Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет составляет основу финансовой деятельности государства. Его состояние может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Сегодня, в условиях активной финансовой деятельности государства, актуальны многие вопросы: повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом, совершенствование бюджетно-налоговой политики и межбюджетных отношений.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета
1.2 Структура государственного бюджета
1.3 Формирование и использование государственного бюджета
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СТРУКТУРЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ
2.1 Особенности бюджетного устройства РБ
2.2 Оценка динамики доходной части бюджета Республики Беларусь за период 2008-2010 гг.
2.3 Оценка расходов бюджета РБ за период 2008-2010 гг.
ГЛАВА 3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 327.25 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный бюджет составляет основу финансовой деятельности государства. Его состояние может отражать как успехи, так и провалы государственной  политики. Сегодня, в условиях активной финансовой деятельности государства, актуальны многие вопросы: повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом, совершенствование бюджетно-налоговой политики и межбюджетных отношений.

Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью  перераспределения национального  дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

Актуальность выбранной темы заключается  в том, что именно с помощью  бюджета государство имеет возможность  сосредотачивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и экономического развития, происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйственной деятельности, осуществлять социально ориентированную политику.

Таким образом, государственный, как важный инструмент воздействия на экономику, заслуживает пристального внимания, а все проблемы, связанные с его формированием и использованием – скорейшего разрешения.

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических основ бюджета как экономической категории и главного финансового плана страны, особенностей государственного бюджета Республики Беларусь, а также выявление путей увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность государственного бюджета.
  2. Рассмотреть структуру государственного бюджета, принципы его формирования и использования.
  3. Изучить особенности бюджетного устройства Республики Беларусь.
  4. Провести анализ динамики структуры доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за последние годы.
  5. Определить возможные пути увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь.

Курсовая работа состоит  из трех глав. В первой главе освещается понятие, государственного бюджета, его  сущность, принципы и источники формирования. Во второй главе рассматриваются  особенности бюджетного устройства Республики Беларусь, а также проводится анализ динамики структуры доходной и расходной частей бюджета. В третьей главе рассматриваются возможные пути увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь.

При выполнении были использованы следующие методы: метод сравнительного анализа, анализ экономической литературы, статистический метод, графический  метод, методы обобщения.

Теоретической основой курсовой работы послужили различные источники, включая учебные пособия, авторами которых являются как отечественные, так и зарубежные авторы, интернет-источники.

Информационную базу исследования составляют статистические данные Министерства финансов Республики Беларуси и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Практическая значимость работы заключается в исследовании динамики доходной и расходной частей бюджета Республики Беларусь, а также  в выявлении возможных путей  увеличения доходной части бюджета.

 

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

 

    1. Понятие и сущность государственного бюджета

 

Основным звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет, что обусловлено его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества. Бюджет, как неотъемлемая  часть общегосударственных финансов, возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения [9, с.273].

Госбюджет (от франц. «budget» – кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации или домохозяйств и составляется на определенный период времени [10, с. 188].

Государственный бюджет предоставляет  полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Поэтому он рассматривается как основной финансовый план страны, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками  бюджетных отношений. Совокупность входящих в госбюджет организационных  структур образует бюджетную систему [5, с.94].

Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через государственный бюджет перераспределяется половина (иногда больше) национального дохода, около ¾ всех денежных средств многих стран. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны [9, стр.274].

Сущность госбюджета наиболее полно проявляется в следующих  функциях:

  1. Перераспределение национального дохода.
  2. Вмешательство в процесс производства, в результате чего государство  поддерживает отдельные отрасли национальной экономики;
  3. Контрольная функция (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);
  4. Регулирующая функция (изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции, т.е. стабилизировать экономику);
  5. Стимулирование научно-технического прогресса;
  6. Обеспечение внутренней и внешней безопасности;
  7. Содержание аппарата управления.
  8. Контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств [6, с. 263].

Бюджет как совокупность денежных отношений можно выделить из общей системы экономический по следующим признакам:

  1. Денежной форме отношений (опосредуют движение финансовых ресурсов);
  2. Сфере их действия (ограничена рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств);
  3. Участники отношений (один из них всегда государство, которое для выполнения своих функций аккумулирует денежные средства  в бюджете и распределяет их; вторым субъектом этих отношений выступают предприятия, организации, учреждения и населения при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов. Соответствующие взаимоотношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством);
  4. Безвозмездности движения стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением (однако речь идет о безвозмездности в смысле экономической или социальной отдачи в соответствующем периоде или на перспективу) [9, с. 275].

Госбюджет как экономическая  категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих  при образовании, расходовании и  использовании основного централизованного фонда денежных средств государства.

Бюджет является и исторической категорией, появившейся с возникновением государства и развития товарно-денежных отношений и действующей в разных эпохах для обеспечения выполнения общегосударственных функций. Поэтом его сущность как экономической категории, основное назначение не меняются в зависимости от систем общественных формаций [3].

 

    1. Структура государственного бюджета

 

В любом государственном образовании  выделяется структура бюджета по доходам и расходам.

Расходы государства показывают направления  и цели государственных ассигнований. В современных условиях, в связи  с проведением активной государственной  политики, расходы государства приобрел огромные, беспрецедентные масштабы. Так, в США государственные расходы  XX в. выросли более чем в 300 раз. Они идут на содержание государственного аппарата, на военные нужды, на создание объектов социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение), на поддержание и развитие государственного сектора экономики и другие многочисленные программы и объекты [13, с.294].

Но вместе с тем к бюджету  можно отнести также различные  внебюджетные фонды, которые являются составной частью государственных финансовых средств, имеющих целевое назначение. По своему количественному составу они не включаются в состав бюджета, т.е. не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Находятся они в распоряжении центральных и местных органов власти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные, внебюджетные и другие фонды, которые создаются за счет специальных налогов, отчислений предприятий, займов и субсидий из бюджета. Посредством их государство сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитии отдельных отраслей, регионов, стимулирует инвестиционные процессы в областях и районах [21].

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы  делятся на:

    • Государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
    • Трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода);
    • Выплаты процентов по государственным облигациям, т.е. обслуживание государственного долга (эти расходы тоже не входят в ВВП, так как выплачиваются из доходов государственного бюджета).

При этом государственные закупки  товаров и услуг состоят из:

    • Расходов на государственно потребление, которые включают покупку государством потребительских товаров, оплату услуг государственным служащим, т.е. выплату жалования чиновникам, учителям, врачам;
    • Государственных инвестиций – покупки государством инвестиционных товаров для обеспечения процесса производства в государственном секторе экономики, т.е. расходы на строительство дорог, школ, больниц и т.п. [13, с.296]

Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом  А. Вагнером, который предпринял одну из самых ранних попыток объяснить  этот феномен. Он сформулировал закон  возрастающей государственной активности, в соответствии с которым государственные  расходы в странах, где развивается  промышленность, должны расти быстрее, чем объемы национального дохода.

Наиболее общим объяснением  этого закона является то, что государственные  услуги стали высококачественным благом, т.е. эластичность спроса на государственные  расходы со стороны домашних хозяйств стала больше единицы. Иначе говоря, каждый процент увеличения в доходах домашних хозяйств ведет к большему, чем 1%, увеличению спроса домашних хозяйств на государственные расходы G. Поэтому при увеличении дохода на душу населения доля G в ВВП также имеет тенденцию росту.

Согласно прогнозам Вагнера, тенденция  роста государственных расходов, которую он наблюдал в прошлом  веке, сохранится в промышленных странах, до тех пор, пока их развитии будет  идти по восходящей. Эти предсказания подвергались проверке неоднократно во многих странах, и они всегда оказывались верными [10, с.189].

Доходы государственного бюджета – завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального  сектора и других крупных сфер финансовых отношений. Доходы бюджета являются частю централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Формой проявления этих отношений служат различного вида платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально- вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой − выступают объектом дальнейшего распределения, сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения [22].

Разница между доходами и  расходами государства составляет сальдо государственного бюджета (δ). В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях (рис. 1.1):


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Виды состояний  государственного бюджета

Источник: [13, с.245]

Информация о работе Государственный бюджет