Экономическая сущность и содержание бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 13:55, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы:
Изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3
1. Экономическая сущность государственного бюджета…………………………………………..………………………....6
2. Функции государственного бюджета……………………………………..8
3. Роль государственного бюджета…………………………………………12
Заключение………………………………………………………….……......14
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетная система.docx

— 31.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Экономико-правовой факультет

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

Контрольная  работа

 

по дисциплине: Бюджетная система РФ

 

Тема № 1: Экономическая  сущность и содержание бюджета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….….3

  1. Экономическая сущность государственного бюджета…………………………………………..………………………....6
  2. Функции государственного бюджета……………………………………..8
  3. Роль государственного бюджета…………………………………………12

Заключение………………………………………………………….……......14

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

При переходе к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение государства в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от административно-командных  методов управления в условиях рынка  государственное вмешательство  в экономику должно носить достаточно ограниченный характер и быть направленным, прежде всего, на решение таких глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования рыночного механизма  в целом, развитие производительных сил, укрепление обороноспособности страны, а также экономическая поддержка  и социальная защита наиболее уязвимых слоев населения посредством  рационального распределения и  перераспределения совокупного  общественного продукта и национального  дохода страны.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач  в условиях рынка выступает бюджетный  механизм.

Именно путем бюджетного перераспределения валового внутреннего  продукта и национального дохода государство стремится достичь  создания такой структуры общественного  производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному  механизму хозяйствования. Посредством  бюджетного механизма возможно воздействие  государства на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический подъем страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, коренное переоснащение  материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение уровня безработицы и увеличение занятости.

Государственное регулирование  экономики может осуществляться на основе изменений приоритетов  бюджетной политики, которая все  более должнапереходить от решения  оперативных и текущих задач  к разработке и последовательной реализации долгосрочных и целевых  программ, охватывающих различные сферы  общественной деятельности.

Развитие бюджетного механизма  в условиях рынка должно происходить  в направлении все более эффективного влияния бюджета на хозяйственную  конъюнктуру и уровень деловой  активности предпринимателей, демонополизацию  экономики, развитие ее частного сектора, приватизацию производства и др. Посредством  таких финансовых рычагов, как налоги, государственные инвестиции, бюджетные  кредиты, объемы бюджетного финансирования создаются предпосылки для влияния  государства на различные стороны  хозяйствования, способствуя ускоренному  обновлению основных производственных фондов, развитию АПК, инфраструктуры общественного производства, созданию нового механизма финансирования науки, здравоохранения, культуры, совершенствованию  государственной системы подготовки и переподготовки кадров, развитию структуры рабочих мест на рынке  труда.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые начала девяностых годов, также не могли не затронуть  сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в  большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько  бюджетная политика государства  будет отвечать требованиям времени.

Изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических  и законодательных основ и  реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Экономичсекая сущность государственного бюджета

Целенаправленное социально-экономическое  развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств государственного бюджета. Государственный бюджет ведущее  звено финансовой системы страны.

Общее понятие государственного бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. «Бюджет  форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления». Однако в Бюджетном кодексе дано слишком  общее понятие, характеризующее  лишь одну его сторону как «Форму образования и расходования денежных средств…»

   В материальном  понимании государственный бюджет  представляет собой централизованный  в масштабах государственного  или административно-территориального  образования денежный фонд, который  находится в распоряжении соответствующих  органов государственной власти  и местного самоуправления. Хотя  материальное содержание бюджета  не является постоянным, объем  концентрируемых в нем денежных  средств постоянно меняется, меняются  виды поступлений в него, направления  расходов. Однако сущность государственного  бюджета постоянна. Она проявляется  в общественных отношениях, связанных  с концентрацией денежных средств  в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности  бюджета как экономической категории.

Как экономическая категория  бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих  в процессе образования, планового  распределения и использования  государственного централизованного  фонда денежных средств. Бюджетные  отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и  физическими лицами) при образовании  централизованного фонда при  помощи налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

Понятие государственного бюджета  имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как  финансовый план государства.

 

В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее  определение.

Государственный бюджет это  основной финансовый план образования, распределения и использования  централизованного денежного фонда  государства, утверждаемый соответствующим  законодательным (представительным) органом  государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и  использования централизованного  фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права  и обязанности участников бюджетных  отношений.

Сердцевиной финансового  планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый  одновременно с планом социального  развития системы как составная  его часть. Финансовый план призван  отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций  общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету  новый статус главного стержневого  баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда  государства во взаимосвязи с  движением финансовых средств и  денежных ресурсов.

 

Главное назначение государственного бюджета с помощью финансовых средств создать условия для  эффективного развития экономики, решения  общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

Государственный бюджет служит основным инструментом государства  в централизации и перераспределении  валового общественного дохода. Государственный  бюджет страны основная форма планирования образования и использования  централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и  укрепления обороноспособности государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функции государственного  бюджета

Сущность государственного бюджета как экономической категории  реализуется через его функции: распределительную, контрольную и  функцию по обеспечению существования  государства.

 Проявление распределительной  функции обусловлено тем, что  в отношения с бюджетом вступают  почти все участники общественного  производства. Основным объектом  бюджетного распределения и перераспределения  является чистый доход, получаемый  в обществе. Между тем, это не  исключает возможности перераспределения  через бюджет и части стоимости  необходимого продукта (подоходный  налог с граждан), а иногда и  национального богатства. Благодаря  распределительной функции бюджета  происходит концентрация денежных  средств в руках государства  и их дальнейшее использование  с целью удовлетворения общественных  потребностей. Распределение и перераспределение  денежных средств происходит  между отдельными отраслями и  сферами деятельности, между отдельными  слоями населения, между некоторыми  видами услуг. В результате  распределения и перераспределения  осуществляется формирование различных  фондов денежных ресурсов ( государственного  и местных бюджетов, фондов социального  страхования, фондов пенсионного  обеспечения, фондов занятости  населения, фондов социальной  защиты, инновационного фонда.

  1. Распределительная функция бюджета используется также для вмешательства государства в процесс общественного производства ( регулирования хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей. Посредством бюджета государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на его производство, накопление денежных средств, сферу потребления, процессы демонополизации экономики и обобществление производства, а также его разгосударствление.

 Существенно, что содержание  распределительной функции бюджета  определяется процессами перераспределения  финансовых средств между различными  подразделениями общественного  производства и слоями населения.

Важно отметить, что ни одно из звеньев финансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (республиканский, областной, городской  бюджет и др.) перераспределения  денежных средств, как бюджет.

  1. Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно ( через формирование и использование денежных средств государства ( отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением совокупного общественного продукта и национального дохода, за пропорциями, складывающимся в процессе перераспределения национального дохода.

 

  1. Функция обеспечения существования государства ставит своей задачей 

- создание материально-финансовой  базы функционирования государства;

- содержание аппарата  управления страной, президентской  власти, законодательной и исполнительной  власти, правоохранительных и таможенных  органов, налоговой службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль государственного  бюджета

Роль государственного бюджета , прежде всего, состоит в том , что  бюджет создает финансовую базу, необходимую  для финансового обеспечения  деятельности государственных органов  и органов местного самоуправления.

Информация о работе Экономическая сущность и содержание бюджета