Государственный долг: источники и методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга, его динамики и структуры.
Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
1.Раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;
2. Провести анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ;
3. Исследовать основные пути совершенствования управления госдолгом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА.1.ОБРАЗОВНИЕ И ПОГАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СТРАНЫ ……………………………………………………………………………5
1.1. Его сущность и причины образования ……………………………….5
1.2. Формы и виды государственного долга………………………………8
1.3. Управление государственным долгом………………………………..13
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ ………………15
2.1. Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга на современном этапе…………………………………………………………15
2.2. Основные источники государственного внутреннего долга………….23
2.3 .Специфика методов управления государственным внутреннимдолгом.25
ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГО В РФ ……28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ГМФ.docx

— 62.70 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3

ГЛАВА.1.ОБРАЗОВНИЕ И ПОГАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СТРАНЫ ……………………………………………………………………………5

     1.1. Его сущность и причины образования ……………………………….5

     1.2. Формы и виды государственного долга………………………………8

     1.3. Управление государственным долгом………………………………..13

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ ………………15

    2.1. Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга     на современном этапе…………………………………………………………15

   2.2. Основные источники государственного внутреннего долга………….23

   2.3 .Специфика методов управления государственным внутреннимдолгом.25

ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГО В РФ ……28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….34

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………36

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 
 

     Данная  курсовая работа посвящена изучению государственного внутреннего долга  РФ, его динамике и структуре. При  решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические  наработки в этой области. Значение в практической деятельности. Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации

     Цель  данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга, его динамики и структуры.

Достижению  поставленной цели подчинено решение  следующих задач:

1.Раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;

2. Провести анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ;

3. Исследовать основные пути совершенствования управления госдолгом.Для написания данной работы использовались следующие методы: аналитический, статистический, монографический, а также анализ экономической литературы. Источниками послужили официальные документы и нормативные акты: 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.02.2006);2. Федеральный закон РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996г. №39-ФЗ3. Федеральный закон РФ «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26 декабря 2005 г. №189-ФЗ;4. Федеральный закон РФ «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19 декабря 2006 г. №238-ФЗ;5. Федеральный закон РФ «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» от 24 июля 2007 г. №198-ФЗ. Так же учебники, монографии и электронные ресурсы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.ОБРАЗОВАНИЕ И ПОГАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СТРАНЫ 
 

1.1. Его сущность и причины образования 
 

     Проблема  долговой зависимости государства  и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела  актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства  возможна лишь при его определенной экономической независимости. В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике, госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов[10,c.78]

     Государственный долг возникает в определенный момент функционирования государства, когда  его расходы начинают превышать  доходы, т.е. бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Источником погашения государственных  займов и выплаты процентов по ним является сфера бюджета.

Основаниями для образования государственного долга являются:

1. государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

2. кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов

3. предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.

4. факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

5. соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно [17,c.198].

     Государственный долг Российской Федерации полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные  органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов  федерального бюджета для погашения  долговых обязательств Российской Федерации  и обслуживания государственного долга  Российской Федерации. Предоставляя для  Российской Федерации право приобретения обязательств в режиме внутреннего  и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок  определения количественных пределов таких обязательств и порядок  их выполнения. В соответствии со ст. 106 Бюджетного Кодекса РФ предельные объемы государственного внутреннего  долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований  Российской Федерации на очередной  финансовый год утверждаются федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год с  разбивкой долга по формам обеспечения  обязательств. Предельный объем государственных  внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой  объем платежей по обслуживанию и  погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Правительство  Российской Федерации вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год предельного  объема государственных внешних  заимствований, если при этом оно  осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая  приводит к снижению расходов на его  обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга. Правительство Российской Федерации имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования  с превышением установленного федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год предельного  объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних  заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год [6,c.132].

     Бюджетная, долговая и валютная политика государства  неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический  рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в  целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению  воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки  возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность  на финансовых рынках в отношении  инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это  особенно касается стран, развивающих  и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут  воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно  отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте[20,c.65] 
 

1.2 Формы  и виды государственного долга 
 

     Существует  несколько классификаций государственного дога в зависимости от признака положенного  в основу данной классификации.

В зависимости  от заемщика государственный долг подразделяется на:

1. государственный долг Российской Федерации;

2. государственный долг субъекта Российской Федерации;

3. муниципальный долг.

     Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства  перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный  долг Российской Федерации полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все свои полномочия. Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют:

- внутренний долг;

-  внешний  долг.[15,c.69].

Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки.

Оплачиваться  они должны в российской валюте. Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте. В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют:

· капитальный  государственный долг;

· текущий  государственный долг;

     Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и  непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

· кредитных  соглашений и договоров, заключенных  от имени Российской Федерации, как  заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

· государственных  займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской Федерации;

· договоров  и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы  Российской Федерации;

· договоров  о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

· соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации  прошлых лет [8,c.301].

     Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет)

и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства  погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам РФ и ее субъектов  сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципальных  образований - 10 лет [18]. В подобных формах могут существовать долговые обязательства  субъектов РФ и муниципальных  образований, за исключением международных  соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно[11,c.212] 
 
 

Информация о работе Государственный долг: источники и методы управления