Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Перед собой мы поставили цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ………………………………………..…7
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………..…7
1.2.Организационные основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления………………10
1.3.Принципы построения бюджетной системы………………………………15
1.4.Бюджетная классификация в РФ……………………………………………22
2.Характеристика бюджетной системы РФ……………………………………29
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ……………………………………………………………………………...….30
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ на примере Кировской области……………………………………………………………………………33
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления…………………………………………………..…..37
2.4.Государственные внебюджетные фонды в РФ……………………………41
3.Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения…………………………………………………………………………..49
3.1.Укрепление доходной базы реструктуризация расходов бюджетов разных уровней……………………………………………………………………….…55
3.2.Проблеммы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………...58
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в РФ………………………………………………………62
Заключение……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

бюджет и бюджетная система в РФ.docx

— 107.17 Кб (Скачать файл)

российского рубля.

Долг возникает всякий раз, когда расходы бюджета начинают превышать его доходы, когда бюджетный  дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется неэмиссионными методами, а в результате заемной деятельности Правительства РФ у юридических и физических лиц, иностранных государств, иностранных финансовых и международных организаций. Заимствование средств бюджетами различных уровней приводит к накоплению задолженности, подлежащей погашению в форме основного долга и накопленным на него процентам.

 

 

3.3. Укрепление  бюджетного федерализма как стратегическая  цель бюджетной реформы в РФ.

Основу бюджетного федерализма  составляет разграничение предметов  ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, заложенные в Конституции РФ.

В ведении Российской Федерации  в области федерализма находятся:

  • управление федеральной государственной собственностью;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
  • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  • федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

По предметам ведения  Российской Федерации принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  РФ издаются федеральные законы и  принимаемые в соответствии с  ними законы и другие нормативные  правовые акты субъектов РФ.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов  и других нормативных правовых актов.

Законы и другие нормативные  правовые акты субъектов РФ не могут  противоречить федеральным законам.

Ведущим в области совершенствования  финансовых и налоговых отношений  между Российской Федерацией и ее субъектами, также между органами государственной власти и органами местного самоуправления является последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов РФ и муниципальных образований, составляющее основу бюджетного федерализма. С этой целью за субъектами РФ должны быть закреплены постоянные и достаточные финансовые и прежде всего налоговые источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов.

Государственная национальная политика основывается на принципах  Конституции РФ и общепризнанных нормах международного права и находит  свое выражение в системе федеральных  законов, законов субъектов РФ, а  также договоров о разграничении  предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов РФ.

Совершенствование федеративных отношений входит в число приоритетных задач внутренней политики и реализует  на практике конституционные принципы федерализма, особенно принцип равноправия  всех субъектов РФ в отношениях с  федеральными органами государственной  власти, обеспечить равенство всех национальных общностей в каждом субъекте РФ и в России в целом при осуществлении ими своих социально-экономических, политических и национально-культурных прав.

Основными недостатками действующей  системы межбюджетных отношений  в настоящее время являются:

  • резкая дифференциация регионов по уровню бюджетной обеспеченности;
  • отсутствие реальных стимулов повышения собираемости налоговых платежей, особенно поступающих в федеральный бюджет;
  • неэффективное расходование средств региональных бюджетов, в том числе получаемых в качестве трансфертов из федерального бюджета.

Для совершенствования межбюджетных отношений предлагается увеличение доли связанных трансфертов, т. е. трансфертов, направляемых на конкретные цели, согласованные  между федеральным центром и  регионами. Связанные трансферты —  это трансферты, предоставляемые  на основе договоров, заключаемых между  Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ и предусматривающих  жесткий контроль за целевым использованием средств. 

В настоящее время акцент делается на задаче укрепления единства власти и исполнительной вертикали. Речь идет о повышении исполнительской  дисциплины, обеспечении единства правового  пространства РФ и главенства федерального законодательства.

Одним из препятствий реализации федеральных отношений остается несоответствие законодательной базы ряда субъектов РФ нормам российского  законодательства, а также несоблюдение органами местного самоуправления законов, принятых в пределах компетенции  РФ.

Фактором, сдерживающим формирование единой исполнительной вертикали, является незавершенность процесса разграничения  предметов ведения и распределения полномочий между РФ, субъектами РФ и местным самоуправлением.

Отсутствуют базовые законы в сфере федерализма. Этот пробел восполняют внутригосударственные  договоры и соглашения, способствующие конкретизации общих принципов  и направлений государственной, региональной и национальной политики.

Укрепление федерализма  требует решения проблемы развития местного самоуправления. Принят ряд  федеральных законов и более 1300 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере местного самоуправления. Кроме того, наблюдается процесс  принятия законов, связанных с передачей  органам местного самоуправления исполнения ряда государственных полномочий без  их правовой увязки с федеральным  законодательством.

 

Заключение.

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная  система. На протяжении тысячелетий  существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную  систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет  осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Исторический опыт и практика формирования бюджетных систем в  различных странах, в том числе  в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных  моделей, все они формировались  под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве. В России этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства и является одним из ключевых факторов экономического и политического развития страны.

Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством  Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В процессе своего развития бюджетная система Российской Федерации  прошла несколько этапов, была и  до сих пор связана со многими  сферами жизни и деятельности государства и его населения: социальной, налоговой, политической, экономической и пр. Современная бюджетная система России имеет почти вековую историю и послужила прообразом современной бюджетной системы Российской Федерации. Этапы становления и история бюджетной системы страны были связаны с историческими этапами нашего государства.

Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов  Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами  строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы ,которые ООН должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных  условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, жившего многие годы в  условиях жесткой централизации, еще  довольно длительное время будет  определяться развитием бюджетных  отношений. Но и при рыночной системе  роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться  в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над  теми процессами, в которых рынок  оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого  финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Информация о работе Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения