Бюджетное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет создает финансовую базу функционирования государства в целом, его субъектов и муниципальных образований, осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления, выполнения ими своих задач. Бюджет обеспечивает развитие международных связей России, также формирование ее взаимоотношений с государствами СНГ. Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются централизованными денежными фондами.
Объектом настоящего исследования является бюджетное устройство и бюджетная система.
Предметом исследования является бюджетное устройство РФ.
Цель данной работы - рассмотреть организационные аспекты бюджетного устройства РФ и предложить пути по её совершенствованию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1.Организационные аспекты бюджетного устройства РФ……………………..
1.1.Понятие бюджетного устройства……………………………………………..
1.2.Состав бюджетной системы, её особенности в странах с различным государственным устройством…………………………………………………….
1.3.Влияние мирового кризиса на бюджетную устойчивость …………………
2.Структура, классификация бюджетной системы РФ………………………….
2.1.Структура и принципы бюджетной системы РФ…………………………..
2.2.Бюджетная классификация…………………………………………………..
2.3.Сущность и принципы межбюджетных отношений РФ……………..…..
3. Совершенствования бюджетного устройства РФ……………………………..
3.1.Совершенствование межбюджетных отношений…………………………..
3.2.Реформирование бюджетного процесса……………………………………..
3.3.Проблемы несбалансированности в бюджетной системы РФ…………….
Заключение………………………………………………………………………..
Список используемых источников………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая бюджетное устройство.docx

— 70.85 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..

1.Организационные аспекты  бюджетного устройства РФ……………………..

1.1.Понятие бюджетного  устройства……………………………………………..

1.2.Состав бюджетной системы,  её особенности в странах с  различным государственным устройством…………………………………………………….

1.3.Влияние мирового кризиса  на бюджетную устойчивость …………………

2.Структура, классификация  бюджетной системы РФ………………………….

2.1.Структура и принципы  бюджетной системы РФ…………………………..

2.2.Бюджетная классификация…………………………………………………..

2.3.Сущность и принципы  межбюджетных отношений РФ……………..…..

3. Совершенствования бюджетного устройства РФ……………………………..

3.1.Совершенствование межбюджетных  отношений…………………………..

3.2.Реформирование бюджетного  процесса……………………………………..

3.3.Проблемы несбалансированности  в бюджетной системы РФ…………….

Заключение………………………………………………………………………..

Список используемых источников………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в  бюджетную систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет  осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов  государства и местного самоуправления. Сущность бюджета проявляется в  тех общественных отношениях, которые  связаны с концентрацией и  использованием его средств.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет  создает финансовую базу функционирования государства в целом, его субъектов  и муниципальных образований, осуществления  функций органов государственной  власти и местного самоуправления, выполнения ими своих задач. Бюджет обеспечивает развитие международных  связей России, также формирование ее взаимоотношений с государствами  СНГ. Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются централизованными  денежными фондами.

Объектом  настоящего исследования является бюджетное устройство и бюджетная система.

Предметом исследования является бюджетное устройство РФ.

Цель данной работы - рассмотреть организационные аспекты бюджетного устройства РФ и предложить пути по её совершенствованию.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить организационные аспекты бюджетного устройства РФ.

2. Рассмотреть структуру и классификацию бюджетного устройства РФ.

3. Сформулировать основные предложения по совершенствованию бюджетного устройства РФ.

При решении  поставленных в работе задач использовались: диалектический метод познания, методы структурной декомпозиции, экспертных оценок, концептуального проектирования, методы организационно-функционального  анализа и анализа эффективности  проектов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные положения, выводы и рекомендации, представленные и обоснованные в фундаментальных  и прикладных научных исследованиях  отечественных и зарубежных ученых в области бюджетного устройства.

Информационную  базу исследования составили федеральные  законы, постановления, а также региональные нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетную систему.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения и списка использованных источников. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Организационные  аспекты бюджетного устройства  РФ

1.1 Понятие бюджетного  устройства 

 

Для выполнения своих функций государственные  органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей  финансовой базой. С этой целью в  каждой стране создается разветвленная  сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно - территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий.

В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы (организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав) представляют собой бюджетное устройство.

Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических  отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны. Бюджетные системы разных стран  отличаются своей структурой, количеством  отдельных видов бюджетов, т.к. во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.

Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, которая включает три важных характеристики:

  1. структуру бюджетной системы;
  2. организационные принципы построения бюджетной системы;
  3. взаимосвязи бюджетов, объединенных в бюджетной системе.

 

В России бюджет и бюджетная система  лежат в основе финансового федерализма, призваны реализовать самостоятельность  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований, обеспечить интересы и права каждого россиянина.

Анализ исторического развития и формирования бюджета как правовой категории свидетельствует о  том, что бюджет является действенным  механизмом финансовой политики государства.

От эффективности бюджетной  деятельности, степени разработанности  бюджетного процесса и его стадий зависит своевременное и рациональное решение задач и функций государства, регионов и местного самоуправления.

Бюджетное планирование позволяет  спрогнозировать возможности бюджета  по финансовому обеспечению основных государственных и муниципальных  программ. Оно предопределяет проведение реформ в социальной, военной и  других областях, а также иные возможности финансовых ресурсов государства.

Низкая эффективность, слабость в  разработанности вопросов бюджетного процесса, хотя бы на одной стадии, может  нейтрализовать прохождение бюджета  на других его стадиях.

Отсюда вытекает необходимость  упорядочения, повышения результативности правовых норм, регулирующих бюджетный  процесс в целом.

Согласно бюджетному кодексу РФ, бюджет представляет собой форму  образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов законодательными (представительными) органами.

Бюджет в Российской Федерации  есть ведущее звено всей финансовой системы и основная финансовая категория, предопределяющая жизнеспособность государства  и его структур. В бюджетах концентрируются  основные доходы и расходы государства  и других его общественно - территориальных  образований.

Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный  и муниципальный кредит, расходы) в их статике и динамике, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов, их межбюджетный баланс и рациональное расходование.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой  обуславливаются его экономической  политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.

Первая характеристика бюджетного устройства определяется типом государственного устройства. В унитарных государствах бюджетная система представлена двумя уровнями: государственным  бюджетом и местными бюджетами. При  этом местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный  бюджет. В федеративных государствах бюджетная система включает три  звена: федеральный бюджет (бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации (штаты, земли, провинции и т.п.); местные  бюджеты. В условиях федерации местные  бюджеты не включаются в бюджеты  членов федерации, а расходы и  доходы членов федерации не включаются в федеральный бюджет.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных  бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Вторая  характеристика связана с рассмотрением принципов построения бюджетной системы.

И, наконец, третья характеристика бюджетного устройства связана с системой взаимосвязи бюджетов разных уровней, которая в федеративных государствах проявляется через систему бюджетного федерализма.

 

1.2.Состав бюджетной  системы, её особенности в странах  с различным государственным  устройством

 

Бюджетное устройство - внутреннее строение государства, деление его  на составные части и система  взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром  и территориальными образованиями.

По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и  сложные (федеративные).

Простое или унитарное  государство - это единое, централизованное государство, состоящее из различных  административно-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев  и т.д.), не имеющих в своем составе  других государств или государственных  образований. Т.е. в унитарных государствах бюджетная система состоит из двух звеньев - государственного бюджета  и местных бюджетов, находящихся  в ведении органов местного самоуправления (доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно). Примером унитарных  государств являются - Франция, Турция, Италия, Япония, Великобритания, Испания.

Сложные (федеративные) - это  государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Примерами  сложных государств служат федерация, конфедерация, империя (от лат. imperium - власть), т.е. насильственно создаваемое государство. Наиболее распространенной формой является федерация (от позднелатинского foederatio - объединение, союз). Для бюджетной системы федеративного государства характерны три звена - государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, и местные бюджеты. Примером федеративных государств являются - РФ, США, Германия, Индия, Бразилия, Канада, Мексика.

Унитаризм пришел на смену  феодальной раздробленности и сыграл исторически прогрессивную роль в развитии государственности. Унитарная  форма государственного устройства рассматривается как наиболее распространенная форма государственной организации. Не случайно большая часть современных  государств являются унитарными.

Можно выделить следующие  особенности унитарного государства.

Во-первых, структурными единицами  такого государства являются районы, края, области и другие административно-территориальные  образования. Степень их зависимости  от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они  подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованном государстве существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти (Франция, Турция). В децентрализованном государстве структурные образования наделяются значительно более высокой компетенцией (круг вопросов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти), однако собственным суверенитетом не обладают (Италия, Япония). Во-вторых, существует единая для всей страны система высших представительных, исполнительных, судебных и контрольных органов. Степень подконтрольности органов административно-территориальных образований органам центральной власти зависит от степени централизованности унитарного государства.

Информация о работе Бюджетное устройство РФ