Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:53, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга, его динамики и структуры.
Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
1.Раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;
2. Провести анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ;
3. Исследовать основные пути совершенствования управления госдолгом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА.1.ОБРАЗОВНИЕ И ПОГАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СТРАНЫ ……………………………………………………………………………5
1.1. Его сущность и причины образования ……………………………….5
1.2. Формы и виды государственного долга………………………………8
1.3. Управление государственным долгом………………………………..13
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ ………………15
2.1. Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга на современном этапе…………………………………………………………15
2.2. Основные источники государственного внутреннего долга………….23
2.3 .Специфика методов управления государственным внутреннимдолгом.25
ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГО В РФ ……28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………38
1.3 Управление
государственным долгом
Процесс управления госдолгом - это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий. Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:
· рефинансирование
- погашение части
· конверсия - изменение доходности займа;
связано
с желанием государства устранить
опасность, которая может грозить
денежно-кредитной системе в
· новация - соглашения между государством-заемщиком и кредиторами по
замене обстояте6льств в рамках одного и того же кредитного договора;
· унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;
· отсрочка - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;
· дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга [12,c.167].
В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:
· безусловность
- обеспечение точного и
· единство учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;
· единство
долговой политики - обеспечение единого
подхода в политике управления государственным
долгом со стороны федерального центра
по отношению к субъектам
· согласованность
- обеспечение максимально
· снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
· оптимальность
- создание такой структуры
· гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.
Понятие и содержание управления государственной задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать
как в
широком, так и в узком смысле.
Под управлением
· формирование государственной долговой политики;
· определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
· установление
возможности и целесообразности
финансирования за счет государственного
долга общегосударственных
· установление границ задолженности.
Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг[2,c.234]
Процесс
управления госдолгом как в широком,
так и в узком смысле требует
от государства системного подхода
и определяет многоплановый характер
регулирования существующей задолженности.
В свою очередь системное управление
долгом невозможно без четкой классификации
задолженности. В процессе управления
госдолгом государство
в части
планирования объема и структуры
госдолга. Второе - это осуществление
заимствований, проведение операций с
госдолгом, которые направлены на оптимизацию
его структуры и сокращение расходов
на его обслуживание. Третье - это
организация учета долговых обязательств
и операций с долгом, функционирование
платежной системы исполнения долговых
обязательств. Таким образом, под государственным
долгом Российской Федерации понимаются
ее долговые обязательства перед физическими
и юридическими лицами, иностранными государствами,
международными организациями и иными
субъектами международного права. Основания
для образования, формы и виды государственного
долга определены в Бюджетном Кодексе
Российской Федерации. Управление государственным
долгом осуществляется с помощью основных
методов управления государственным долгом,
и в его основе лежат определенные принципы[10,c.130].
ГЛАВА
2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ
ДЛГОМ РФ
2.1 Анализ
динамики и структуры
Рынок
внутреннего долга не может считаться
уникальным явлением в мировой практике
- почти все страны мира, где финансовая
сфера присутствует в более или
менее оформленном виде и имеются
хотя бы приблизительные очертания
финансовых рынков, выпускают государственные
ценные бумаги. Учреждение российского
рынка внутреннего долга было
призвано ликвидировать практику прямого
(эмиссионного) кредитования Центробанком
РФ Министерства финансов РФ. Одновременно
решалась задача создания значительного
по размерам рынка государственных
ценных бумаг, который характеризовался
бы высокой ликвидностью и низкими
рисками федеральных облигаций.
Развитие российского рынка внутреннего
долга было непосредственно связано
с эволюцией национальной финансовой
сферы, действиями денежных властей, как
в области осуществления
Структура современного внутреннего долга РФ состоит из:
· Облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Они имеют срок обращения 3 года и нулевой купон; могут быть в
установленном порядке использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998г. а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций;
· Облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет выпускаются двенадцатью равными траншами с начислением процентного дохода начиная с 19 августа 1998 г. Купонным доход по данным облигациям начисляется начиная с 19 августа 1998 г. Размер купонного дохода составил 30% годовых в первый год после 19 августа 1998 г., 25% годовых - во второй, 20% - в третий, 15% - в четвертый, далее - 10 % годовых. Начиная со второго купона, выплаты купонных доходов производятся каждые три месяца.
· Государственных краткосрочных облигаций (ГКО) со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев. Выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Облигации не имеют купонов. Размешаются на аукционах с дисконтом от номинала. Первый аукцион по размещению трехмесячных ГКО прошел в мае 1993 г. на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ);
· Облигаций государственного сберегательного займи (ОГСЗ) сроком обращения 1 год. Объем выпуска - 10 трлн. руб. - разбит на транши по 1 трлн. руб. Номинал - 100 и 500 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде на предъявителя с набором из четырех купонов, выплачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по последней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ-ПК плюс премия, устанавливаемая Министерством финансов РФ;
· Облигаций
государственного нерыночного займи
(ОГНЗ); выпускаются в бездокументарной
форме; доход выплачивается в
виде процента от номинальной стоимости,
которую устанавливает
· Облигаций
внутреннего валютного займа (ОВВЗ).
Выпущены в 1993 г. в счет погашения
задолженности Банка
Основное
увеличение внутреннего долга произошло
в период 1993-98гг., когда бурно рос
рынок государственных ценных бумаг,
выпускаемых для покрытия дефицита
бюджета. Тогда же задолженность
различных кредиторов перед Банком
России (в том числе возникших
до распада СССР) принималась на
государственный внутренний долг. Последовавшее
за кризисом 1998 г. некоторое снижение
в росте государственных
Таким
образом можно сделать
Анализ
структуры и динамики государственного
внутреннего долга РФ на современном
этапе.
Таблица1
Анализ структуры и динамики государственного внутреннего долга РФ в ГЦБ с 1.01.2008 года по 1.01.2010 год.
виды | 01.01.2008 | из-я | % | 01.01.2009 | из-я | % | 01.01.2010 | ||
офз-ад | 803,69 | 78,34 | 109,75 | 882,03 | 18,653 | 97,89 |
863,377 | ||
офз-пд | 288,12 | 40,05 | 113,9 | 328,17 | 357,44 | 208,92 | 685,611 | ||
гсо-пс | 85 | 47 | 155,29 | 132 | 0 | 100 | 132 | ||
офз-фк | 51,43 | -17,6 | 65,78 | 33,83 | -33,83 | 0 | - | ||
гсо-ппс | 10,42 | - | - | 10,42 | 125 | 1299,6 | 135,415 | ||
итого | 1238,66 | 147,79 | 111,93 | 1386,45 | 429,95 | 131,01 | 1816,403 |
Информация о работе Государственный долг: источники и методы управления