Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия Государственный бюджет: его структуры и связи с экономической политикой РФ в целом.
Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

Содержание

Введение.
1 Глава. Государственный бюджет:
1.1. Сущность государственного бюджета.
1.2. Доходы бюджета.
1.3. Расходы бюджета.
1.4. Внебюджетные и целевые бюджетные фонды.
1.5. Регулирование дефицита бюджета.
1.6. Регулирование бюджетных потоков.
1.7. Бюджетный процесс и его основные этапы.
2 Глава. Государственный бюджет и экономическая политика РФ:
2.1. Динамика Государственного бюджета за период 2008-2011г.г.
2.2. Факторы, влияющие на составление государственного бюджета.
2.3. Общественные функции бюджета и необходимые свойства бюджета.
2.4. Состояние государственного бюджета за период 2010, 2011г..
Заключение.

Вложенные файлы: 3 файла

Бюджет РФ.docx

— 65.97 Кб (Скачать файл)

Введение.

Федеральный бюджет РФ —  основной финансовый план правительства  России на текущий финансовый год, имеющий  силу закона. Государственный бюджет – неотъемлемая составляющая любого государства.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия Государственный бюджет: его структуры и связи с экономической политикой РФ в целом.

Центральным элементов финансовой системы страны является государственный  бюджет. Бюджет служит для аккумуляции  финансовых ресурсов и их использования  на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части  валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

Вопрос об определении  понятия “государственный бюджет”  является дискуссионным, в теории и  на практике существуют различные подходы  к ответу на него. Под бюджетом может  пониматься система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. При  этом бюджетный фонд представляет собой  централизованный денежный фонд, аккумулируемый государством и используемый в целях  финансирования определенных общественных потребностей - обеспечения национальной обороны и безопасности, поддержки  отраслей экономики, социальной защиты населения, развития образования, здравоохранения  и т.п.

Иное определение бюджета  закреплено в Бюджетном кодексе  РФ. В нем бюджет понимается как  форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

У каждого из определений  бюджета есть свои преимущества и  недостатки. Определение, содержащееся в российским Бюджетным Кодексе, является более функциональным. Оно  отражает задачи, решаемые бюджетной  системой, ее многоуровневую структуру, а также двойственность структуры  бюджета: с одной стороны, в нем  выделяется доходная часть, представляющая собой совокупность финансовых ресурсов для осуществления государственной  политики, и, с другой стороны - расходная  часть, отражающая конкретные направления  использования бюджетных средств.

Понимание бюджета как  системы отношений по поводу формирования и использования бюджетного фонда  также имеет ряд преимуществ. Оно подчеркивает важную характеристику бюджета как элемента государственного принуждения. В рамках данного подхода  предлагается также уточнить содержание понятий “бюджет”, “бюджетный план” и “бюджетный фонд”, определив их соотношение друг с другом.

При употреблении слова “бюджет” на практике под ним понимается как  денежный фонд, находящийся в руках  государства, так и документ, определяющий порядок его образования и  использования. С терминологической  точки зрения более правильно  разделять эти понятия. Документ, законодательно устанавливающий роспись  доходов и расходов государства  на центральном, региональном или местном  уровне на определенный период времени, называется бюджетным планом. Исполнение бюджетного плана заключается в  формировании и расходовании централизованного  фонда финансовых ресурсов, который  именуется бюджетным фондом.

Бюджетный план составляется органами исполнительной власти, рассматривается  и утверждается законодателями, после  чего обретает силу закона. Закон о  бюджете является основным финансовым документом страны. Он составляется на определенный период времени, именуемый  бюджетным периодом, который, как  правило, равен календарному или  хозяйственному году. В России бюджетный  период соответствует календарному году (с 1 января по 31 декабря).

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов в этом вопросе – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы задач и функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли  не затронуть сферу государственных  финансов, и, в первую очередь, бюджетную  систему. Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в  большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько  бюджетная политика государства  будет отвечать требованиям времени. 

  1. Государственный бюджет Российской Федерации.
    1. Сущность государственного бюджета.

Государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального федерального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных  и административно-территориальных  властей. К бюджету относятся также внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение.

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы  государства. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных  структур образуют бюджетную систему. Она  формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей. Структура бюджетной  системы той или иной страны зависит, прежде всего, от его государственного устройства. В странах, имеющих унитарное  устройство, бюджетная система имеет  двухъярусное построение – государственный  и местный бюджет. В странах  с федеральным государственным  устройством (Российская Федерация, США, ФРГ) имеются промежуточные звенья – бюджеты субъектов федерации, штатов, земель.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы.

И наконец, различные хозяйствующие  субъекты могут получить бюджетное  финансирование. Таким образом, через  бюджет перераспределяется 30-40% национального  дохода.

Бюджетные доходы, сокращая долю денежных средств, остающихся в  распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности  для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями  общества. Субвенции, трансферты играют большую роль в перераспределении  валового национального продукта между  территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального  развития. 

    1. Доходы бюджета.

Доходы бюджета – это  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня.

Согласно бюджетному кодексу  РФ, в федеральный бюджет зачисляются:

  • Налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы, сборы, пошлины);
  • Неналоговые доходы (доходы от использования имущества, доходы от продажи имущества, лицензионные сборы и тому подобное);
  • Прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, и доходы от внешнеэкономической деятельности.

но учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Налоги — императивные денежные отношения, в процессе которых  образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента. Первый сущностный признак налога —  императивность. Императивность предполагает отношение власти и подчинения. Применительно  к налогам это означает, что  субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности — внесения оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств применяются соответствующие  санкции.

Смена собственника – второй признак налогов. Посредством налогов  доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной, при  этом образуется централизованный денежный фонд – бюджетный фонд. Налоги поступают  только в бюджетный фонд, в котором  обезличиваются. Поэтому налоги -, отношения  не целевые. Этим налоги отличаются от сборов — денежных отношений, в процессе которых образуются целевые денежные фонды. Это, например, сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды  образовательных учреждений, курортный  сбор.

Важный отличительный  признак налогов – безвозвратность  и безвозмездность, иными словами, налог никогда не возвращается плательщику налога, и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот признак различает налоги и пошлины (денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо хозяйственных операций (вывоз, ввоз товаров), получает какое-либо свидетельство, документ).

Взносы в государственные  внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования  и Фонд занятости) не относятся к  налогам, так как не обладают указанными выше признаками. Взносы вносятся на определенные цели; возвратны и при этом не посту­пают в бюджетный фонд.

Роль налогов (т.е. результат  их практического использования) значительно  шире, многообразнее. Прежде всего, налоги играют важную роль в перераспределении  чистого национального продукта (ЧНП) между хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) и государством, в распоряжении которого концентрируется более одной  трети ЧНП.

Существенна регулирующая роль налогов. Так, например, снижение ставок налогов, предоставление налоговых  льгот, налоговых кредитов способствует повышению деловой активности хозяйствующих  субъектов, трансформации сбережений в инвестиции, со всеми сопутствующими экономическими процессами. При повышении  налоговых ставок, а, следовательно, сокращении доли денежных средств, находящихся  в распоряжении частного сектора, снижаются  темпы экономического роста.

Известно, что для того чтобы переложить налог на потребителя, производитель включает его в  цену товара. Но налог будет переложен  только в результате реализации товара. Однако продажа товара по более высокой  цене (с налогом) требует и более  высокого качества товара. Так, налоги играют определенную роль и в повышении  качества производимых товаров.

Таким образом, налоги могут  способствовать ускоренному развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных  экономических территорий, или замедлять  их развитие; играть антимонопольную  и антиинфляционную роль; регулировать доходы отдельных групп населения; стимулировать определенную экономическую  Деятельность или заставляют отказаться от нее.

 

    1. Расходы бюджета.

Расходы бюджета, будучи компонентом  общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие  в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования  средств централизованного фонда  денежных средств государства по различным направлениям.

Правительство ведет интенсивную  работу по реализации концепции совершенствования  системы управления бюджетными средствами. В основу концепции закладываются  три основных блока задач:

  • сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;
  • определить наиболее приемлемые для национальных и региональных  условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;
  • создать полноценный информационно-аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.

Первая группа задач реализуется  уже сейчас. Одним из важнейших  и сложнейших направлений совершенствования  управления бюджетными ресурсами является внедрение элементов казначейского  метода исполнения бюджета. Основу задач  формируемых по территориям  России федеральных казначейских учреждений составляют функции по разассигнованию  средств, предназначенных для учреждений, расположенных на соответствующей  территории и финансируемых за счет средств федерального бюджета; по организации  и контролю за целевым и эффективным  расходованием выделенных бюджетных  ресурсов.

Следует отметить, что в  соответствии с действующим законодательством  экономическую основу регионов составляет их собственность, например, экономическую  базу местного самоуправления составляют её природные ресурсы: земля,  недра  и т.д.

Список лит.docx

— 12.06 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

оглавление.docx

— 12.48 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Государственный бюджет