеть от скорости и направленности экономического реформирования страны и социальной политики государства, способности населения адаптироваться к радикальным переменам»3. Это же положение было повторено и в более позднем по времени учебном пособии4. Само понятие социальная политика государства стало конституироваться в специальный предмет анализа. При этом речь идет о политике социальной адаптации.
В учебной литературе особо подчеркивается связь состояния социальной сферы в 1990-е гг. с глубинными и противоречивыми процессами в экономике, производственной сфере, с недостаточной компетентностью руководства. Из этих обстоятельств выводится и кризис августа 1998 г., из которого страна стала выходить лишь во второй половине 1999 г. 5. Сохраняется убеждение в возможности решения социальных проблем на пути экономического развития.
В учебной литературе проявляются и другие подходы к социальной проблематике, не связывающие ее напрямую с материальным и производственным факторами. Так, Г.И.Герасимов в основу своей концепции современной истории страны положил «стремление к свободе»; этот принцип, считает он, применим и к социальной сфере 6. В этой модели социальная составляющая обретает совершенно самостоятельное звучание. С другой стороны, характерно стремление отдельных авторов вообще избегать постановки вопроса о социальной составляющей в современной российской истории. Предпочтение отдается сугубо экономическим показателям и делаются выводы о повышении реального уровня жизни в стране после 1991 г.7.
Дискуссионный характер социальной проблематики очевиден. Необходимость обсуждения целого ряда тем проявляется в том числе на страницах учебно-педагогических изданий. Характерно, что наиболее острой оказалась проблема установления связи советской и постсоветской истории8. Это в том числе и проблема генезиса многих сегодняшних социальных явлений, наблюдаемых как на низах, так и на верхах социальной пирамиды.
Сформировался целый пласт литературы общего характера, где проблемы социального, экономического, политического развития общества рассматриваются в комплексе. Можно назвать работы таких авторов, как Л.И.Абалкин, А.Г.Аганбегян, С.И.Алексеев, А.В.Бузгалин, Е.Т.Гайдар, С.Ю.Глазьев, В.Г.Гречихина, А.В.Дмитриева, Т.И.Заславская, С.А.Меньшиков, Ю.М.Осипов, Г.Х.Попов, Р.В.Рывкина, В.Г. Смольнов, Т.М.Тимошин, Ж.Т.Тощенко, С.С.Шаталин, В.А.Ядов, Г.А.Явлинский, Ю.В.Яковец и других9. Многие из этих работ носят научно-публицистический характер, однако содержащийся в них анализ часто дает возможность расширить рамки историко-политологического исследования и позволяет оценить влияние социальных факторов на политические процессы.
Часть этой литература принадлежала перу политиков или исследователей, которые в 1990-е гг. либо занимали государственные посты, либо располагали реальным влиянием в обществе, оказывая воздействие на принятие властью тех или иных решений, и имели прямое отношение к «опрокидыванию» прежней системы социальной защиты, либо находились в стане оппозиции властной верхушке. Поэтому и оценки, даваемые реформам многими из них, часто были прямо противоположными и определялись их политическими взглядами. Некоторые из них утверждали, что необходимо было действовать «с учетом экономических реальностей», что нельзя было «действуя по правилам, провести приватизацию и демонополизацию, а уже затем приступить к либерализации цен. Такого выбора у России 1991 года не было,… не было никакой возможности откладывать запуск рыночных механизмов…»10.
Высказывались
и прямо противоположные
Характерно появление высказываний, как в публицистике, так и в научной литературе, о стабилизирующей роли социальных достижений советской эпохи, о зависимости экономических реформ от социальных завоеваний социализма. Так, Ю.М.Лужков считает, что «…именно «советская социалка» – включая систему льгот, ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и науку – позволила России в последнее десятилетие пройти путь «капиталистического развития, стала амортизационной подушкой для общества в период «дикого капитализма» и перехода экономики к рынку»12.
Значительный вклад в изучение социальных процессов внесли экономисты. Причем, они все чаще применяют исторические подходы, выявляя особенности отечественного культурно-исторического типа. Акцент переносится на социальную и культурную составляющие хозяйственной деятельности. Прямо высказываются суждения, что проведенные в России на рубеже XX – XXI вв. социально-экономические реформы вступили в противоречие с задачами организации процесса производства самой жизни. То есть реформаторы посягнули на основы жизнедеятельности народа. Экономисты выдвинули модели развития социально-экономических процессов, альтернативные либерально-рыночным концепциям. В соответствии с этими моделями хозяйственные уклады должны быть обусловлены исторически и социокультурно. Именно так можно обеспечить жизнеспособное разнообразие всей национальной жизни Экономисты подчеркивают необходимость преобладания государственного уклада. В этой модели подчеркивается приоритет такой формы хозяйственной деятельности, как «народное предприятие» с коллективным владением средствами производства и производственным самоуправлением13. Причем экономисты и историки шли навстречу друг другу, сближая свои теоретические подходы в оценке исторического опыта развития народного хозяйства. Научный поиск касался таких важнейших тем нашей социально-экономической истории, как роль российского государства в социально-экономической жизни страны, частная предпринимательская деятельность и ее роль в народном хозяйстве России, взаимоотношения предпринимательства и политики и некоторые другие14.
В отечественной
экономической науке в
Информация о работе Государственная социальная политика РФ в 1991 - 1999 гг