Государственный долг: источники и методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга, его динамики и структуры.
Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
1.Раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;
2. Провести анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ;
3. Исследовать основные пути совершенствования управления госдолгом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА.1.ОБРАЗОВНИЕ И ПОГАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СТРАНЫ ……………………………………………………………………………5
1.1. Его сущность и причины образования ……………………………….5
1.2. Формы и виды государственного долга………………………………8
1.3. Управление государственным долгом………………………………..13
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ ………………15
2.1. Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга на современном этапе…………………………………………………………15
2.2. Основные источники государственного внутреннего долга………….23
2.3 .Специфика методов управления государственным внутреннимдолгом.25
ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГО В РФ ……28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ГМФ.docx

— 62.70 Кб (Скачать файл)

доходов в обществе и мобилизации временно свободных средств граждан и  хозяйствующих субъектов. С его  помощью государство может регулировать многие экономические процессы, включая  уровень ссудного процента, степень  инвестиционной активности и др. Нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, потому что при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из самых ярких проблем. Рост внутреннего долга опасен для страны с низким уровнем доходов, но следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала. Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к совращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов. Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы его последствия не стали тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять меры по управлению государственным долгом[15,c.238].

ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ  ДОЛГОМ РФ. 
 

     Существует  необходимость законодательного реформирования системы управления госдолгом Российской Федерации и первоочередного  проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:

· разработку и принятие Федерального закона о  внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в  части, касающейся вопросов управления государственным долгом;

· разработку и принятие федерального закона о  государственном долге Российской Федерации;

· создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;

· разработку и утверждение единого порядка  ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной  долговой книги;

· разработку критериев и механизмов оценки эффективности  заемной и долговой политики.

Можно выделить два основных направления  совершенствования управления государственным  внутренним долгом РФ: усиление административного  контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление системных институциональных  изменений, создающих благоприятный  инвестиционный климат. Первое направление - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры[6,c.89].

     Второе  направление для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы  и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры  и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных  привилегий со стороны региональных и местных властей. Таким образом, можно сделать вывод, что на состояние государственного долга существенно влияет и совершенствование управления им - порядка и условий получения новых займов, размеров погашений и выплачиваемых процентов. Ключевые методы регулирования госдолга оптимизация государственных заимствований. Данный подход представляет собой программу по оптимизации заимствований, в рамках которой осуществляется маневрирование внутренними и внешними займами. Оптимизация касается не только формирования долга, но и его обслуживания, включая такие меры, как:

- обеспечение эквивалентности текущих долгов и будущих налогов;

- сохранение баланса в эмиссионной деятельности и сборе налогов с процессом наращивания долга и размерами его обслуживания;

- реализация политики стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования;

- проведение мер по трансформации политики роста долга в ограничительную политику, стабилизирующую рост долга;

- осуществление операций по выкупу дорогих выпусков ГКО за счет средств, привлеченных при размещении евробондов[19,c.117].

     Удлинение государственного внутреннего долга .Данный метод является одним из ключевых в системе управления государственным  долгом и связан с

процессом замещения «коротких» и «дорогих»  долгов на «длинные» и «дешевые». Реализация данного метода предполагает сокращение привлеченных средств путем  размещения государственных краткосрочных  обязательств и снижение доходности по государственным ценным бумагам.

Реструктуризация  задолженностей бюджету экономических  субъектов (предприятий и организаций) .Этот метод в нормальной экономической ситуации должен применяться ограниченно (индивидуально). Однако сложная экономическая ситуация в реальном секторе обусловливает необходимость активного использования данного метода, чтобы не допустить полной остановки стагнирующего реального сектора производства, поскольку долги многих предприятий сейчас значительно превышают годовые объемы реализации продукции и перешли в категорию «безнадежных». Сложность использования метода связана с тем, что списание или прощение долгов со стороны государства подрывают государственную налоговую и финансовую политику. К числу ключевых составляющих относятся: ускоренная процедура банкротства, обращение взыскания на дебиторскую задолженность должников бюджету, пересчет пеней и отсечение долгов на определенную дату[8,c.142].

     Контроль  за заимствованиями субъектов РФ .В настоящее время регионы активно проводят политику заимствований, однако многие из них зачастую не в состоянии платить по уже имеющимся обязательствам. Неконтролируемый рост региональных заимствований приводит к росту дефицита расширенного правительства (включающего в себя федеральное правительство и местные органы власти, а также все государственные внебюджетные органы). Это обусловливает необходимость выработки эффективных способов и решений по обеспечению контроля за данным процессом со стороны федерального центра. Увеличение доли государства (федеральные и региональные органы) в структуре капитала акционированных (бывших государственных) предприятий. Главная цель – формирование нового механизма управления государственными

пакетами  акций на основе создания холдинговых  компаний, активизации использования  института представителей государства  в АО, использования договора траста. Временная передача имущества предприятий-должников  в управление государственных органов. Данный подход должен применяться в тех случаях, когда имеется возможность извлечения с помощью этого имущества доходов, которых может хватить для погашения задолженности. Сложность его использования связана с необработанностью правового механизма временной передачи собственности (имущества) в управление другим собственникам при сохранении правосубъектности настоящего его владельца. Однако у московского правительства такой опыт имеется. Продажа дебиторской задолженности на федеральных и региональных аукционах .Реализация этого подхода связана с необходимостью разработки и внедрения в практику механизма продажи коммерческим банкам «плохих» долгов их клиентов на открытых торгах, путем прямых переговоров с потенциальными покупателями, путем обмена долгов на акции должников, в крайних случаях – банкротства и ликвидации должников[13,c.102].

     Проведение  взаимозачета долговых требований и  обязательств .Система методов управления государственным долгом в силу многоплановости объекта имеет внутренние связи. Реализация каждого метода затрагивает и другие, что требует их применения не в разорванной схеме, а в системе, способной обеспечить малозначимость негативных последствий одних методов и мультипликативный эффект от действия других. Для управления долгом целесообразно использовать методы разработки современных бизнес-планов, построенные на объективных законах движения средств, их оборота и возвратности. Такой бизнес-план должен формироваться для отдельных видов (сегментов) государственных заимствований. Организационная подсистема управления долгом должна включать: функционально ориентированные структурные подразделения по управлению государственным долгом

в Минфине  России и Банке России; организационно-методическое обеспечение управления государственным  долгом, включающее прогнозирование  государственного долга, организацию  системы учета государственного долга (в рамках государственных  финансов), формирование методических разработок по структуре долга и  расчетных схем его обслуживания и т.д. Под реализацией организационных  мер по управлению государственным  долгом понимается: установление норм и правил, регулирующих рынки инструментов долга; определение первичных дилеров; регулирующие и координирующие функции по отношению к регионам, осуществляющим эмиссию обязательств на внутренних и внешних рынках; подготовка предложений по увеличению государственного долга (объемам, выплате процентов и др.); формирование аналитических материалов по оценке состояния государственного долга; составление нормативно-методических материалов по работе с государственным долгом[21,c.201].

     Важнейшим направлением в области управления госдолгом является управление дюрацией государственных обязательств, в  частности: управление и контроль за процентными выплатами по долгу; регулирование ликвидности рынка  долговых инструментов; координация  функций по формированию структуры  долга; управление кассовыми потоками. Для решения возникающих проблем федерального бюджета необходима выработка стратегической программы управления государственным долгом как составной частью долга Российской Федерации. При этом нельзя не учитывать, что в развивающейся экономике на стадии экономического роста управление долгом осуществляется в соответствии с темпами роста ВВП, доходов всех секторов экономики, налоговой базы, а в определенных обстоятельствах – относительно низкой реальной ставкой по долговым обязательствам с длительными сроками заимствования средств. Стратегия управления государственным долгом должна базироваться на согласовании динамики долга с темпами экономического

роста и снижением затрат на его обслуживание. Соблюдение этих условий, как правило, позволяет при увеличении абсолютных масштабов заимствования сохранять  отношение государственного долга  к ВВП примерно на одном уровне, не допуская ситуации, при которой  долг начинает негативно воздействовать на экономику. Основными проблемами, рассматриваемыми при решении вопросов о новых заимствованиях, являются эффективность заимствований, определение  допустимых размеров и источников их покрытия, оценка влияния заимствований  на социально-экономическое развитие. Условия современной экономики  определяют необходимость формирования специальной стратегической программы  мониторинга и управления государственным  долгом, включая займы субъектов  РФ и органов местного самоуправления. Сложность проблемы заключается  в том, что государственный долг разнороден, а составляющие его элементы нуждаются в специфических механизмах регулирования с использованием различных финансовых инструментов. Многие составляющие имеют высокую  степень неопределенности и нуждаются  в специальном анализе для  выбора наиболее эффективных методов регулирования[18,c.188]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 

     Отношения, связанные с формированием государственного долга, его погашением и обслуживанием, - это динамичная, быстро развивающаяся  сфера экономической деятельности государства. Участие в формировании политики государственных заимствований  и ее практической реализации требует  от государственных служащих специальных  знаний. Не менее важно научиться  пользоваться информацией об условиях выпуска и обращения государственных  ценных бумаг многочисленным инвесторам - юридическим и физическим лицам. Курсовая работа была написана на основе обобщения реального опыта проведения современной Россией своих заимствований, регулирования государством рынка  государственных долговых инструментов, проявившихся тенденций во взаимоотношениях государства с разными категориями  инвесторов. Проанализировав структуру государственного долга в ГЦБ, можно сделать следующие выводы: с 01.12.2007 года по 1.12.2008 год государственный внутренний долг увеличился на 147,79 млрд. руб., что в относительном выражении составило 11.93%. наибольшая доля увеличения в абсолютном выражении приходиться на ОФЗ-ДК на 78,34 млрд. руб., уменьшение доли государственного долга в ГЦБ приходиться на ОФЗ-ФК. Он уменьшился на 17,6 млрд.руб.В периоде с 1.12.2008 по 1.12.2009 государственный внутренний долг выраженный в ГЦБ так же увеличился на 429,95 млрд. руб., что в относительном выражении составило 31,01 %. Наибольшая доля увеличения в абсолютном выражении приходиться на ОФЗ-ПД, на 357,44 млрд. руб.. Доля государственного долга приходящаяся на ОФЗ-ФК так же как и предыдущем  периоде уменьшилась на 33,83 млрд. руб.

Информация о работе Государственный долг: источники и методы управления