Государственный долг: источники и методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга, его динамики и структуры.
Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
1.Раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;
2. Провести анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ;
3. Исследовать основные пути совершенствования управления госдолгом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА.1.ОБРАЗОВНИЕ И ПОГАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СТРАНЫ ……………………………………………………………………………5
1.1. Его сущность и причины образования ……………………………….5
1.2. Формы и виды государственного долга………………………………8
1.3. Управление государственным долгом………………………………..13
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ ………………15
2.1. Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга на современном этапе…………………………………………………………15
2.2. Основные источники государственного внутреннего долга………….23
2.3 .Специфика методов управления государственным внутреннимдолгом.25
ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГО В РФ ……28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ГМФ.docx

— 62.70 Кб (Скачать файл)
 

     Источники [26]

     Проанализировав структуру государственного долга в ГЦБ, можно сделать следующие выводы: с 01.01.2008года по 1.01.2009 год государственный внутренний долг увеличился на 147,79 млрд. руб., что в относительном выражении составило 11.93%. наибольшая доля увеличения в абсолютном выражении приходиться на ОФЗ-ДК на 78,34 млрд. руб., уменьшение доли государственного долга в ГЦБ приходиться на ОФЗ-ФК. Он уменьшился на 17,6 млрд.руб.В периоде с 1.01.2009 по 1.01.2010 государственный внутренний долг выраженный в ГЦБ так же увеличился на 429,95 млрд. руб., что в относительном выражении составило 31,01 %. Наибольшая доля увеличения в абсолютном выражении приходиться на ОФЗ-ПД, на 357,44 млрд. руб.. Доля государственного долга приходящаяся на ОФЗ-ФК так же как и предыдущем  периоде уменьшилась на 33,83 млрд. руб.

     Согласно  определению, данному в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг - это  обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  перед Российской Федерацией, возникающие  в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

В объем  внутреннего государственного долга включаются:

1. номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

2. объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3. объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

4. объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации.

     Согласно  статье 98.1 БК РФ, введенная Законом 2007 г. №63-ФЗ, содержит новые положения, предусматривающие списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к  погашению кредитором в течение  срока исковой давности, установленного законодательством РФ. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года[25].

     Обслуживание  государственного внутреннего долга  Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления

операций  по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению  и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Выполнение  Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации  по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению  и выплате доходов в виде процентов  по ним осуществляется на основе специальных  соглашений, заключаемых с федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации  выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.

Банк  России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно. [17,c.45].

     Долговые  обязательства России подлежат учету  и регистрации в государственных  долговых книгах внутреннего и внешнего долга РФ (в Кодексе указанные  книги обозначены единым понятием - Государственная долговая книга  РФ). Государственную долговую книгу  РФ ведет Минфин России. Приказом Минфина  России от 23 августа 2006 г. №107н утвержден  порядок ведения Государственной  долговой книги Российской Федерации  в Министерстве финансов Российской Федерации, который разработан с  целью определения процедуры  ведения Государственной долговой книги РФ, обеспечения контроля за полнотой учета, своевременностью обслуживания и исполнения долговых обязательств и устанавливает требования по структуре  Долговой книги, а также по порядку  ведения и хранения Долговой книги. [25]

     Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии  государственных ценных бумаг, являющихся

долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего  долга Российской Федерации.

В среднесрочной  перспективе за счет роста внутреннего  долга увеличится государственный  долг до 2 926,76 млрд. рублей, или 7,6% ВВП, к концу 2009 года. [26]

     Государственный внутренний долг превысит государственный  внешний долг, удельный вес внутреннего  долга в общем объеме государственного 2007 года составил 52,5%. Особенностью федерального бюджета 2007 года в сфере государственного долга станет превышение объема государственного внутреннего долга над объемом  государственного внешнего долга, при  этом в соответствии с Основными  направлениями долговой политики на 2007-2009 годы достижение превышения внутреннего  долга над внешним планировалось  на 2009 год. Удельный вес внутреннего  долга в общем объеме государственного долга возрастет с 44,7% на начало 2007 года до 52,5% на конец 2007 года, что обусловлено  досрочным погашением внешнего долга  странам - членам Парижского клуба кредиторов (обязательства бывшего СССР), расширением  внутренних и сокращением внешних заимствований. [228]

Основные  показатели внутреннего долга за период 2007-2009 гг. приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Динамика  и структура внутреннего долга  РФ за 2007-2009 гг. 

  На 01.01.2008 На 01.01.2009 На 01.01.2010
Млрд.руб. % Млрд.руб. % Млрд.руб. %
Государственный внутренний долг,

В том  числе:

1148,7 100 1363,3 100 1824,7 100
Государственные ценные бумаги 1032,1 94,5 1244,7 91,3 1681,3 92,1
Государственные гарантии 111,9 9,7 113,6 8,3 137,8 7,6
Прочая  задолженность 4,7 0,5 5,0 0,4 5,6 0,3
 

Источники[25,26].

Из таблицы  видно, что в период 2007-2009 гг. государственный внутренний долг увеличивается. В периоде с 1.01.2008 по 01.01.2009 государственный долг увеличился на 212,6 млрд. руб..а в периоде с 01.01.2009 по 01.01.2010 долг увеличился на 436,6 млрд. руб.

     Средства  федерального бюджета на погашение  основной суммы внутреннего долга  и на его обслуживание планируются  в объеме 209,25 млрд. рублей, в том  числе 132,35 млрд. рублей на погашение  основного долга по внутренним долговым обязательствам, на обслуживание государственного внутреннего долга предусмотрено 76,9 млрд. рублей. Указанные расходы  составили 44,4% расходов на погашение  и обслуживание государственного долга  в 2007 году. Расходы федерального бюджета  на обслуживание внутреннего долга  на 2008 год составили 106,5 млрд. рублей или 56,7% выплат по государственному долгу, на 2009 год - 134,2 млрд. рублей. [23]

Вывод: Внутренний долг - это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. В среднесрочной перспективе  за счет роста внутреннего долга  увеличится государственный долг до 2 926,76 млрд. рублей, или 7,6% ВВП, к концу 2009 года. Основными направлениями  долговой политики на 2007-2009 годы стало  достижение превышения внутреннего  долга над внешним планировалось на 2009 год[29]. 

2.2 Основные  источники внутреннего долга 
 

     Для того чтобы последствия роста  внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство  должно предпринимать определенные меры по управлению долгом. Это могут  быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета. Если государство  финансирует дефицит бюджета  путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный  внутренний долг и процентные выплаты  по нему. Более того, высокие темпы  инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам  даже отрицательными. Однако такой  ход событий может привести к  гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует  учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных  бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также  ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при  изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции. Введение специальных налогов или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну. В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестрования. Секвестрование -пропорциональное снижение расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестрованию не подлежат защищенные

статьи, состав которых определяется высшими  органами власти. Существуют также  статьи, секвестрование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.). Например, в США все федеральные расходы делятся на две части -- прямые (обязательные) и дискреционные. К прямым относят те расходы, которые регламентируются постоянно действующим законодательством (пособие по безработице, программы медицинского обслуживания и т.д.). К дискреционным -- расходы, которые зависят от конкретного состояния дел в экономике и ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США. По данным статьям Конгрессом устанавливается ежегодно лимит расходов. Если фактические расходы начинали превышать лимиты, то в действие вступал механизм секвестрования, что позволяло уменьшить бюджетный дефицит и государственный долг.

В структуре  погашения долга относительно ровная кривая складывается после 2022 года. Часть, относящаяся к 2020-2030 гг., - это портфель Центрального банка, который переоформили в ОФЗ. Минфин практически не допускаем платежных пиков и считает, что до 2010 г. объем погашения не превысит 100-110 млрд. руб. В условиях такого исполнения бюджета годовое погашение значительно меньше месячного поступления дохода в федеральный бюджет. Это позволяет говорить практически об отсутствии кредитных рисков[27]. 
 

2.3 Специфика методов управления Государственным долгом 
 

     Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий  государства по выплате доходов  кредиторам и погашению займов, изменению  условий уже выпущенных займов, определение  условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Хотя  и существует график выплат госдолга, но управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль за двумя важнейшими показателями - величиной  государственного долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в  ВВП и соотношение реального  процента (стоимости обслуживания за вычетом инфляционной составляющей) и темпа экономического роста. В  настоящее время основными принципами государственной политики РФ в области  внутренних заимствований являются следующие:

1. Замещение  государственного внешнего долга  РФ внутренними заимствованиями,  т.е. увеличение размеров государственного  внутреннего долга в ближайшие  годы будет обусловлено использованием  его на погашение внешнего  долга.

2. Удлинение  сроков заимствования. В настоящее  время планируется отказаться  от краткосрочных (до 1 года) заимствований  и перейти на обслуживание  ценных бумаг, носящих средне- и долгосрочный характер. Для  решения этой задачи доходность  краткосрочных ценных бумаг будет  сокращаться до 6,5% годовых, а среднесрочных  и долгосрочных повышаться - до 8,5 - 10,5%.

3. Повышение  уровня рыночной ликвидности  и расширение круга активных  инвесторов. Для этого совместно  Минфином РФ и Банком России  подготовлена Программа введения  института первичных дилеров  и эталонных выпусков на рынке  ГКО-ОФЗ. В частности, в настоящее время предусматривается, что одним из активных инвесторов на рынке государственных ценных бумаг должен стать Пенсионный фонд РФ. С этой целью в 2004 г. было принято решение осуществить первое размещение нового вида государственных ценных бумаг - государственных сберегательных облигаций -\- ГСО. Часть этих бумаг будет использоваться для инвестирования средств пенсионных накоплений. Государственный внутренний долг является инструментом перераспределения

Информация о работе Государственный долг: источники и методы управления