Проблема Российского государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будут проанализированы государственный бюджет, межбюджетные отношения и исполнение бюджета на примере Российской Федерации. Цель данной курсовой работы - рассмотреть и проанализировать государственный бюджет, межбюджетные отношения и исполнение бюджета, а также определить круг проблем и направлений их разрешения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
1.Бюджетное устройство РФ…………………………………………...6
1.1.Бюджетная система Россия……………………………………….6
1.2.Процедура разработки и принятия бюджета России…………..9
2.Характерные проблемы бюджета РФ……………………………….14
2.1.Проблемы межбюджетных отношений в РФ…………………...14
2.2.Проблемы исполнения бюджета России…………………………19
3.Пути решения проблем Российского бюджета……………………..29
3.1.Возможные варианты оптимизации межбюджетных отношений
в РФ……………………………………………………………………...29
3.2.Пути устранения недостатков в процедурах исполнения
Бюджета России……………………………………………………….. ..36
Заключение……………………………………………………………….48
Список литературы………………………………………………………52

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.!.docx

— 151.70 Кб (Скачать файл)

Таким образом, ядром Казначейской системы является бюджет города, заведенный на центральном компьютере в Финансовом Управлении. Лимиты по статьям, а также  саму классификацию статей доходов  и расходов можно оперативно изменять при возникновении необходимости. В каждый момент времени электронный  бюджет отражает реальную картину полученных и израсходованных средств по классификаторам на всех уровнях  бюджетирования.

Юридически все денежные и неденежные расчеты внутри бюджета (напрямую или  опосредованно через банки города) осуществляет финансовая структура - АЦК.

АЦК может быть создан при муниципальном  или уполномоченном банке, или в  виде самостоятельной Небанковской Кредитной организации, контролируемой уполномоченным органом администрации (Муниципальным Казначейством) и  осуществляющей расчеты внутри города.

Управление Казначейства, созданное  в Комитете (Управлении) Финансов, имеет  прямой выход к электронному бюджету  и осуществляет контроль и управление всеми финансовыми потоками в  АЦК, вплоть до отказа платежа.

Каждый бюджетный платеж будет  снабжен экономическим и функциональным классификатором и специальной  “бюджетной” строкой, а программное  обеспечение АЦК адаптировано под городской бюджет. В случае, когда платеж не соответствует лимитам, заложенным в статьях бюджета, АЦК блокирует его и дает сигнал о несоответствии. Таким образом, бюджет становится “прозрачным”, городские ресурсы централизуются в виде пула в АЦК. В результате возрастает контроль целевого использования средств, а также своевременного пополнения доходной части бюджета по статьям.

АЦК является самоокупаемой структурой. Расчеты на основе клиринга позволят привлечь в АЦК не только бюджетные, но и остальные финансовые потоки города. При этом необходимо брать  плату за провод платежа, меньшую  той, которую берет ЦБ (в среднем - 2 рубля/платеж). Анализируя среднее  количество дневных платежей по городу, можно ввести плату за провод, обеспечивающую самоокупаемость АЦК.

 

Мероприятие

До

После

Смена существующей системы контроля исполнения и краткосрочного планирования бюджета в условиях рыночной экономики  и дефицита бюджетных средств.

1) не достигается должного уровня  контроля над целевым использованием  бюджетных средств, как распорядителями  кредитов, так и учреждениями  – бюджетополучателями. 

2) отсутствуют оперативные данные  о текущих и планируемых доходах  и расходах, или “прозрачность”  бюджета в каждый момент времени  (а не раз в день или реже), что приводит к невозможности  оперативно размещать временно  свободные или привлекать необходимые  средства.

3) увеличивается время прохождения  бюджетных средств от счетов  доходов бюджета до конечного  получателя, что приводит к образованию  кассовых разрывов и росту  политической и социальной напряженности  в городе.

4) не достигается должная оперативность  управления взаимной дебиторской  и кредиторской задолженностью  между организациями бюджетной  сферы, в особенности при значительной  доле неденежных расчетов.

5) из-за большого объема ручного  труда завышен штат управленческой  бухгалтерии. 

6) отсутствуют или недостаточны  начисления процентов по остаткам  бюджета в целом и в то  же время нерационально велик  уровень остатков на счетах  в коммерческих банках.

1) централизация потока доходов  и расходов бюджета, а также  информации по доходам и расходам, что ведет к централизации  финансовой власти в целом. 

2) Оперативный контроль над целевым  расходованием и своевременностью  поступления средств, экономия  бюджетных средств. 

  1. Сокращение управленческих затрат на сбор и обработку информации.
  2. Оперативное получение аналитических форм и форм отчетности, необходимых для проведения управленческого учета, планирования и прогнозирования финансовых потоков города.
  3. Гибкое маневрирование ресурсами и оптимальность принятых решений.
  4. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью, решение проблемы взаимных неплатежей, создание механизма оперативного планирования и управлением долгом.
  5. Получение процентов по остаткам бюджета в целом, независимо от местонахождения средств внутри бюджетной сферы в каждый момент времени.
  6. Низкая стоимость, поэтапность и безболезненность внедрения системы.
  7. Создание внутрибюджетной системы расчетов в режиме реального времени, автоматическое проведение взаимозачетов (клиринг) и неденежных расчетов с использованием различного рода векселей и обязательств.
  8. Возможность дальнейшего вовлечения в АЦК внебюджетных предприятий и создания замкнутой клиринговой платежной системы города в целом под патронажем Мэрии, за счет ускорения платежей, проведения клиринга и уменьшения платы за транзит для внебюджетных платежей.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Подводя итоги, хотелось  бы  вновь остановиться на некоторых  аспектах совершенствования бюджетного  устройства Российской Федерации.

 Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

 Таким образом, совершенствование  бюджетного устройства способно  оказать значительное положительное  воздействие на функционирование  всей рыночной системы. И это  совершенствование следует осуществлять  как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая  их исключительно на принципах  бюджетного федерализма, так и  по отношению к количественным  и качественным показателям самого  бюджета, способствуя его сбалансированности  и осуществляя достаточный контроль  за уровнем возможных бюджетного  дефицита и государственного  долга. Ведь только в совокупности  эти изменения способны превратить  государственный бюджет из средства  дестабилизации экономики в мощный  стимул  экономического роста.

В основу формирования и  реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенных в ежегодных Посланиях  Президента Российской Федерации.

 Тема проблемы бюджета, есть и будет актуальна, потому как от результатов решения проблем распределения дефицита бюджета, правильности выбора форм и концепций развития бюджетной политики зависит дальнейшее развитие экономики нашей страны.

 Наличие значительного бюджетного дефицита автоматически диктует выбор в качестве важной стратегической цели бюджетной политики сокращение дефицита, а затем, возможно, его ликвидацию. Вопрос заключается в выборе верных инструментов достижения этой цели. Идеология, которую исповедует Правительство, предельно проста: необходимо любой ценой "арифметически" привести в соответствие доходы и расходы бюджета, а оставшийся "разрыв" профинансировать за счет внешних и внутренних займов. Соответственно, стержневой идеей правительственной программы сокращения бюджетного дефицита является стремление обеспечить увеличение доходов и сокращение расходов бюджета.

 Однако бюджетный дефицит в российской экономике связан с глубоким структурным, институциональным кризисом и продолжающимся промышленным спадом. Поэтому решить проблему бюджетного дефицита только лишь за счет увеличения налогового бремени и сокращения объемов бюджетного финансирования нельзя. Бюджетные доходы и расходы не являются независимыми величинами: сокращение расходов неминуемо ведет к сокращению налоговой базы и уменьшению доходов будущих периодов. Поэтому реальное, долгосрочное, устойчивое оздоровление государственных финансов неразрывно связано с оздоровлением российской экономики в целом.

 Главной целью устранения проблем является повышение уровня и качества жизни населения. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи. Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста.

 Финансовое обеспечение  деятельности государства в стратегических  сферах деятельности и наиболее  значимых социальных гарантий  осуществляется за счет средств  федерального бюджета.

 Основными целями бюджетной политики на современном этапе являются: бюджетная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики в целом; усиление роли бюджета в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения; повышение устойчивости бюджета в условиях непредсказуемости ситуации в мировой экономике; создание налоговых стимулов для увеличения инвестиций в человеческий капитал; повышение эффективности налоговой системы; интеграция российской налоговой системы в международные налоговые отношения; кардинальное повышение эффективности бюджетных расходов; реформирование и оптимизация бюджетного сектора; создание устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу; реализация механизма частно-государственного партнерства; обеспечение максимальной эффективности созданных институтов развития.

 Созданная к 2008 г. система межбюджетных отношений обеспечила условия для устойчивого роста доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Сегодня на первый план выходит задача повышения эффективности использования бюджетных средств, реализация которой должна осуществляться по следующим направлениям:

1) продолжение формирования  стимулов к увеличению доходной  базы бюджетов субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований;

2) совершенствование механизмов  предоставления межбюджетных трансфертов  бюджетам субъектов РФ и муниципальных  образований;

3) формирование нового  качества финансового менеджмента  в сфере управления региональными  и муниципальными финансами.

Таким образом, основная задача бюджетной политики на 2008 год и  период до 2010 года – сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и  устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства  и его экономическому росту.

 Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много ни мало - будущее всей российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Федеральный закон “О  Федеральном Бюджете на 1997 год” // Официальное издание Собрания  Законодательства РФ, № 9, 3 марта  1997

2. Указ Президента Российской  Федерации “Об основных направлениях  налоговой реформы в Российской  Федерации и мерах по укреплению  налоговой и платежной дисциплины”  от 8 мая 1996 г. № 685

3. Финансы. Под ред.  В. М. Родионовой - М., Финансы и  статистика, 1995

4. Финансы. Денежное обращение.  Кредит: учебник для вузов. Под  ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997

5. Блинов М., Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / / "Право и экономика", 1998, № 12. 

6. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 1995

7. Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления // Российский экономический журнал, № 10, 1996

8. Добиться стабильности финансовой системы (интервью с А.Я.Лившицем) // Финансы, № 9, 1996

9. Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики, № 1, 1997

10. Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист, № 11, 1996

11.Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики, № 8, 1995

12.Лившиц А. Я. Основные ориентиры финансовой политики // Финансы, №1, 1997

13.Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга // Экономист, № 4, 1996

14.Подпорина И. Современные проблемы бюджетного регулирования // Экономист, № 7, 1996

15.Седельникова Р.И. К вопросу о правовом регулировании межбюджетных отношений в современной России в рамках бюджетного федерализма // Пробелы в Российском законодательстве. 2009. №1. (0,7 п.л.).

16.Седельникова Р.И. К вопросу о бюджетном регулировании в современной России // Пробелы в Российском законодательстве. 2009. №2. (0,5 п.л.).

17.Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М., Финансы и статистика, 1996

18.Социально-экономическое положение России - М., Госкомстат, 1997

19.Финансовые проблемы бюджета - 97 // Финансы, № 10, 1996

20.Хурсевич С. Н.  Бюджетный федерализм  и бюджетный дефицит // Финансы, № 4,1996

[1]  В настоящее время  фиксируются только две стадии: объем бюджетных назначений и  сумма фактических платежей.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблема Российского государственного бюджета