Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:55, реферат

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.
Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..…….3
1. Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации…………………..4
1.1 Понятие бюджетной системы, ее структура и принципы………………………………………4
1.2 Состав и структура бюджетной системы…………………………………………………….….. 6
2. Реформирование бюджетной системы Российской Федерации………………………..……….16
2.1 Бюджетный федерализм и проблемы его функционирования……………………………..….16
2.2 Ключевые проблемы и итоги реформирования бюджетного процесса……………………..19
2.3 Реформа бюджетного процесса на субфедеральном уровне: узкие места и проблемы…….20
Заключение………………………………………………………………………………………...….22
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

пути реформирования бюджетной системы.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………………..…….3 
1. Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации…………………..4 
1.1 Понятие бюджетной системы, ее структура и принципы………………………………………4 
1.2 Состав и структура бюджетной системы…………………………………………………….….. 6 
2. Реформирование бюджетной системы Российской Федерации………………………..……….16 
2.1 Бюджетный федерализм и проблемы его функционирования……………………………..….16 
2.2 Ключевые проблемы и итоги реформирования бюджетного процесса……………………..19 
2.3 Реформа бюджетного процесса на субфедеральном уровне: узкие места и проблемы…….20 
Заключение………………………………………………………………………………………...….22 
Список использованной литературы………………………………………………………….……23 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы заключается в том, что одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.

Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и  социальных процессов в интересах  членов общества.

Бюджет, денежное обращение - это зеркало  государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать  влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает  роль бюджетной системы как из одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

При написании контрольной работы использованы законодательные и  нормативные акты, публикации экономических  газет и журналов, использовались информации статистических сборников  РФ.

В Российской Федерации продолжаются начатые в 1991 г. экономические реформы. Идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, замена его рыночными методами хозяйствования. Решающую роль как в структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования играют финансы. Резко возрастает значение финансовой системы, основой которой является бюджетная система государства.

Бюджетная система Российской Федерации  включает государственный федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и  внебюджетные фонды.

Федеральный бюджет Российской Федерации - главный элемент (звено) бюджетной системы страны, который является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в форме закона. Он концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Через государственный бюджет (федеральный  и региональные) мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации и реализации финансово-бюджетной политики страны.

В настоящее время страна переживает трудности переходного периода к рынку. Положение в экономике характеризуется противоречивыми кризисными явлениями, вызванными проводимыми реформами. Большие надежды в решении финансовых проблем общество возлагает на квалифицированных специалистов, подготовку которых осуществляют высшие учебные заведения, что подтверждает актуальность данной темы.

Целью данной работы является создание более полного представления  о такой категории как бюджетной  системы.

Исходя из указанной цели исследования, его основными моментами являются:

1) Определить понятие, структуру и принципы бюджетной системы;

2) Рассмотреть состав и структуру бюджетной системы РФ;

3)  Исследовать бюджетный федерализм  и проблемы его функционирования;

4) проанализировать ключевые проблемы  и итоги реформирования бюджетного  процесса в РФ.

 

 

 

 

 

 

1 Сущность функционирования бюджетной  системы Российской Федерации

 

1.1 Понятие бюджетной системы, ее структура и принципы

 

Бюджетная система - один из важнейших  институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах общества.

Бюджет, денежное обращение - это зеркало  государства, барометр его экономического и социального состояния и  политического положения. И как  бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это предопределяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны. Бюджетная система государства, являясь инфраструктурой экономического базиса, подвержена его влиянию. Изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и корректировке ее функций.

Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией РФ и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.

Бюджетная система РФ включает: федеральный  бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты)1.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему  РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов  Федерации не включаются в федеральный  бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Бюджетная система Российской Федерации  основывается на ряде принципов, перечень которых установлен гл.5 БК РФ.

Основными принципами бюджетной системы  Российской Федерации являются:

1. Принцип единства бюджетной  системы Российской Федерации.  Этот принцип означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Принцип разграничения доходов  и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

3. Самостоятельность бюджетов. Принцип  самостоятельности бюджетов означает:

- право и обязанность государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

- право и обязанность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления на соответствующем  уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ;

- право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления устанавливать в  соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации;

- право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления в соответствии  с настоящим Кодексом самостоятельно  определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);

- недопустимость установления  расходных обязательств, подлежащих  исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

- недопустимость непосредственного  исполнения расходных обязательств  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  за счет средств бюджетов других  уровней;

- недопустимость введения в  действие в течение финансового  года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

- недопустимость изъятия в течение  финансового года дополнительных  доходов, экономии по расходам  бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

4. Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов. Этот принцип означает, что  все доходы и расходы бюджетов  и иные поступления, определенные  налоговым и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и иных обязательных платежей учитываются по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

5. Принцип сбалансированности бюджетов. Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств.  Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.

7. Принцип гласности. Принцип гласности означает опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

8. Принцип достоверности бюджета.  Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

9. Принцип адресности и целевого  характера бюджетных средств.  Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Действия должностных лиц, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, к расходованию их на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

10. Принцип равенства бюджетных  прав субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Информация о работе Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации