Экономическое содержание и цели финансовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование финансовой политики государства.
Объект исследования – экономическая политика и экономика в целом.
Предмет исследования – финансовая политика Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
─ исследовать содержание, значение и цели финансовой политики государства;
─ охарактеризовать отдельные виды финансовой политики;
─ рассмотреть организацию финансовой политики, а именно, финансовый механизм и управление финансами;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1. Понятие финансовой политики…………………………………………………….4
1.2. Цели и задачи финансовой политики………………………………………………7
1.3.Содержание финансовой политики…………………………………………………11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
2.1. Виды финансовой политики и механизм ее реализации…………………………….........18
2.2. Реализация финансовой политики……………………………………………………21
2.3. Особенности развития финансовой политики РФ……………………………………23
ГЛАВА 3. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………29
ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКЕ РФ…….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………………….……...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..……………………………......48
Приложение 1……………………………………………………………………………..50
Приложение 2……………………………………………………………………………...51
Приложение 3……………………………………………………………………………...52

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                        Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.

1.1. Понятие финансовой политики…………………………………………………….4

1.2. Цели и задачи финансовой политики………………………………………………7

1.3.Содержание финансовой политики…………………………………………………11

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.

2.1. Виды финансовой  политики и механизм ее реализации…………………………….........18

2.2. Реализация финансовой  политики……………………………………………………21

2.3. Особенности развития финансовой политики РФ……………………………………23

ГЛАВА 3. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………29

ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКЕ РФ…….33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………………….……...44

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..……………………………......48

Приложение 1……………………………………………………………………………..50

Приложение 2……………………………………………………………………………...51

Приложение 3……………………………………………………………………………...52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства  во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них  функций по обеспечению экономической  стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

Изменение цели развития экономики обусловливает необходимость  изменения финансовых отношений  в её отраслях, сферах деятельности, пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает соответствующую финансовую политику.

Целью данной работы является исследование финансовой политики государства.

Объект исследования – экономическая политика и экономика  в целом.

Предмет исследования – финансовая политика Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

─ исследовать содержание, значение и цели финансовой политики государства;

─ охарактеризовать отдельные  виды финансовой политики;

─ рассмотреть организацию  финансовой политики, а именно, финансовый механизм и управление финансами;

- рассмотреть современное  состояние финансовой политики  Российской Федерации.

В процессе написания  курсовой  работы использовались обусловленные конкретными целями и задачами экономические, экономико-математические, статистические, логические и другие методы исследования, обработки и обобщения информации.

Информационной базой исследования явились: законодательные акты Российской Федерации;  учебникИ  для вузов, профессиональная  периодическая литература, Интернет-ресурсы по финансовой  политике, а также официальные сайты Министерства финансов России и Министерства экономического развития России. Данная информационная база включает в себя современные исследования по современному состоянию финансовой  политики, соответствующее законодательство Российской Федерации, публикации в периодической печати, в том числе в специализированных экономических изданиях, различные обзорные, статистические материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.

1.1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Государство разрабатывает  финансовую политику как средство успешной реализации своих целей и задач  в финансовой сфере. Эффективность  воздействия финансов на социально-экономическое развитие общества во многом зависит от выбранных направлений финансовой политики и процесса их реализации.

Многие зарубежные экономисты не выделяют понятия «финансовая  политика» и совмещают ее с  финансово-бюджетной и фискальной политикой (К.Д. Кэмпбелл, Р. Макконелл, С.Л. Брю). Отечественные экономисты, как правило, рассматривают финансовую политику как составную часть экономической политики, считая фискальную политику составной частью финансовой политики. В финансово-кредитном словаре сказано, что «финансовая политика — составная часть экономической политики; совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач; проявляется в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределении между классами и социальными группами населения, отраслями деятельности и регионами страны, в финансовом законодательстве, в структуре государственных доходов и расходов».

Советскими экономистами финансовая политика трактовалась как искусство перераспределения финансовых ресурсов посредством формирования и использования фондов денежных средств.

По К. Марксу, финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций.

В учебнике «Финансы»  под редакцией В.М. Родионовой финансовая политика трактуется как «деятельность социалистических государств по использованию финансов». В учебнике отмечено, что практическое воплощение финансовая политика находит в совокупности мероприятий, проводимых социалистическим государством через финансовую систему. Финансовая политика является элементом надстройки.[9]

В учебнике «Финансы»  под редакцией Л.А. Дробозиной сказано, что «финансовая политика — это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства».[4]

Таким образом, большинство  авторов определяют финансовую политику как элемент надстройки, деятельность государства в области использования финансов. В процессе реализации финансовой политики выполняются экономические задачи, которые ставит перед собой государство. Для полной реализации возможностей воздействия финансовой политики на экономическое и социальное развитие общества необходимо научное обоснование основных направлений, целей и задач финансовой политики.

Финансовая политика – совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики охватывает следующий комплекс мероприятий:

1. разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2. создание адекватного  финансового механизма;

3. управление финансовой  деятельностью государства и  других субъектов экономики.

Осуществление финансовой политики предполагает единство, обеспечение взаимосвязей с другими составными частями экономических отношений: с экономической политикой, ценовой, денежной, кредитной, налоговой, социальной, инвестиционной и др.[5]

Существуют два механизма  финансового регулирования:

1. Стимулирующий механизм. Стимулирующее регулирование направлено  на увеличение финансовых ресурсов  экономических субъектов посредством  снижения налоговых платежей  и увеличения бюджетных расходов  для обеспечения экономического  роста и занятости населения.

2. Рестрикционный механизм. Рестрикционное регулирование связано  с сокращением денежных средств  в экономике, которое достигается  за счет усиления налоговой  нагрузки уменьшения бюджетного  финансирования, чтобы сдержать  деловую активность и стабилизировать денежное обращение.

Для оперативного воздействия  на экономические процессы государство  использует не финансовые, а кредитно-денежные инструменты: учетную ставку или  ставку рефинансирования, прямые операции государства на кредитном, валютном и фондовом рынках и нормы обязательного резервирования средств кредитных учреждений ЦБ РФ.

Государство в любом обществе использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей.

Финансы – это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов, накоплений предприятий, участвующих в производстве и реализации продукции (работ и услуг), централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая политика позволяет соединить воедино возможности управления (регулирование со стороны государства), которые присущи финансам, с конкретными формами и методами организацией органов управления финансовой системы. Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

- управление финансами  с учетом  специфики звеньев  системы финансов; 

- общность функций  всех финансовых учреждений;

- общее руководство  центром при активном участии  всех нижестоящих органов управления.

Основными методологическими  принципами  проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:

- зависимость от конечной  цели;

- макроэкономическая  сбалансированность всех отраслей  хозяйства;

- соответствие интересам  всех членов общества;

- использование экономических  законов; 

- учет внутренних и  внешних экономических условий  на основе реальных возможностей [7].

 Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

Одновременно с этим государство осуществляет выбор  текущих тактических целей и  задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики.[3]

 

 

 

 

 

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение  ее целей, обеспечение необходимой  величины ресурсов и выработка для  этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач.

Главная цель финансовой политики должна быть единой для всех уровней власти. Во все времена  главной целью финансовых отношений  являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства и повышение благосостояния каждого человека.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация  финансовых ресурсов, необходимых для  удовлетворения потребностей развития общества. Поэтому финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности, определить рациональные формы изъятия доходов предприятий в пользу государства и долю участия населения в формировании финансовых ресурсов.

Цели финансовой политики государства делятся на бюджетные  и внебюджетные. Бюджетные цели связаны  с формированием и использованием бюджетов всех звеньев бюджетной  системы, а также бюджетных фондов, входящих в состав бюджета государства. Внебюджетные цели имеют ярко выраженную социальную направленность, или связаны с процессами создания и развития инфраструктуры экономики [10].

К не менее важным целям  финансовой политики можно отнести  фискальные и регулирующие [8].

Финансовая политика, в первую очередь, предполагает решение фискальных задач, которые связаны с балансированием доходов и расходов государства. В этом случае оптимальна ситуация, при которой все расходы государства покрываются за счет его текущих обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении расходов более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать пути сокращения расходов или увеличения доходов. И то и другое направление сложны с точки зрения их практического осуществления.

Особенно труден поиск  дополнительных доходов, потому что  это приводит к росту налогового бремени плательщиков и противоречиво  влияет на всю совокупность получаемых государством доходов. Механизм воздействия налоговой нагрузки на объем поступающих доходов определяется законом Лэффера (рис.1).

Суть закона заключается  в следующем. Первоначально рост налогового бремени приводит к увеличению доходов государства и постепенно достигается точка оптимума, которая характеризует наилучший уровень налогового изъятия, удовлетворяющий, с одной стороны, плательщиков, а с другой стороны, - государство, получающее максимум доходов. При дальнейшем повышении налогового бремени сверх оптимального уровня объем доходов сокращается и стремится к нулевой отметке при 100% уровне изъятия. Такое снижение доходов происходит объективно – за счет снижения стимулов развития экономической деятельности и субъективно – посредством сокрытия объектов обложения и уклонения от уплаты налогов [7].

Информация о работе Экономическое содержание и цели финансовой политики