Сущность бюджетного устройства государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ бюджетного устройства Республики Беларусь, и пути решения проблем формирования государственного бюджета Республики Беларусь.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие за-дачи:
- раскрыть сущность бюджетного устройства и бюджетной системы;
- выявить роль бюджета;
- исследовать проблему сбалансированности государственного бюджета;
- определить основные этапы бюджетного процесса;
- дать оценку структуры доходов и расходов государственного бюд-жета 2012 года.

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………………..4
1 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАР-СТВА…………......6
2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛА-РУСЬ…………………………………...…….20
3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………………………...…….27
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

Ин-т упр-ния и пр-ва.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

Инвестиционные  программы и фонды. В условиях изменения структуры бюджета в реальном выражении вынужденно сокращаются расходы на реализацию государственной инвестиционной программы. Соответствующие ассигнования должны вырасти к 2011 году в 1,5 раза, составив не более 3,6 трлн. рублей.

На реализацию региональных инвестиционных программ предусмотрено 4,8 трлн. рублей – рост в 1,5 раза. Суммарно расходы на местные программы развития к уровню 2011 года вырастут вдвое и составят 9,4 трлн. рублей. Из них, в частности, будут финансироваться:

- строительство в рамках программы по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

- уплата процентов по кредитам на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки;

- подготовка к проведению республиканского фестиваля «Дажынкi» в Горках Могилевской области;

- строительство жилых помещений для переселения граждан из ветхих и непригодных для проживания домов;

- подготовка Минска к проведению в 2014 году чемпионата мира по хоккею [13, с. 9].

Для повышения эффективности  расходования бюджетных средств с этого года ликвидируется ряд государственных целевых бюджетных фондов. Однако это не отразится на финансировании приоритетных направлений государственной политики, поскольку оно будет вестись из средств бюджета и ориентироваться на соответствующие доходные источники. В свою очередь, в бюджете останутся фонд национального развития и инновационные фонды, которые имеют свою специфическую природу формирования и использования.

Внешний государственный  долг. За 2011 год он вырос на 2,7 млрд. долларов и достиг 12,2 млрд. Однако ухудшения качества долгового портфеля не произошло [13, с. 10].

Все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель Беларуси, являются долгосрочными. Средний срок до погашения составляет порядка 6 лет, а стоимость обслуживания внешнего госдолга – около 4% годовых.

В текущем году тенденция роста внешнего госдолга сохранится. Продолжится освоение кредитов Всемирного банка и Китая на реализацию инвестиционных и инфраструктурных валютоокупаемых проектов. Начнется реализация проекта по строительству АЭС за счет средств государственного экспортного кредита Российской Федерации. Также сохраняются возможности для получения очередных двух траншей кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС.

В итоге планируется, что внешний госдолг к завершению 2012 года составит порядка 14 млрд. долларов США, или 24% к ВВП [13, с. 10].

Местные бюджеты. Сохраняются подходы к формированию собственной ресурсной базы бюджетов областей и Минска. В частности, весь налог на прибыль, уплачиваемый организациями коммунальной и негосударственной форм собственности, зачисляется в доход местных бюджетов, а платежи по налогу на прибыль, поступающие от других плательщиков (по сути республиканских предприятий), распределяются между республиканским и местными бюджетами по нормативу 50/50 , в столице – 85/15.

При этом сохранен подход к распределению налога на добавленную стоимость. В доход бюджетов областей и Минска зачисляется 30% налога, поступающего в целом по стране.

В 2012 году предусматривается передача из республиканского в бюджеты областей и Минска средств в сумме 27,5 трлн. рублей. Из них в форме дотации – 23,9 трлн., в форме субвенций – 3,6 трлн. рублей. Кроме того, для финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения планируется передать в бюджеты областей и столицы средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты в сумме 307 млрд. рублей.

Основные источники  собственных доходов местных бюджетов– 2012:

- подоходный налог – 15,4 трлн. рублей, или 30,8%;

- налог на прибыль – 9,4 трлн. рублей, или 19,8%;

- налог на добавленную стоимость – 13,7 трлн. рублей, или 28,1%;

- налоги на собственность – 2,9 трлн. рублей, или 6%.

Также за счет увеличения ставок налогов на собственность местными Советами депутатов региональные бюджеты смогут получить дополнительные доходы на сумму более 1,9 трлн. рублей.

Расходы местных бюджетов прогнозируются в сумме 76,5 трлн. рублей, рост – 79,2% к ожидаемому исполнению 2011 года. Они сформированы на основе равных и справедливых подходов бюджетной политики, с применением единых экономически обоснованных индексов роста статей расходов. Местные бюджеты в 2012 году планируются бездефицитными.

Ситуация, складывавшаяся в белорусской экономике в  последние годы, существенным образом повлияла на положение дел в государственных финансах. В 2007-2011 годах из-за отрицательного сальдо платежного баланса страна вынуждена была брать деньги в долг, а сейчас пришел час платить по долгам. Если в 2011 году на погашение и обслуживание внешнего госдолга казна потратила около 630 млн. долларов, то в наступившем году на эти цели придется направить более 1,6 млрд. долларов [3].

Кроме этого, на фоне резкого  роста инфляции в прошлом году выросли процентные ставки на финансовом рынке, и это также привело к увеличению казенных расходов. Дело в том, что государство за счет бюджета частично погашает проценты по кредитам, выданным предприятиям в рамках госпрограмм.

Субсидирование процентных ставок серьезно возросло в прошлом  году, продолжает расти в 2012 году. Это связано с тем, что ставка рефинансирования и процентные ставки остаются на высоком уровне.

Перечисленные причины  привели к тому, что текущие расходы, связанные с обслуживанием взятых обязательств, стали превалировать в бюджете над инвестициями в социальную сферу.

Эксперты прогнозируют, что изменение структуры бюджета  может привести к ухудшению качества услуг, оказываемых в бюджетных организациях. Ведь там помимо заработной платы существуют и иные статьи расходов. По мнению эксперта, сохранение такой ситуации может привести к ухудшению качества услуг в системе здравоохранения и образования.

С другой стороны, возможностей сокращать зарплаты, чтобы профинансировать другие статьи расходов бюджетных организаций, сегодня у властей нет.

По данным, которые  привел в своем отчете Национальный банк, средняя заработная плата в Беларуси в три раза ниже, чем в России, и в два раза уступает средней зарплате жителей Казахстана. Таким образом, девальвация белорусского рубля в 2011 году создала материальные основания для оттока квалифицированных белорусских специалистов, в том числе врачей и учителей, за рубеж.

Возможности экономии бюджетных  средств эксперт видит в сокращении численности занятых в бюджетном секторе.

Еще одно направление  работы, которое позволило бы снизить  бремя на бюджет, — реформирование экономики. В 2012 году на финансирование национальной экономики государство направит 25,6 трлн. рублей (18% всех расходов консолидированного бюджета). Львиная доля этой суммы (11 трлн. рублей) будет направлена на субсидирование процентных ставок [3].

Таким образом, ряд белорусских организаций не в состоянии обслуживать кредиты по рыночным ставкам, поэтому государству приходится нести значительные бюджетные расходы, чтобы помочь субъектам хозяйствования рассчитаться с банками.  Такая ситуация свидетельствует о низкой эффективности ряда белорусских предприятий, которые не в состоянии работать в рыночных условиях.

Это значительные изменения  структуры бюджета, «которые сужают возможности бюджетной поддержки по другим направлениям и требуют проведения серьезной оптимизации бюджетных расходов».

К «оптимизации расходов» правительство уже приступило.

В рамках работы по повышению эффективности расходования бюджетных средств ликвидируется целый ряд бюджетных фондов. С 2012 года ликвидируется три бюджетных фонда, в том числе фонд охраны природы. Однако наиболее болезненным для населения следствием «оптимизации расходов» могут стать шаги правительства, касающиеся жилищно-коммунального хозяйства.

В этом году население за счет установленных тарифов покрывает 18 % стоимости жилищно-коммунальных услуг. В 2012 году, согласно Закону Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2012 год», население должно покрывать 35 % затрат, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг. Такая мера предусмотрена в связи с тем, что государство в 2012 намерено сократить субсидирование ЖКХ [5].

Ограниченность бюджетных  средств привела также к тому, что в 2012 году сокращены в реальном выражении расходы на финансирование государственной инвестиционной программы. Кроме этого, будут сокращены субсидии реальному сектору экономики. Расходная часть бюджета на 2012 год формировалась «в режиме строжайшей экономии».

По мнению экономистов, на такой режим экономии Министерство финансов Республики Беларусь пошло по нескольким причинам. «Во-первых, в будущем году, как заявило Министерство финансов Республики беларусь, мы откажемся от финансирования экономики за счет эмиссионного источника. Соответственно, если не пересмотреть госпрограммы, они лягут на бюджет и это приведет к его дефициту», — говорит аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха [5]. Во-вторых, предполагают наблюдатели, за счет снижения расходов правительство хочет устранить сегодняшние проблемы в экономике. «Сокращение госрасходов будет способствовать замедлению инфляционных процессов», — полагает экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович [5]. В-третьих, эксперты напоминают, что платежи по внешнему госдолгу в 2012 году вырастут, и этот факт также заставляет ограничивать расходы бюджета, чтобы обеспечить своевременное погашение обязательств [5].

Таким образом, бюджет 2012 года максимально сбалансирован с имеющимися ресурсами, оптимален в распределении государственных средств, и, главное, позволяет профинансировать все принятые государством социальные обязательства перед гражданами Беларуси.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Проведенное исследование строения бюджетного устройства в Республике Беларусь позволяет сделать следующие выводы:

1) Под бюджетным устройством принято понимать организацию и принципы построения бюджетной системы, функционирующей в соответствии с бюджетным законодательством.

2) Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В Республике Беларусь бюджетная система состоит из государственного бюджета и местных бюджетов. Главную роль играет государственный бюджет, в нем аккумулируется значительная часть подлежащих распределению и перераспределению финансовых ресурсов. За государственным бюджетом закреплены основные доходы, из него финансируются общегосударственные расходы.

3) Государственный бюджет имеет четыре основных признака:

- он является политическим инструментом, посредством которого ограниченные ресурсы общества распределяются между экономической и социальной сферой.

- бюджет есть инструмент управления и администрирования. Специфическими средствами органы управления используют бюджет для обеспечения финансирования государственных программ, определения размеров выделяемых на них средств. В ходе бюджетного процесса, по крайней мере раз в году, есть возможность заметить и отдачу от этих средств.

- бюджет есть экономический инструмент, способствующий экономическому росту и развитию. На государственном и региональном уровнях бюджет выступает в роли распределителя доходов, стимулирования экономики, достижения полной занятости, ограничения инфляции.

- бюджет есть инструмент учета, посредством которого проверяется, насколько аппарат управления осуществляет контроль над расходами и доходами.

4) Государственный бюджет в 2012 году имеет ряд особенностей. Он встраивается в общую систему макроэкономической политики, которая будет реализовываться правительством и Национальным банком в 2012 году. Реализуется главная задача по достижению максимальных параметров роста ВВП на 2012 год - 105-105,5%. И бюджет, и денежно-кредитная политика будут подчинены этим задачам.

5) Для выполнения заданных параметров ВВП предстоит решить три основные задачи. Самое главное - остановить инфляцию. Также необходимо задействовать все внутренние резервы, в том числе с применением налоговых стимулов, то есть будут задействованы внутренние резервы роста экономики. И здесь основное внимание будет уделяться ресурсо- и энергосбережению, повышению эффективности использования государственного имущества.

Третье направление - внешняя сбалансированность.

В части налоговой  политики предусмотрено стимулирование модернизации экономики, в части бюджетной политики решается ряд задач, связанных с финансовой стабилизацией и финансовой сбалансированностью в макроэкономическом плане.

Таким образом, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2012 год» бюджетная политика в 2012 году будет направлена на обеспечение макрофинансовой сбалансированности, выполнение гарантированных государством обязательств и достижение параметров финансовой безопасности, поэтому доходы и расходы республиканского бюджета прогнозируются в размере 92,77 трлн. рублей на бездефицитной основе. На аналогичных подходах к планированию и расходованию средств базируются расчетные показатели бюджетов всех уровней. В 2012 году будут сокращены все непервоочередные расходы, но при этом сохранятся качество бюджетных услуг и социальная защита уязвимых категорий населения, а кредитование государственных программ будет осуществляться в объемах, не создающих рисков для макрофинансовой стабильности.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

[1] Бюджетный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 2008 г., № 412-З; в ред. Закона Республики Беларусь от 15.10.2010 г., № 175-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.

Информация о работе Сущность бюджетного устройства государства