Сущность бюджетного устройства государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ бюджетного устройства Республики Беларусь, и пути решения проблем формирования государственного бюджета Республики Беларусь.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие за-дачи:
- раскрыть сущность бюджетного устройства и бюджетной системы;
- выявить роль бюджета;
- исследовать проблему сбалансированности государственного бюджета;
- определить основные этапы бюджетного процесса;
- дать оценку структуры доходов и расходов государственного бюд-жета 2012 года.

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………………..4
1 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАР-СТВА…………......6
2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛА-РУСЬ…………………………………...…….20
3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………………………...…….27
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

Ин-т упр-ния и пр-ва.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

- эффективности и экономности использования бюджетных средств, который проявляется в том, что все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, означающем, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

- достоверности, который означает, что формирование бюджета осуществляется исходя из обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы;

- адресности и целевого назначения, который предусматривает, что бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями;

- ответственности участников бюджетного процесса, заключающемся в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействия на каждой стадии бюджетного процесса [11, с. 47].

Все перечисленные принципы построения бюджетной системы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Применительно к Республике Беларусь различают вышестоящий бюджет и нижестоящий бюджет.

Вышестоящий бюджет - это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы [11, с. 41].

Нижестоящий бюджет - это бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканскому бюджету [11, с. 41].

Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны, имеющей тесную взаимосвязь со всеми другими ее звеньями [11, с. 41].

Бюджет как экономическая категория  выполняет две функции -распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества и т.д.) и контрольную (сигнализирующую обо всех отклонениях в движении бюджетных средств).

Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения средств [11, с. 42].

Бюджетный механизм используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.

Использование бюджетного механизма для регулирования  экономики осуществляется посредством  маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению (за исключением денежных средств целевых бюджетных фондов).

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства.

Бюджетная классификация представляет собой систематизированную группировку доходов и расходов бюджета всех уровней, а также источников финансирования дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов [11, с. 43].

В социально-культурном развитии отдельных регионов страны (областей, районов) большую роль играет бюджетное регулирование, которое представляет собой процесс распределения доходов и перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов [11, с. 43]. Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. Бюджетное регулирование - одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его - поддержание стабильности экономики, обеспечение ее надежности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.

Роль бюджета выражается в том, что он является важнейшим инструментом воздействия на развитие экономики.

Значительную роль играет государственный бюджет в решении  социальных проблем на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы - образования, здравоохранения, культуры и искусства.

По мере развития рыночных отношений и осуществления экономически обоснованной финансовой политики в  стране роль государственного бюджета  в социальных процессах постоянно усиливается. Это обусловлено прежде всего объективной необходимостью улучшения качества жизни населения.

Таким образом, в различных источниках под бюджетом понимается финансовый план государства, форма образования и расходования денежных средств, фонд денежных средств либо система или совокупность денежных отношений, фактор реализации экономических законов и др.

Как только государство  стало планировать свои доходы и  расходы, появилась проблема их сбалансирования. Однако существует ряд проблем, связанных со сбалансированностью бюджета, таких как проблема государственного долга, дефицита и профицита бюджета.

Внутренний государственный  долг – задолженность государства  гражданам, коммерческим банкам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний долг – задолженность государства иностранным банкам, гражданам, фирмам, учреждениям и международным организациям.

Государственный долг выступает в  двух основных формах — государственные ценные бумаги и записи на бухгалтерских счетах. Государственные ценные бумаги ликвидны, анонимны, могут свободно обращаться на вторичном рынке. Долги, оформленные в виде записи на бухгалтерских счетах, не могут переуступаться и продаваться. В этой форме, как правило, оформляется незначительная часть государственного долга.

Одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита. Дефицит бюджета — это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы.

Причины бюджетного дефицита следующие. Это спад производства, массовый выпуск денег, излишние, неоправданные социальные программы, оборот теневого капитала в огромных масштабах. К важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема валового внутреннего продукта в течение бюджетного периода. Возможными причинами бюджетного дефицита являются и чрезмерные государственные расходы, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, что не поддается учету.

Источниками покрытия бюджетного дефицита являются государственные займы и усиление налогообложения. Существует третий, традиционный способ — это выпуск денег. Однако сегодня эмиссия не принимает формы простого печатания денежных знаков. В настоящее время эмиссия существует посредством создания резервов коммерческих банков.

Можно выделить несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита. Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Третья концепция предполагает, что целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение экономической стабильности может сопровождаться устойчивым бюджетным дефицитом. Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит. Такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны, контроль развития бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, а также выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Существуют три основных способа  финансирования дефицита бюджета:

1) монетизация бюджетного дефицита (эмиссия, расширения кредитов и т.д.);

2) внешнее долговое финансирование (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения);

3) внутреннее долговое финансирование [10, с.56].

Дефицит отражает кризисные явления  в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.

Однако однозначно говорить о том, что бюджетный дефицит является исключительно негативным явлением нельзя хотя бы потому, что различна природа дефицитов. Дефицит может  явиться и результатом экономической политики государства: снижение налогов в целях стимулирования производства. В этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.

Природа и последствия бюджетного дефицита полностью зависят от действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместит произведенные затраты, и общество в целом только выиграет от такого дефицита. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает в целях латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики.

Дефицит бюджета возникает, когда  расходы бюджета превышают его  доходы. Существует обратная ситуация, когда расходы бюджета ниже его  доходов, т.е. возникает профицит бюджета.

В современной экономической теории существует несколько основных концепций  сбалансированности бюджета:

1) теория ежегодно балансируемого  бюджета;

2) теория циклического балансирования  бюджета;

3) теория автоматически стабилизирующейся  экономической политики;

4) теория компенсирующегося бюджета;

5) теория функциональных финансов [10, c.47].

Теория ежегодно балансируемого бюджета строго закрепляет необходимость соответствия бюджетных расходов и доходов на ежегодной основе. Сбалансирование бюджета может быть достигнуто путем либо увеличения ставки налога, либо сокращения государственных расходов. И та, и другая меры сокращают, а не стимулируют совокупный спрос. Поэтому ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным, такая политика выступает как проциклическая. А государственный долг допускается только при условии, что он может быть выплачен за счет налогов и других доходов бюджета. В такой ситуации он не является необходимым для экономики страны.

Теория циклического балансирования бюджета предусматривает  балансирование бюджета в течение определенного экономического цикла (за период в несколько лет). Это означает, что в период кризиса государство снижает налоги и увеличивает расходы, сознательно вызывая дефицит бюджета. В фазе подъема оно повышает налоги и сокращает государственные расходы. Возникающее в результате положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период кризиса.

Однако такой подход имеет свои недостатки. Достаточно сложно выделить сам цикл экономического развития и его фазы. Кризисы и подъемы в экономическом цикле неодинаковы по глубине и длительности. Кроме того, на экономические действия государства в ходе экономического цикла влияют политические факторы, когда общая цель стабилизации экономики подчинена обычно срочным задачам политической конъюнктуры, решение которых ведет к увеличению государственных расходов, а значит, и к росту государственного долга и бюджетного дефицита.

Теория автоматически  стабилизирующейся экономической  политики также предполагает балансирование бюджета в рамках экономического цикла. Но особенность этой теории в том, что она делает попытку сгладить один из недостатков предыдущей теории - учесть политический фактор.

С политической точки  зрения, для мнения избирателей государству  выгоднее увеличивать государственные расходы, чем проводить жесткую налоговую политику ради увеличения доходов бюджета. Результатом таких действий государства может стать прогрессирующий дефицит бюджета и растущая государственная задолженность. Поэтому особое значение придается автоматическим стабилизаторам бюджета - налогам, расходам по страхованию, различным трансфертам и субвенциям. Так, в период подъема встроенный механизм прогрессивного налогообложения должен обеспечивать дополнительный доход бюджета. А во время кризиса страховые выплаты и трансфертные платежи должны сглаживать последствия кризисных процессов. Однако встроенные стабилизаторы лишь ограничивают размах или глубину циклических колебаний. Циклическая экономика нуждается в дополнительных кредитно-бюджетных мероприятиях.

Информация о работе Сущность бюджетного устройства государства