Проблема Российского государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будут проанализированы государственный бюджет, межбюджетные отношения и исполнение бюджета на примере Российской Федерации. Цель данной курсовой работы - рассмотреть и проанализировать государственный бюджет, межбюджетные отношения и исполнение бюджета, а также определить круг проблем и направлений их разрешения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
1.Бюджетное устройство РФ…………………………………………...6
1.1.Бюджетная система Россия……………………………………….6
1.2.Процедура разработки и принятия бюджета России…………..9
2.Характерные проблемы бюджета РФ……………………………….14
2.1.Проблемы межбюджетных отношений в РФ…………………...14
2.2.Проблемы исполнения бюджета России…………………………19
3.Пути решения проблем Российского бюджета……………………..29
3.1.Возможные варианты оптимизации межбюджетных отношений
в РФ……………………………………………………………………...29
3.2.Пути устранения недостатков в процедурах исполнения
Бюджета России……………………………………………………….. ..36
Заключение……………………………………………………………….48
Список литературы………………………………………………………52

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.!.docx

— 151.70 Кб (Скачать файл)

Необходимо формирование системы стимулирования органов  местного самоуправления к внедрению  передовых процессов в области  социально-экономического развития и  управления общественными финансами. Для муниципальных образований  в субъектах РФ должны быть установлены  стимулы к повышению эффективности  использования бюджетных средств  и формированию заинтересованности органов местного самоуправления в  увеличении доходов местных бюджетов.

В этих целях Министерству финансов Российской Федерации необходимо продолжить проведение федеральных  конкурсов в сфере реформирования муниципальных финансов в рамках конкурсов реформирования региональных финансов и разработает рекомендации по проведению аналогичной работы в  субъектах Российской Федерации.

В целях предупреждения возможных  негативных последствий в исполнении расходных обязательств субъектов  РФ в случае существенных изменений  доходной базы предполагается сохранить  дотации на поддержку мер по обеспечению  сбалансированности бюджетов субъектов  Российской Федерации.

Реализация предлагаемых мер должна обеспечить дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений  и способствовать повышению эффективности  бюджетной системы РФ на основе сочетания  принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих  интересов.

 

  2.2.Проблемы  исполнения бюджета России

Важным этапом бюджетного процесса является организация исполнения бюджета.

Исполнение  бюджета - это процесс, который обеспечивает полное своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах, утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

Исполнение бюджета как  сложное финансовое явление охватывает 2 стадии бюджетного процесса: выполнение бюджетного закона (исполнение бюджета  в узком смысле слова) и составление  и утверждение отчетности об исполнении бюджета.

Проектировки бюджетных  ассигнований федерального бюджета  на 2009 - 2011 годы основаны на сформулированных в Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2009-2011 годах» стратегических приоритетах:

· построение национальной инновационной системы за счет развития фундаментальной и прикладной науки, поддержки крупных научно-технических проектов и перспективных технологий;

· наращивание инвестиций в человеческий капитал, включая развитие образования и здравоохранения;

· развитие инфраструктуры, прежде всего, транспортной, телекоммуникационной и энергетической;

·  повышение эффективности государственных институтов путем улучшения работы судебной системы и правоохранительных органов,

· реформирования государственного управления и государственной службы, поддержки институтов гражданского общества.

Реализация этих приоритетов  требует переориентации и повышения  эффективности использования ресурсов не только федерального бюджета, но бюджетной  системы Российской Федерации в  целом, а также проведения институциональных  реформ и целенаправленных мер государственного регулирования.

Общий объем расходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличится в 1,5 раза в номинальном и в 1,25 раза в реальном выражении при в целом стабильной структуре расходов, отражающей объемы финансового обеспечения основных функций и полномочий органов публичной власти.

Доля расходов федерального бюджета (без учета трансфертов  бюджетам субъектов РФ) в консолидированном  бюджете РФ в 2008-2011 гг., как и в  предыдущие годы, составит около 52%, что  соответствует основным принципам.

По данным отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации за 2007 год, доля расходов федерального бюджета в общем  объеме расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность составляет 77%, социальную политику, включая  трансферты внебюджетным фондам - 66%, общегосударственные  функции - 62%.Возросла доля федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета на национальную экономику. Что касается расходов социального  характера, то основные расходы на здравоохранение (84%), образование (81%), культуры (78%), жилищно-коммунальное хозяйство (76%).

          В соответствии с прогнозной оценкой общий объем расходов федерального бюджета в 2011 году по сравнению с 2008 годом возрастет в 1,5 раза в номинальном и 1,2 в раза в реальном выражении при тенденции, начиная с 2009 года, к сокращению их доли в ВВП до уровня 2008 года.

Общий объем ресурсов для  финансового обеспечения принимаемых  в текущем бюджетном цикле  расходных обязательств оценивается  в объеме 1 015,8 млрд.рублей в 2009 году (11,5% от общего объема расходов), 1 218,0 млрд.рублей в 2010 году и 1 659,2 млрд.рублей в 2011 году (соответственно 12,4% и 15,5% от общего объема).

Предварительная оценка объемов  расходов федерального бюджета по основным функциональным направлениям представлена в таблице 1.

Таблица 1.

 

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

Млрд.

Руб.

% к 

ВВП

Млрд.

Руб.

% к 

ВВП

Рост

к пред.

году %

Млрд.

Руб.

% к 

ВВП

Рост

к пред.

году %

Млрд.

Руб.

% к 

ВВП

Рост

к пред

году %

всего

7022,0

16,6

8810,8

18,1

125,5

9791,8

17,6

111,1

10,706

16,9

109,3

Общегосу-дарственние вопроси

687,9

1,6

1364,3

2,8

198,3

10955,9

2,0

80,3

1150,4

1,8

105,0

Национальная оборона

1,067

2,4

1266

2,6

124,5

14404,6

2,5

110,9

1500,7

2,4

105,8

Национальная обязанность правоохрани-

тельная деятельность

827,2

2,0

1061,5

2,2

128,3

1158,6

2,1

109,1

1241,7

2,0

107,2

Национальная экономика

772,9

1,8

1024

2,1

137,5

1175,3

2,1

114,8

1392,4

2,2

118,5

Жилищно-коммунальное хозяйство

64,0

0,2

102,1

0,2

159,5

107,4

0,2

105,2

98,7

0,2

91,9

Охрана окружающей среды

9,9

0,0

13,5

0,0

136,3

14,5

0,0

107,7

14,8

0,0

101,9

образование

336,1

0,8

409,9

0,8

121,9

443,3

0,8

108,1

453,2

0,7

102,2

СМИ

93,7

0,2

108,3

0,2

115,6

93,7

0,2

86,5

87,3

0,1

93,2

Здравоохра-нение и спорт

230,0

0,5

348,2

0,7

151,4

408,9

0,7

117,4

423,0

0,7

103,5

Социальная политика

276,4

0,7

302,2

0,6

109,3

335,6

0,6

111,0

304,7

0,5

90,8

Межбюджетные трансферты

1036,7

2,5

1061,9

2,2

302,4

1095,9

2,0

103,2

1083,7

1,7

98,9

Трансфеты внебюджетным фондам

1490,6

3,5

1748,5

3,6

117,3

2213,1

4,0

126,6

2420,0

3,8

109,3





Структура и динамика расходов федерального бюджета на 2008-2011 гг.

 

 

Расходы федерального бюджета  примерно в равной пропорции (по 25%) распределены между социальными  услугами (образование, здравоохранение, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, межбюджетные трансферты субъектами Российской Федерации), социальной политикой (включая  трансферты государственным внебюджетным фондам), национальной обороной и безопасностью  при тенденции к росту доли расходов на национальную экономику. При  этом основные объемы прироста расходов приходятся на долю трансфертов внебюджетным фондам, национальную экономику, национальную оборону и безопасность.

 В целом за 2009-2011 годы  почти половина принимаемых в  текущем бюджетном цикле расходных  обязательств будет направлена  на развитие инфраструктуры:

· увеличить в 2009 году финансирование ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» на 110 млрд. руб., а с 2010 года принять новую ФЦП «Развитие транспортной системы Российской Федерации в 2010-2015 гг.» с общим объемом бюджетных ассигнований 507 млрд.рублей в 2010 году и 635,8 млрд.рублей в 2011 году, в целях перехода к содержанию и ремонту автомобильных дорог федерального значения на 2010 год предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 123 млрд. руб., на 2011 год – 155,6 млрд. руб.

·  учтены бюджетные ассигнования на новую ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 гг.» в 2009-2011 гг. в размере 25,6 млрд. руб.

· внедрение передовых космических технологий в рамках ФЦП России на 2006-2015 годы,а также при реализации ФЦП «Глобальная навигационная система», финансовое обеспечение которой предлагается увеличить на 20,8 млрд.рублей в 2009 году, 21,7 млрд.рублей в 2010 году и на 19,3 млрд.руб. в году.

Основной характеристикой  федерального бюджета будет оставаться его социальная ориентированность:

· в 2009 году средний размер социальной пенсии должен достигнуть величины прожиточного минимума пенсионера, что превысит уровень 2007 года в 1,7 раза. Средний размер трудовой пенсии превысит прожиточный минимум пенсионера более чем в 1,5 раза (не менее 5500 рублей);

·  индексация пособий гражданам, имеющих детей, на увеличение компенсационных выплат по уходу за инвалидами, детьми-инвалидами, престарелыми гражданами;

·  продолжение реализации демографической программы, а также приоритетных национальных проектов.

В составе бюджетных ассигнований учтено увеличение фондов оплаты труда  работникам федеральных бюджетных  учреждений, оплачиваемых по ЕТС, в 2009 году на 89,9 млрд. руб., в 2010 году на 87,8 млрд. руб. и в 2011 году на 95,2 млрд. руб. с  одновременным переходом на новые  системы оплаты труда, предусматривающие  более тесную увязку оплаты труда  с результатами деятельности работника  и учреждения в целом.

 Бюджетные ассигнования  на научные исследования и  опытно-конструкторские разработки  на 2009 год планируются в размере  167,6 млрд. рублей, в 2010 году - 212,3 млрд. рублей, в 2011 году- 246,9 млрд. рублей, что  превышает уровень 2008 года соответственно  на 31,8 %, 66,9 % и 94,1 процента.

В 2009 году в 1,26 раза возрастут  ассигнования на реализацию Программы  фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы, в 2011 году их объем превысит уровень 2008 года в 1,6 раза.

Основные решения по увеличению расходных обязательств в 2009-2011 годах  в отрасли здравоохранения будут  направлены на финансирование федеральных  медицинских центров, большинство  из которых оказывает высокотехнологичные  виды медицинской помощи, финансирование научных исследований и высшего  образования в сфере здравоохранения.

В 2009-2011 гг. продолжится реализация приоритетного национального проекта  «Здоровье», направленного на повышение  доступности и качества медицинской  помощи, прежде всего, в первичном  звене здравоохранения, усиление профилактической направленности.

Увеличена субвенция бюджетам субъектам РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан  на 18,7, 21,3 и 23,7 млрд. руб. в 2009, 2010 и 2011 годах  соответственно.

Предусматривается существенный рост межбюджетных трансфертов государственным  внебюджетным фондам Российской Федерации, общий объем которых к 2011 году увеличится по сравнению с уровнем 2008 г. в 1,8 раза.

Политика в области  государственного долга.

Наиболее удачный вариант  государственного бюджета – это  бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета  не всегда удается. В результате возникает  такое явление, как бюджетный  дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга. Разберемся в причинах возникновения  этих двух явлений и способах их устранения.

Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.

Причины дефицита госбюджета:

1. Падение доходов в  условиях кризисного состояния  экономики и уменьшения прироста  национального дохода.

2. Уменьшение акцизных  налогов, поступающих в госбюджет.

3. Увеличение бюджетных  расходов.

4. Непоследовательная финансово-экономическая  политика.

      Политика  в области государственного долга  Российской Федерации на 2009 –  2011 годы будет направлена на:

- обеспечение сбалансированности  федерального бюджета при сохранении  достигнутой в последние годы  высокой степени долговой устойчивости;

- развитие национального  рынка государственных ценных  бумаг;

- дальнейшее уменьшение  относительных размеров государственного  внешнего долга Российской Федерации  (рис.3);

- использование государственных  гарантий для реализации проектов  на принципах разделения рисков  с частными инвесторами;

- продолжение проведения  компенсационных выплат по дореформенным  сбережениям граждан Российской  Федерации.

Рисунок 3. – Структура  государственного долга РФ

      В области  внутренних заимствований проведение  долговой политики в 2009–2011 гг. будет исходить из целей обеспечения  сбалансированности федерального  бюджета и развития рынка государственных  ценных бумаг. Ключевыми задачами  станут повышение ликвидности  рыночной части государственного  внутреннего долга, выраженного  в государственных ценных бумагах,  и сохранение оптимальной дюрации  и доходности на рынке государственных  ценных бумаг.

      Программа  государственных внутренних заимствований  РФ на 2009–2011 годы разрабатывается  с учетом возможного спроса  на государственные ценные бумаги  со стороны различных категорий  инвесторов и предусматривает  положительное сальдо заимствований  на внутреннем рынке.

     По оценке  Минфина России, в целях сбалансированности  федерального бюджета в 2009 году  привлечение составит 527,9 млрд. рублей  при погашении 100,4 млрд. рублей, в  2010 году соответственно 867,7 млрд. рублей  и 148,4 млрд. рублей и в 2011 году  соответственно 1044,9 млрд. рублей и  166,5 млрд. рублей. Таким образом, в  течение 2009-2011 г.г. общее «чистое»  привлечение составит 2025,2 млрд. рублей  при привлечении в объеме 2440,5 млрд. рублей и погашении –  415,3 млрд. рублей.

Информация о работе Проблема Российского государственного бюджета