Экономические содержание и цели бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:55, контрольная работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет.
Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Экономическая сущность государственного бюджета……………………...4
2. Основные аспекты государственного бюджета………………………………7
3. Функции бюджета государства………………………………………………..8
4. Роль бюджета в условиях рыночной экономики…………………………….12
5. Роль бюджета государства в распределении ВВП……………………….....14
6. Современное состояние государственного бюджета………………………..16
Заключение………………………………………………………………………...18
Практическое задание…………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетная система.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

Контрольная функция бюджета действует  одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Контрольная функция заключается  в том, что бюджет объективно - через  формирование и использование фонда  денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений - раздел IX «Государственный и муниципальный финансовый контроль».

3. Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

4. Информационная функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов.

5. Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

 

 

 

4. Роль бюджета в условиях  рыночной экономики

 

В современных условиях бюджет является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций. Отдельные его элементы, такие как прямые и косвенные налоги, займы, расходы на государственное управление, оборону и др., существовали на протяжении истории человечества при различном общественном строе и сохраняются в наши дни.

Бюджет и бюджетная  система не просто регистрируют и контролируют то, что создано в процессе производства, но и активно воздействуют на этот процесс, ускоряя или замедляя его.

В современных экономических  условиях бюджет связан посредством  налогов практически со всеми  предприятиями и организациями всех форм хозяйствования, с их финансовыми планами, а через них с производственными показателями оказывая воздействие на их формирование.

Таким образом, на современном  этапе развития экономических отношений  в стране роль бюджета как основного финансового плана государства, утверждаемого на законодательном уровне, обусловлена тем, что бюджет:

1. способствует развитию  производительных сил и структурной  перестройке экономики;

2. является главным  источником финансирования непроизводственной  сферы и сферы социальной защиты населения;

3. выступает в качестве  синтетического финансового плана,  в процессе составления, утверждения  и исполнения которого происходит  корректировка финансовых планов  и прогнозов предприятий и  организаций всех форм собственности и методов хозяйствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Роль бюджета государства  в распределении ВВП

 

Бюджет и государственная  бюджетная система в целом  является совокупностью экономических  отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.

С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики; поддержка тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также необходимы для обеспечения национальной безопасности; выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны; преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан и др.

Валовой внутренний продукт – обобщающий макроэкономический показатель, отражающий суммарную рыночную стоимость конечных продуктов и услуг, произведенных  на территории страны, независимо от национальной принадлежности функционирующих в ее экономике юридических и физических лиц за определенный период.

Бюджет оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны. Прямое влияние – это изменение распределения ресурсов в экономике, которое являются непосредственным результатом налогообложения или осуществления бюджетных расходов. Косвенное воздействие заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты и др.), приоритеты государственной финансовой политики, конкретные направления формирования и расходования средств бюджета формируют в обществе определенные ожидания и учитываются другими субъектами рынка при планировании своей хозяйственной деятельности на перспективу.

Воздействие бюджетной  политики на экономику страны в целом  и ее отдельные ее сегменты очень  велико, оно затрагивает интересы самых разных категорий населения, хозяйствующих субъектов, государственных  органов. Поэтому планирование и утверждение бюджета является сферой конкуренции различных групп интересов. Обсуждение законов о бюджете вызывает широкий общественный резонанс и привлекает внимание не только специалистов, но и средств массовой информации, простых граждан. Помимо текущих приоритетов бюджетной политики, дискуссии разворачиваются вокруг фундаментального вопроса экономической теории и практики - о роли и масштабах государственного регулирования. Рост доли ВВП, перераспределяемой через бюджет, отражает усиление регулирующего воздействия на экономику. Наоборот, ее снижение является индикатором более либеральной экономической политики. Выбор между данными вариантами в долгосрочном плане зависит от общественных предпочтений, которые выявляются в процессе избирательной кампании, референдума и других форм волеизъявления граждан. Например, при росте имущественного расслоения населения или неравенства экономического потенциала регионов в обществе усиливается поддержка перераспределительных программ. Политические партии, выступающие за расширение таких программ, получают дополнительные голоса избирателей. Итогом избирательной кампании является рост численности их фракций в парламенте и, как следствие, - усиление влияния на процесс законотворчества. Программы перераспределения включаются в закон о бюджете, в результате чего роль бюджетного регулирования в экономике возрастает.

 

 

6. Современное  состояние государственного бюджета

 

Проанализировав данные учебных пособий и информацию современных периодических изданий, можно сделать выводы, что доходы и расходы консолидированного бюджета РФ и федерального бюджета РФ в основном зависят от:

  1. цены на нефть: благодаря подъему цены на нефть в последние годы складывается бюджетный профицит как в 2008 году, а снижение цен на углеводородное сырье приводит к бюджетному дефициту, как  это планировалось в 2009 году;
  2. инфляции: в то время как растут цены на нефть, увеличивается инфляция, рост цен приводит к снижению благосостояния граждан, т.е. увеличению расходов и уменьшению доходов, что приводит к общему экономическому спаду РФ;
  3. общего состояния финансовых дел экономики: произошедший в 2008 году финансовый  кризис показал зависимость расходов страны от общего положения экономики РФ на мировом рынке.

Но в данных условиях считается невозможным повышать налоги, т.к. российский производители итак не очень положительно справляются с налоговым гнётом, также нельзя повышать расходы бюджета, т.к. придется придерживать увеличения социальной помощи гражданам и последствия этого будут весьма негативными, постоянно обращаться к  денежным запасам и резервам тоже не является хорошим выходом, потому что рано или поздно это приведет к их истощению, ну и остается прибегнуть к посторонней помощи на мировом уровне, однако, сразу вспоминается история РФ еще в самом недавнем прошлом, когда за долги Советского Союза расплачивалась долгие годы РФ.

Основной источник доходов  бюджетов – это налоговые доходы, поэтому главными задачами правительства  страны в области совершенствования  доходов должны быть ужесточение  контроля за подсчетом, уплатой и перечислением налогов и сборов в бюджет; приведение налогового законодательства страны к единой правовой основе с минимизацией постоянных изменений и дополнений, а также увеличение санкций и штрафов за уклонение и несвоевременную уплату налогов.

Главными проблемами в сфере государственных расходных  обязательств являются: бюджет валовый продукт финансирование

1. бюджетные средства  используются недостаточно эффективно;

2. нецелевое расходование  бюджетных средств; 

3. бюджетные расходы не решают проблемы социальной политики.

В связи с этим, необходимо снизить расходы на содержание государственного и муниципального аппарата, а повысить их на финансирование социальных расходов и социальной политики. Т.к. в нашей  стране даже на современном этапе развития очень велика разница между противоположными слоями населения, и социальная сфера находится на самом низшем этапе развития, не смотря на все социальные реформы, проводимые правительством страны в последнее время. Также, необходимо усилить контроль за  использованием бюджетных средств, потому что нецелевое расходование бюджетных средств как раз и приводит к упадку социальной сферы.

Ну и в итоге еще  хочется добавить, что Россия -  огромная страна с большим запасом  ресурсов, поэтому считаю, что необходимо развивать собственный потенциал, направляя не малую часть бюджетных средств на развитие приоритетных сфер экономики, устанавливая жесткий контроль за их использованием и повышая  эффективность реализации работы ТЭК, ВПК и других сфер промышленности.

 

 

Заключение

 

Современное бюджетное  устройство является важной частью государственного устройства России. Бюджетная система  является частью бюджетного устройства. За время своего развития бюджетная  система прошла много этапов изменения  и развития. Увеличивались функции, возлагаемые на бюджетную систему. Это было связано с разными факторами, прежде всего с усложнением и изменением структуры устройства государства.

В настоящее время  бюджетная система и как составная  часть бюджет государства представляют собой сложные составные части управления и регулирования экономическими отношениями. При помощи бюджета происходит формирование государственных фондов, перераспределение ВВП, контроль над процессами в народном хозяйстве, стимуляция экономики.

Все принципы, свойства и правила, весь комплекс отношений бюджетной системы строго закреплены и регламентированы бюджетным законодательством. Бюджетное право является сложной системой нормативно-правовых актов, строгое соблюдение которых обеспечивает надёжное функционирование бюджетной системы.

Современная бюджетная  система России является достаточно устойчивой системой экономических  отношений, но в ней ещё есть много  неопределённостей. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Российской Федерации.

 

Практическое задание

 

Вариант 2

 

Доходы  бюджета

1.Налог на имущество  физических лиц

В текущем году данный налог начислен в сумме 32 000 тыс. руб. До конца года указанная сумма поступит полностью. На следующий год налог на имущество физически лиц планируется с ростом на 25 % против уровня текущего года.

 

Решение

 

000 · 1,25 = 40 000 тыс. руб.

 

. Земельный налог

По данным Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, поступление земельного налога за земли  городов и поселков по району в  текущем году - 168 000 тыс. руб. Норматив отчислений земельного налога в бюджет района в текущем году - 65%. Коэффициент  увеличения ставки земельного налога в следующем году - 1,8. Сумма уменьшения земельного налога в связи с переводом пользователей с права бессрочного пользования на право аренды по бюджету района в следующем году - 1500 тыс. руб. Норматив отчислений земельного налога в следующем году - 100%. Ожидаемое исполнение в текущем году на уровне плана.

Информация о работе Экономические содержание и цели бюджета