Сущность бюджетного устройства государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ бюджетного устройства Республики Беларусь, и пути решения проблем формирования государственного бюджета Республики Беларусь.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие за-дачи:
- раскрыть сущность бюджетного устройства и бюджетной системы;
- выявить роль бюджета;
- исследовать проблему сбалансированности государственного бюджета;
- определить основные этапы бюджетного процесса;
- дать оценку структуры доходов и расходов государственного бюд-жета 2012 года.

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………………..4
1 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАР-СТВА…………......6
2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛА-РУСЬ…………………………………...…….20
3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………………………...…….27
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

Ин-т упр-ния и пр-ва.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

1 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА…………......6

2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………...…….20

3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………………………...…….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………36

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы  бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.

Путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта формируется структура общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.

Управляя бюджетным процессом, государство выстраивает бюджетные отношения, направляет, бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.

Однако как  в теории, так и в практике формирования бюджета возникает ряд проблем, решение которых позволило бы усилить его воздействие  на  выход страны из затянувшегося кризиса.

В современной  экономической литературе и периодической  печати  широко обсуждаются вопросы, посвященные отдельным проблемам составления и исполнения бюджета, чаще всего связанные с налогами, как основой доходной базы бюджета.

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость  социального  положения страны. Он может влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальную сферу.

Бюджетная система, как  действенный механизм финансовой политики государства, оказывает активное влияние  на эффективность общественного  производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение накоплений в народном хозяйстве Он широко используется в решении главной экономической задачи - повышении благосостояния, является основным источником формирования общественных фондов потребления и содержания организаций непроизводственной сферы. Отсюда возникает задача изучения роли бюджета в решении многих экономических и социальных задач развития общества.

.Особенно важно на сегодняшний день является создание современных механизмов формирования и использования бюджетных ресурсов в нестабильных условиях экономики. Нынешние экономические реалии, во-первых, обусловлены обстоятельствами финансового кризиса и слабостью банковской и расчетной систем, а, во-вторых, сопровождаются недостаточно согласованной финансово-экономической политикой на различных уровнях власти.

Эффективность управления средствами бюджета обеспечивается рыночными механизмами. Она выражается социально-экономическим результатом перераспределения национального дохода в данных социально-политических и финансово-экономических условиях. Эффективность бюджетной системы может быть измерена отношением показателей ее социально-экономического результата к затратам на ее осуществление.

Всё вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы.

Целью курсовой работы является анализ бюджетного устройства Республики Беларусь, и пути решения проблем формирования государственного бюджета Республики Беларусь.

Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность  бюджетного устройства и бюджетной  системы;

- выявить роль бюджета;

 - исследовать проблему сбалансированности государственного бюджета;

- определить основные  этапы бюджетного процесса;

 - дать оценку структуры доходов и расходов государственного бюджета 2012 года.

Предметом исследования курсовой работы является бюджетное устройство Республики Беларусь.

Объектом исследования является система экономических отношений, возникающая в процессе организации и построения бюджетной системы.

Источниками информации для написания курсовой работы были использованы законодательные акты Республики Беларусь, экономическая литература по теме исследования.

В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ, синтез, обобщение, наблюдение, сравнение, описание.

 

1 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА

 

 

Под бюджетным устройством принято понимать организацию и принципы построения бюджетной системы, функционирующей в соответствии с бюджетным законодательством [12, с. 46]. Бюджетное устройство обусловлено государственным устройством.

Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны [11, с. 43]. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два уровня: 1) республиканский бюджет; 2) местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

В настоящее время  в соответствии с Конституцией Республики Беларусь бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней: 1) республиканского; 2) местных бюджетов.

В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты подразделяются:

- на бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

- базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения);

- областного уровня и бюджет г. Минска.

Различают еще  такое понятие, как консолидированный бюджет, который представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь [11, с. 44].

Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов  районного подчинения и районного бюджета (рисунок 1.1).

Консолидированный бюджет района




Бюджеты сельсоветов

 

Бюджеты поселков городского типа

 

Бюджеты городов районного подчинения

 

Районный бюджет


 

Рисунок 1.1 – Консолидированный  бюджет района

Источник: [11, с. 44]

 

Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения и областного бюджета (рисунок 2.2).

 

 

Консолидированный бюджет области


 

 

Консолидированные бюджеты  районов

 

Бюджеты городов областного подчинения

 

Областной бюджет


 

 

Рисунок 2.2 – Консолидированный бюджет области

Источник: [11, с. 45]

 

Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска (рисунок. 1.3).


 

Консолидированный бюджет Республики Беларусь


 

 

Республиканский бюджет

 

Консолидированные бюджеты  областей

 

Бюджет города Минска


 

 

Рисунок 1.3 –  Консолидированный бюджет Республики Беларусь

Источник: [11, с. 45]

 

Таким образом, в Республике Беларусь бюджетная система состоит из республиканского (государственного) бюджета и местных бюджетов. Главную роль играет государственный бюджет, в нем аккумулируется значительная часть подлежащих распределению и перераспределению финансовых ресурсов. За государственным бюджетом закреплены основные доходы, из него финансируются общегосударственные расходы.

Доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы  формируются за счет налогов, определяемых законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей, а также иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Установление на всей территории Республики Беларусь республиканских налогов производится актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Местные Советы депутатов  вправе устанавливать зачисляемые  в их бюджеты местные налоги и  другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

К собственным источникам доходов бюджета относятся:

- источники доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня;

- дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В бюджет могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства.

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей  административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

В бюджете на очередной  финансовый (бюджетный) год в соответствии с принятыми ранее обязательствами  предусматриваются в полном объеме ассигнования на выплату процентов по государственному долгу, погашение имеющейся в республиканском бюджете на данный год задолженности по государственному долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты, а также ассигнования для исполнения обязательств по выданным Правительством Республики Беларусь гарантиям.

В составе республиканского и местных бюджетов создаются  резервные и целевые бюджетные  фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление  социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.

Бюджетная система Республики Беларусь базируется на следующих принципах:

- единства, который означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;


- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, означающем, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством Республики Беларусь, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;

- сбалансированности бюджетов, который заключается в том, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;

- гласности, выражающемся в открытости обществу и средствам массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год;

- самостоятельности бюджетов, заключающемся в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов – решениями местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается соответственно на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы власти;

Информация о работе Сущность бюджетного устройства государства