Проблема Российского государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будут проанализированы государственный бюджет, межбюджетные отношения и исполнение бюджета на примере Российской Федерации. Цель данной курсовой работы - рассмотреть и проанализировать государственный бюджет, межбюджетные отношения и исполнение бюджета, а также определить круг проблем и направлений их разрешения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
1.Бюджетное устройство РФ…………………………………………...6
1.1.Бюджетная система Россия……………………………………….6
1.2.Процедура разработки и принятия бюджета России…………..9
2.Характерные проблемы бюджета РФ……………………………….14
2.1.Проблемы межбюджетных отношений в РФ…………………...14
2.2.Проблемы исполнения бюджета России…………………………19
3.Пути решения проблем Российского бюджета……………………..29
3.1.Возможные варианты оптимизации межбюджетных отношений
в РФ……………………………………………………………………...29
3.2.Пути устранения недостатков в процедурах исполнения
Бюджета России……………………………………………………….. ..36
Заключение……………………………………………………………….48
Список литературы………………………………………………………52

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.!.docx

— 151.70 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Российский государственный  социальный  университет

Филиал в г. Чебоксары

                              

  Кафедра «Экономика и финансы»

                                      Предмет «Экономическая теория»

 

                                 Курсовая работа

 

Проблема Российского  государственного бюджета

                                                                                                     

                                                 Выполнила студентка

                                                                                               экономического факультета

                                                                                   дневного отделения

                                                                                   Группы ДБ-1-10

                                                       Панышева А.В

                                                                                             Проверила старший

преподаватель 

                                                                                   Сорокина Ю.В.

                                                                                    Дата     проверки

                                                                                   «______»

                                                                                    Оценка «___»

                                                                      Подпись____________

Чебоксары 2011

Содержание 

Введение …………………………………………………………………3

1.Бюджетное устройство РФ…………………………………………...6

  1.1.Бюджетная система Россия……………………………………….6

  1.2.Процедура разработки и принятия бюджета России…………..9

2.Характерные проблемы бюджета РФ……………………………….14

  2.1.Проблемы межбюджетных  отношений в РФ…………………...14

  2.2.Проблемы исполнения бюджета России…………………………19

3.Пути решения проблем Российского бюджета……………………..29

  3.1.Возможные варианты оптимизации межбюджетных отношений

   в РФ……………………………………………………………………...29

  3.2.Пути устранения недостатков в процедурах исполнения

Бюджета России……………………………………………………….. ..36            

Заключение……………………………………………………………….48

Список литературы………………………………………………………52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственный бюджет – важнейший  финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий  год и среднесрочную перспективу, поэтому разработке его показателей  уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления».

Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством  аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность  содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических  задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.  Но в процедурах исполнения бюджета есть недостатки и проблемы. Проблемы бюджетного устройства Российской Федерации: этот вопрос наиболее полно вбирает в себя важнейшие проблемы современного бюджетного механизма.

  Эти проблемы логично  разделить на две основные  группы. К первой следует отнести  те из них, которые определяются  федеративным устройством нашей  страны: вопросы совершенствования  межбюджетных отношений и необходимости  формирования системы бюджета,  что, руководствуясь вековым опытом  ведущих западных стран, позволит  стабилизировать и укрепить российскую  государственность, повысит управляемость  существующей рыночной системы  и в конечном итоге оптимизирует  структуру доходов и расходов  как федерального бюджета, так  и местных бюджетов. А отсюда  вытекает и вторая группа проблем  действующего бюджетного устройства - собственно финансовая. Повышение  доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом - именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально - экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.

 Таким образом, важность  и актуальность рассматриваемой  проблемы  подтверждается авторитетными  экономистами, посвящающими ей немалую  часть своих исследований. Подтверждается  она и самой жизнью: ведь большинство  из стоящих на сегодняшний  день перед государством проблем  в той или иной мере обусловлено  продолжающимся кризисом бюджета.  Именно поэтому проблеме совершенствования  бюджетного устройства следует  уделить достойное место и  в процессе изучения финансовой  науки, ведь в конечном итоге  предстоит решать стоящие перед  бюджетом нашего государства столь серьезные проблемы.

В данной курсовой работе будут проанализированы государственный бюджет, межбюджетные отношения и исполнение бюджета  на примере Российской Федерации. Цель данной курсовой работы - рассмотреть  и проанализировать государственный  бюджет, межбюджетные отношения и  исполнение бюджета, а также определить круг проблем и направлений их разрешения.

Предметом данной работы являются проблемы Российского государственного бюджета. Объектом -государственный бюджет.

Задача первой главы состоит  в определении теоретических  аспектов устройства бюджетной политики РФ, второй главы- выявить проблемы бюджета. А задача третей главы- пути решения этих проблем . При написании  курсовой работы предполагается использовать нормативные и законодательные  акты Российской Федерации и труды  отечественных авторов по вопросам формирования бюджета и аналитические данные бюджета Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

1.1.  Бюджетная система Российской Федерации

 В Бюджетном кодексе (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ) дано следующее определение бюджета: это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.

Бюджетное устройство-это структура  и принципы построения бюджетной  системы.

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

-1 уровень - федеральный  бюджет  и бюджеты государственных  внебюджетных фондов.

-2 уровень - бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов.

- 3 уровень – местные  бюджеты.

Помимо вышеперечисленных видов  бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджетная система РФ построена  на основе следующих принципов:

1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.

5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).

7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

В соответствии с законодательством  принцип самостоятельности обеспечивается для каждого органа власти наличием собственных источников доходов  и правом определять объемы и направления  их использования в соответствии с выполняемыми функциями

Собственные налоговые доходы - это  доходы, полностью поступающие в  соответствующие бюджеты. Например, по действующему законодательству за бюджетами субъектов Федерации  закреплен налог на имущество  предприятий, за местными бюджетами - налог  на имущество физических лиц.

Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной  системы нижестоящему бюджету сверх  закрепленных доходов для покрытия его расходов; зачисляются в соответствующие  бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при  утверждении вышестоящего бюджета. В соответствии с Федеральным  законом «О федеральном бюджете  РФ на 2000 год» 16% подоходного налога с физических лиц поступило в  федеральный бюджет, а 84% - в бюджеты  субъектов РФ и местные бюджеты; 85% НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, направляется в федеральный бюджет, соответственно 15% - в бюджеты субъектов  РФ; 11% налога на прибыль предприятий  и организаций поступает в  федеральный бюджет и до 19% (для  банков и страховых организаций - до 30%) - бюджеты субъектов РФ и  т.д.

Основная часть налоговых доходов  субъектов Федерации и местных  бюджетов в настоящее время формируется  за счет регулирующих доходов.

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые  из вышестоящего бюджета бюджетной  системы РФ на безвозмездной и  безвозвратной основах для покрытия текущих расходов нижестоящих бюджетов.

Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые  из вышестоящего бюджета нижестоящим  бюджетам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

1.2.Процедура разработки  и принятия бюджета России

Бюджетный процесс регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников Б,п. по составлению ,рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением. Данная формулировка относится к бюджетам всех уровней, входящим в бюджетную систему РФ, т.е. к федеральному бюджету, бюджетам субъектов РФ, местным бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Участниками Б.п. являются: Президент РФ; федеральные органы законодательной и исполнительной власти, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, представительные и исполнительные органы местного самоуправления; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств, а также иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия в финансово-кредитной сфере.

Информация о работе Проблема Российского государственного бюджета