Государственный долг: понятие, методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:38, реферат

Краткое описание

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга. Все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая дополнительную нагрузку на бюджет, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. С точки зрения инвестора наиболее приемлемо своевременное получение доходов и погашение займа, однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный долг.doc

— 38.50 Кб (Скачать файл)

Государственный долг: понятие, методы управления

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга. Все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая дополнительную нагрузку на бюджет, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. С точки зрения инвестора наиболее приемлемо своевременное получение доходов и погашение займа, однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

Управление государственным долгом - деятельность государства, связанная с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов и регулированием рынка государственного кредита.

Способы регулирования долга:

1) Под рефинансированием государственного долга понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

2) конверсия - изменение доходности займов, т. е. в целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам (однако не исключено и увеличение процентов);

3) консолидация - изменение условий займов, связанных со сроком. Благодаря консолидации может быть достигнуто увеличение срока действия уже выпущенных займов;

4) унификация займов - это объединение нескольких займов в один. Цель – уменьшение количества ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы по обслуживанию государственного долга. Унификация обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и самостоятельно;

5) аннулирование государственного  долга - мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенному займу. В некоторых случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько облигаций приравниваются в одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости исполнять обязательства по ценным бумагам, размещенных на рынке в обесценившейся на момент расчета валюте.

Существующая система управления государственным долгом способствует сокращению объема потенциальных кредитных ресурсов инвестирования и объема внутренних инвестиционных ресурсов, т. е. обладает негативным эффектом.

Основная задача управления государственным  долгом – изменение долговой стратегии с отсрочки платежей на сокращение долга.

Финансовый механизм регулирования  внешней задолженности состоит  в ликвидации ее части путем обмена на финансовые активы:

- долг в обмен на собственность  (проводится, как правило, в рамках  программы приватизации) – предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизированного предприятия и привлечение инвесторов.

- долг в  обмен на экспорт – предполагает  поддержание конкурентоспособного  производства в стране, освоение  новых рынков, развитие экспорта и т.д. Важно поддержать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал.

- долг в обмен на налоги  – предполагается законодательное  установление льгот для инвесторов, которые побудили бы их к инвестициям. В этом случае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.

- реструктуризация долга – погашение  долговых обязательств с одновременным  осуществлением заимствований в  объемах погашаемых обязательств с установлением иных условий обслуживания долга и срока его погашения.

Государственный долг:

- государственный долг РФ

- государственный долг субъекта РФ

- муниципальный долг.

Каждый бюджетный уровень  отвечает только по своим обязательствам и не несет ответственности за долги другого уровня, если они  не были гарантированы.

 

 

 

 

 

 

Структурная политика гос-ва.

Экономическая политика в области структурных изменений представляет собою совокупность мер, оказывающих воздействие на изменение меж- и внутриотраслевых пропорций в экономике. Цель данного направления политики - стимулирование научно-технического прогресса, повышение конкурентоспособности национальной экономики, решение ряда социальных проблем. Конкретные формы реализации данной политики проявляются в селективной поддержке государством определенных отраслей и видов производства.

Структурную политику можно рассматривать в широком и узком смысле. В первом случае подразумевается воздействие на всю совокупность структурных аспектов в экономике. Речь идет о влиянии на отраслевые, территориальные и организационно-институциональные пропорции. Ко второму случаю относятся действия государства по косвенному регулированию соотношения размеров фирм, нахождению наиболее оптимальной пропорции между их размерами.

Государственные меры по формированию инфраструктуры также относятся  в широком смысле к понятию "структурная политика".

При более узкой трактовке данного термина принято понимать воздействие лишь на изменения отраслевых и производственных пропорций. Региональные аспекты деятельности государства получают самостоятельное лексическое обозначение: "региональная политика". Меры по отношению к организационно-институциональным пропорциям не получили в литературе специального термина.

Смысл структурной политики состоит, естественно, не в том, чтобы заменить или продублировать роль частной экономики. Основная побуждающая сила структурных сдвигов - рынок. Однако государство помогает ему, поскольку процесс формирования новых пропорций порой необходимо интенсифицировать (например, под влиянием внешней конкуренции) или обеспечить ликвидацию социальных издержек, вызванных структурными переменами.

Структурная направленность в государственном регулировании проявилась уже в начале XX века. Достаточно вспомнить меры по стимулированию развития военного производства в период первой и второй мировых войн. Восстановление разрушенной экономики также подразумевало определенную структурную направленность. И все же термин "структурная политика" стал активно использоваться лишь с 60-х годов, когда действия государства применительно к отраслевым пропорциям стали носить по сути цельный характер.

Наиболее активно данное направление экономической политики проявилось в ФРГ и Франции. Менее энергично оно реализуется, например, в США.

Определим круг факторов, которые  привели к активизации роли государства  в области структурной политики. К ним относятся следующие.

1. Экстремальные экономические события, связанные с подготовкой к мировой войне, ее проведением и устранением последствий.

2. Существенное усиление конкурентной  борьбы на мировом рынке, вызванное  процессом интеграции развитых  государств и торговой экспансией "новых индустриальных стран".

3. Возросшая необходимость поддержки  аграрного сектора в условиях  объединения европейского рынка  и усиления на нем международной  конкуренции.

4. Структурный кризис 70-х годов:  падение спроса на продукцию  традиционных отраслей промышленности, производимую в развитых западных странах (сталь, суда, текстиль).

5. Объективный процесс активизации  научно-технического прогресса в  70-80-х годах.


Информация о работе Государственный долг: понятие, методы управления