Экономическая теория: содержание, функции и цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:21, курсовая работа

Краткое описание

Предшественница современной России – Россия советская - была страной парадоксов: вместо экономики – экономическая политика, вместо экономической теории – политическая экономия, вместо торговли – распределение по карточкам, вместо спроса и предложения товаров – государственное распределение экономических ресурсов… Нет рыночной экономики – нет и её теоретического обоснования, теории рыночного хозяйства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………3
ТЕОРИЯ КАК СИСТЕМА НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ……………………………………4
1.Теория и ее структурные элементы.
2. Законы, закономерности и их функциив системе экономического теоретического знания.
3.Категории как определенности понятий в экономической теории.
4.Цель экономической теории.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ……………………….11
1.Экономическая система как объект экономической теории.
2.Предмет экономической теории и проблема его определения.
3. Определение предмета экономической теории в различных экономических концепциях.
4.Предмет современной экономической теории.
СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ …………17 1.Классификация как важнейший инструмент структурирования научной теории.
2. Принципы и их роль в классификации научных знаний.
3.Систематизация научного знания.
4. Абстрактный объект как основной элемент структуры теоретического знания.
5.Критерии структурирования экономической теории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………….34 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 756.12 Кб (Скачать файл)

                                        Министерство образования Российской Федерации

 

                                Государственное образовательное учреждение

                             высшего  профессионального образования                                        

 

             Воронежский государственный архитектурно-строительный

                                                           университет

                                      Кафедра экономической теории

                                          И основ предпринимательства

 

                                                КУРСОВАЯРАБОТА

                                                             На тему

           « Экономическая теория: содержание, функции и цели»

 

                                                        Выполнил: студентка заочного факультета                                                                                           

                                                                              Специальности ЭУС 2 курс

                                                                               Аблеева Ольга Владимировна

             

                                                         Научный руководитель:. доцент Давыдова Т.Е.

                                                          Оценка: _________________________

                                                       Подпись руководителя: ____________

                                                         Дата защиты: «….» …………2011

 

                                                           Воронеж 2011 г.

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………3

    1. ТЕОРИЯ КАК СИСТЕМА НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ……………………………………4

1.Теория и ее структурные элементы.

2.  Законы,      закономерности   и   их   функциив   системе    экономического      теоретического знания.

3.Категории как определенности понятий в экономической теории.

4.Цель экономической теории.

    1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ……………………….11

                     1.Экономическая система как объект экономической теории.

                    2.Предмет экономической теории и проблема его определения.

                    3. Определение предмета экономической теории в        различных      экономических концепциях.

                   4.Предмет современной экономической теории.

    1. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ  …………17                                                                          1.Классификация  как  важнейший  инструмент  структурирования  научной        теории.

2. Принципы и их роль в классификации научных знаний.

                      3.Систематизация научного знания.

                      4.  Абстрактный объект  как основной  элемент структуры                                                              теоретического   знания.

                    5.Критерии структурирования экономической теории.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………….34  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………………………39

 

                              

 

     ВВЕДЕНИЕ 

 

   Предшественница современной  России – Россия советская  - была страной  парадоксов:    вместо    экономики     –    экономическая     политика,    вместо  экономической     теории   –   политическая    экономия,    вместо   торговли    – распределение    по  карточкам,   вместо   спроса   и  предложения     товаров   – государственное    распределение   экономических     ресурсов…    Нет   рыночной  экономики    –  нет  и   её  теоретического   обоснования,    теории   рыночного  хозяйства.

      Воссоздание    рынка,   по  своей   сути,  является   воссозданием    новой  экономической    системы,   а  из  новой   экономической    политики    вырастает  «новая»,  рыночная, экономика. 

      Теоретическое    осмысление    практики    экономической    жизни    России  времен   перестройки   происходило   на   основе   сложившейся   европейской   и  американской экономических  теорий. В начале 90-х годов появляются  первые  американские    учебники,   переведенные     на  русский   язык   для   массового   читателя, в частности  «Экономикс. Принципы, проблемы и политика» (авторы  Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю,  1995 г.).  Мы вновь открываем «окно в Европу». 

      В  середине  90-х  годов  в  России  изданы  первые   отечественные   учебные  пособия   и   монографии    по  экономической     теории,  но   чаще   всего   они  базируются на американском  фактическом и теоретическом  материалах, так как  российский     рынок     еще    только    формируется.      Из    них    наиболее  фундаментальным  является «Курс экономической  теории» под редакцией проф.  М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой.

      Сложившийся       «экономический     стандарт»    2000    года   определил   следующую     структуру   экономической   теории:    введение,   микроэкономика,  макроэкономика,      теория   переходной   экономики,   история   экономических  учений.

 

 

  1. ТЕОРИЯ КАК СИСТЕМА НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

     Понятие     «теория»     происходит     от   древнегреческого      слова,    которое  означает  «рассмотрение,  исследование».  Целью  теории  является  изучение  и  систематизация        закономерностей         развертывания        действительности        и  формулирование        законов    на   основе    доказательства     выдвинутых      гипотез. 

    Теоретическое      знание    имеет    методологическую        значимость(1)       в познании  действительности.       Основными       элементами      теории    выступают:      гипотезы,  теоремы, аксиомы, законы и категории. Рассмотрим каждое из данных явлений более подробно.

       Начнем      с   гипотезы.     Именно      гипотеза     (от   греч.    hypothesis    – предположение) лежит в основе теории и представляет собой предположение о закономерностях        развития    явления,     которое     непосредственно       отражает   ситуацию,   свойственную   определенному   моменту   времени.   Так   как любая   теория основывается на предположениях, она не может быть справедливой для  любого    явления   действительности.     Развитие   предполагает     видоизменение  структуры,   преобразование,   обретение   новых   форм,   а   научное   познание  – выдвижение     новых    гипотез,   соответствующих      или   не   соответствующих   развитию.      Новые допущения расширяют границы теоретического  знания,  а также влияют  на  экономическую практику,  как и экономическая практика,  в свою  очередь, влияет на теоретические воззрения.  

   Например,  в  80-е  гг.  XX  в.  в экономической жизни появилось новое явление    – стагфляция,    при   котором    сокращение     объемов    производства  сопровождалось  повышением  цен.  Научное сообщество  несколько изменило  свой   взгляд   на  инфляцию.     Ранее   считалось,   что   инфляция    –   явление,  необходимое      для    экономического      роста.   Однако     практика     показала  противоречивость     этого   явления.   В   сочетании    со  стагнацией    инфляция  вызывает кризис в экономике. 

    Правительства индустриально  развитых  стран  с  появлением  стагфляции  тотчас  начали  отказываться  от  политики  расширения  совокупного   спроса  путем  увеличения  денежной  массы.  Более  того,  в  этих  странах    стали   проводить     антиинфляционную        политику.    Теоретическое   допущение  об  инфляции  как   методе  стимулирования  экономического  роста  потребовало серьезной  коррекции. 

      Интересен  такой   пример  развития  научного  познания.  В  классической  экономической    теории  были  определены  нормы   естественной  безработицы.  Создание  же   в  практике  ряда  стран  гибкой  системы  занятости   привело   к  пересчету этой  нормы. 

      Для    подтверждения     выдвинутого     тезиса   о  влиянии    теоретических   допущений  на  экономическую   практику,  о  «движении»  теории  приведем  ещё  один  пример.  В  90-е  гг.  XX  в.  был открыт  «эффект запаздывания» в реакции экономических   субъектов   на   различные   формы   регулирования   экономики.  Данное     теоретическое     открытие    привело     к пересмотру     взглядов    на  государственное регулирование. 

     Догмы быстро устаревают. Однако требовать от теории  универсальности  столь же  абсурдно, как и мечтать о вечном  двигателе или скатерти-самобранке.

  В процессе исследования  может быть выдвинуто бесконечное  множество  гипотез. Например, для объяснения причин инфляции  были предложены в свое  время    самые     неожиданные       гипотезы:    причину     инфляции      некоторые   исследователи     видели    в  изменении     солнечной     активности;    другие   –   в  цикличности  экономического  развития,  монополизации,  расширении  деловой  активности  в  связи   с  оптимистическими  ожиданиями  предпринимателей  или  предстоящими  политическими выборами и т.  д. 

      Гипотеза  используется  для  объяснения  действительности  и  зависит  от  цели   исследования     и   особенностей     исследуемого     объекта.   Она   придает  исследованию   целенаправленный   характер.   В  результате   исследования   она  может    быть   подтверждена      либо   опровергнута.     Но   даже   отрицательный  результат является  результатом, так как позволяет  сузить рамки поиска. 

   В зависимости от стадии  исследования можно выделить  как рабочие, так  и    научно    обоснованные       гипотезы.     В    зависимости     от    содержания  предположения        можно      выделить      описательные,      объяснительные       и  прогностические  гипотезы.  Описательные  гипотезы  служат  для  определения  характерных     черт   объекта.   Так,   принято    считать,   что     гиперинфляция  составляет   от   50  %   в   месяц   или   от   300 %   в   год   (критерий   Кейгена). 

Объяснительные  гипотезы  формируются  на  основе  установления  причинно- следственных связей. Например, рост платежеспособного спроса ведет к росту совокупного дохода,  так как увеличивается предельная  норма потребления.  Прогностические гипотезы содержат предположения о наступлении возможных событий.    Так,   по   мнению      ряда   российских     экономистов,     к   2010   г.  среднедушевой доход в России составит  106,5 % от уровня  1989 г.

      Любая  гипотеза  требует  прежде  всего теоретического  обоснования,  т.е.  доказательства. Доказанная гипотеза выступает в виде теоремы (от греч. theoroo

–   рассматриваю,      обдумываю).      Для   доказательства     теории    достаточно  использовать логико-математический аппарат.  Теорема состоит из двух частей:       условия  –  «если»  и  заключения    –  «то».  Допустим,  для  рынка  совершенной  конкуренции  может  быть  сформулирована  следующая  теорема:  «Если  фирма  действует   на  рынке   совершенной   конкуренции,   то   максимизация   прибыли  фирмы  достигается  при  равенстве  цены,  предельного  дохода  и  предельных  издержек».  Теорема  может  не  иметь  существенной  практической  значимости,  так  как  сформулированные  условия  могут  быть  слишком  идеальны  для того,  чтобы   иметь   подтверждение     в реальной    жизни.   Но   абстрагирование     от  несущественных      явлений    позволяет    путем    «чистого    анализа»   выявить основные     особенности     и   тенденции,     а   значит,   имеет    неоспоримое теоретическое значение.

     В роли гипотезы, не  требующей доказательства и в  принципе не могущей  его   иметь,  выступает  аксиома  (от  греч.  axioma – положение,  принимаемое без логического доказательства).  Она является  фундаментом любой теории,  т.е.  исходным положением или принципом (от лат. principium – начало, основа), на  котором   основывается   теория.   Принципы   составляют   некую   совокупность,  характеризующую данное  теоретическое знание.  Они как фундамент несут на  себе  храм  познания.  Подрыв  одного  из  основополагающих  принципов ведет к разрушению  данного храма,  а на    месте старой  теории  рождается новая.  К таким    принципам     в   экономической      теории   можно     отнести    принцип ограниченности       экономических       ресурсов,     принцип      рациональности  деятельности   экономических   агентов,   принцип   альтернативности   выбора   и некоторые другие.

      Законы,    в   отличие    от   теорем   или   аксиом,    представляют     собой  теоретически  сформулированную  необходимую,  устойчивую,  существенную  и  повторяющуюся связь между  явлениями и могут быть представлены  на основе  закономерностей     действительности.    Среди    экономических     законов   можно  выделить    общие,    т.е.  характерные   для   любой    экономической     системы,  специфические, характерные только  для определенной экономической  системы  или  для  определенного   уровня  экономического  анализа,  и  частные,  которые  характеризуют  закономерности поведения отдельного  экономического агента в     отдельно взятых ситуациях. Например,  закон возвышения потребностей, закон  снижающейся          предельной        полезности       (производительности)             или     закон  циклического   развития   могут   быть   отнесены   к   общим   законам,   так   как  основываются на закономерностях, которые всегда были, есть и будут в любой  экономической         системе.     Второй      закон    Госсена,      или    закон    предложения,  показывающий          прямую       зависимость        между      ценой     товара     и   величиной предложения,  можно отнести к специфическим законам рыночной  экономики.  Предпочтения же, например, отдельного потребителя или отдельного сегмента  рынка, которые они проявляют на товарных рынках, – к частным законам.      В условиях  похожих,  но  недостаточных для наступления объективных закономерных  последствий,  на  первый  взгляд,  закон не  действует.  Например,  закон спроса  показывает  обратную  зависимость между величиной спроса  и ценой товара. Но это не означает, что при похожих, но недостаточных условиях он  обязательно должен  действовать:  не  всегда  с ростом  цены  товара  спрос на  него   падает,   хотя   такая   закономерность   встречается   на   практике.   Другой  иллюстрацией данного положения может служить спрос на некоторые товары.  Так,  спрос на  товар Гиффена  имеет прямую  зависимость между величиной спроса и ценой товара  (отсюда и «парадокс Гиффена»).  Спрос на престижный  товар, несмотря на повышение цены, до определенного момента растет, так как  потребитель  покупает  не  просто  товар,  а  «товар  с  дополнением»,  то  есть  престижем. Интересно, что исследование  структуры международной торговли  США,  проводившееся  в  1954  г.  В.  Леонтьевым,  вступило  в  противоречие  с  теорией Хекшера – Олина(2)  . Оно достаточно очевидно показало, что США, имея  избыточное        количество        капитала,      специализировались            на    производстве  трудоемкой  продукции («парадокс Леонтьева»).  Лишь  ввод  дополнительных  условий,     касающихся        производительности           труда,    капиталовооруженности,  особенности потребительских предпочтений,  наличия других  факторов  (кроме труда и капитала,  как в модели  Хекшера  – Олина)  и т.п.,  разрешил  данный  парадокс.    Категории (от  греч.  kategoria  – высказывание,  признак)  представляют собой определенности  (определения)    понятий в той или иной  теоретической системе. Причем в разных системах одно и то же понятие может иметь разные  категориальные значения, т.е. разные  определения. Данная  ситуация  приводит  достаточно часто к неправомерному использованию различных категориальных  значений  одного  и  того  же  понятия  в  научных  дискуссиях,  а  это,  в  свою  очередь, либо к путанице, либо к каламбурам.     Неверное       использование         категорий       действительно         оборачивается непроизвольным  каламбуром,  как и неверное  их  восприятие.

Информация о работе Экономическая теория: содержание, функции и цели