Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:55, реферат

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.
Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..…….3
1. Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации…………………..4
1.1 Понятие бюджетной системы, ее структура и принципы………………………………………4
1.2 Состав и структура бюджетной системы…………………………………………………….….. 6
2. Реформирование бюджетной системы Российской Федерации………………………..……….16
2.1 Бюджетный федерализм и проблемы его функционирования……………………………..….16
2.2 Ключевые проблемы и итоги реформирования бюджетного процесса……………………..19
2.3 Реформа бюджетного процесса на субфедеральном уровне: узкие места и проблемы…….20
Заключение………………………………………………………………………………………...….22
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

пути реформирования бюджетной системы.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих, с помощью местных  бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального  развития территорий. С этой целью  формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).

В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

В-шестых, финансовые органы муниципалитетов  могут через местные бюджеты  оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.

Формирование и исполнение местных бюджетов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов. В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Доходы местных бюджетов формируются  за счет следующих источников:

- местных налогов и сборов;

- отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов; от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;

- неналоговых доходов.

Местные налоги и сборы - это налоги и сборы, предусмотренные Налоговым  кодексом РФ.

Отчисления от федеральных налогов  и сборов и налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, в пользу местных бюджетов осуществляются по таким видам, как:

- налог на доходы физических лиц;

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- единый сельскохозяйственный налог;

- государственная пошлина;

- прочих платежей.

Неналоговые доходы формируются:

1) от использования (сдачи в  аренду) имущества, находящегося  в муниципальной собственности;

2) от платных услуг, оказываемых  органами местного самоуправления  и бюджетными учреждениями, находящимися  в ведении органов местного самоуправления;

3) от доходов от продажи имущества,  находящегося в муниципальной  собственности;

- в местный бюджет поступают и другие неналоговые доходы (штрафы, суммы конфискаций, компенсаций и пр.);

- неналоговые доходы местных бюджетов формируются также за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

К неналоговым доходам относятся  еще безвозмездные и безвозвратные  перечисления в виде: финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; субвенций из региональных фондов компенсаций; перечислений из бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; перечислений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований.

Расходы местных бюджетов - это  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  местного самоуправления.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Основная часть расходов местных  бюджетов связана с решением вопросов местного значения, с управлением  и развитием экономики и социальной сферы муниципального района или города.

Исключительно из местных бюджетов финансируются расходы:

- на содержание органов местного самоуправления;

- на формирование муниципальной собственности и управление ею;

- на организацию, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

- на содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

- на организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства и т.д.

В ряде районов затраты на непроизводственную сферу составляют более половины расходов бюджета. Из местных бюджетов осуществляется финансирование жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства населенных мест. В ряде районов осуществляется финансовая поддержка за счет местных бюджетов развития в регионе муниципальной промышленности, а также и сельского хозяйства.

Местные бюджеты утверждаются представительными органами власти местного самоуправления в виде принятия решения, после чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают право на получение и использование бюджетных средств.

Затем происходит финансирование бюджетных  учреждений и мероприятий в соответствии с ассигнованиями, выделенными по бюджету. Эта деятельность называется кассовым исполнением бюджета, которое осуществляется через банки, обязанные выполнять эти операции без взимания комиссионного вознаграждения.

Таким образом, бюджетная система РФ представляет собой целостную систему, каждое звено которой выполняет строго возложенные на него функции, за счет чего достигается эффективное функционирование всей системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Реформирование бюджетной системы Российской Федерации

 

2.1 Бюджетный федерализм и проблемы  его функционирования

 

Одним из условий осуществления  социально-экономических реформ является разработка эффективной системы  межбюджетных отношений, способной  обеспечить соответствие между доходами и расходами органов власти и управления. Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм - это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

Бюджетный федерализм реализуется  главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных  доходов и расходовании бюджетных средств.

Бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:

1) законодательном разграничение  полномочий по расходам между  органами власти всех уровней  управления;

2) обеспечение соответствующих  органов власти необходимыми  финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3) обеспечение вертикального и  горизонтального выравнивания доходов  всех звеньев бюджетной системы;

4) наличие единых для каждого  звена бюджетной системы формализованных  прозрачных и всем понятных  методов регулирования бюджетов;

5) самостоятельности и равноправии  каждого бюджета, входящего в  бюджетную систему, которые выражаются  в самостоятельности бюджетного  процесса, в том числе в определении  направлений использования бюджетных  средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти и т.д.

В настоящее время процесс создания бюджетного федерализма в России еще продолжается. Предстоит решение  ряда проблем:

1) полномочия всех уровней власти  по расходам должны полностью  соответствовать имеющимся у них полномочиям по доходам;

2) передача расходов с бюджетов  верхнего уровня на бюджеты  нижнего уровня должна быть  полностью компенсирована одновременно  передаваемыми доходами;

3) должны быть устранены встречные  финансовые потоки, когда доходы, создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня, а затем в виде финансовой помощи, дотаций и субвенций передаются вниз;

4) следует максимально сократить  использование такой формы межбюджетных  отношений, как средства, передаваемые по взаимным расчетам.

С этой целью следует:

- более четко разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями власти;

- фиксировать в федеральных и региональных законодательных актах согласованные пропорции в совместных налогах;

- создать более эффективный механизм корректировки диспропорций в формировании территориальных бюджетов;

- создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения помощи и льгот для всех территорий;

- внедрить в практику формирования территориальных бюджетов нормативно-расчетные методы, основанные на разработке исполнительными органами власти и утверждении представительными органами власти минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.

Важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации является пересмотр сложившихся отношений  между бюджетами различных уровней. Будучи федеральным государством, с  трехуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих основных принципах:

Самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т.д.);

Законодательное разграничение бюджетной  ответственности и расходных  полномочий между федеральными, региональными  и местными органами власти и управления;

Соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов);

Нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;

Наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.

Таким образом, бюджетный федерализм есть одно из сложнейших направлений  экономических реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений. Наша страна делает еще только первые шаги к становлению подлинно федеративных отношений между бюджетами различных уровней. Тем не менее, основы к их формированию уже заложены и в развитии бюджетного федерализма достигнуты положительные результаты, хотя, несомненно, существует еще и немало проблем.

Одной из центральных проблем бюджетного федерализма является бюджетное  выравнивание, которое подразделяется на вертикальное и горизонтальное (эти понятия пришли к нам из зарубежной практики). Вертикальное выравнивание - это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений). На вышестоящий уровень накладываются обязательства: в случае, если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования возложенных на него функций, центральное правительство обязано предоставить этому региональному или местному органу власти недостающие бюджетные ресурсы. Центральное правительство, обладая гораздо большими, чем любой регион, возможностями экономического регулирования и объемами налоговых поступлений, должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счет средств, аккумулированных на уровне федерального бюджета. Вертикальное выравнивание непременно должно сочетаться с горизонтальным, означающим пропорциональное распределение налогов и дотаций между субъектами Федерации для устранения неравенства в возможностях различных территорий, вызванных территориальным фактором. Таким образом, получается, что к расходам федерального бюджета на решение социально-экономических задач федерального масштаба добавляются еще и расходы на достижение сбалансированности бюджетной системы7.

Информация о работе Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации