Государственный бюджет Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2009-2011 гг., и определение основных направлений совершенствования механизма использования бюджетных средств. Для достижения данной цели будем рассматривать решение следующих задач: - исследование теоретических аспектов организации расходной части государственного бюджета. - ознакомление с нормативно-правовой базой, регулирующей порядок использования финансовых ресурсов бюджета страны. - проведение анализа состава, структуры и динамики расходной части республиканского бюджета за 2009-2011 гг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗНАЧЕНИЯ СЕКТОРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………
6
1.1 Экономическая сущность сектора сельского
хозяйства…………………………………………………………………………
6
1.2 Структура сектора сельского хозяйства …………………........................ 9
1.3 Финансы предприятияй сельского хозяйства …………………………….. 11
2 АНАЛИЗ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ФИНАНСОВЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………
18
2.1 Анализ состава и динамики сектора сельского хозяйства……………. . 18
2.2 Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций в период с
2011-2012 гг………………………………………..
26
3ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СЕКТОРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ...………………………………………………….
33
Заключение………………………………………………………………….. 37
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

soderzhanie.doc

— 394.50 Кб (Скачать файл)

Далее в работе будет проведен анализ динамики структуры  расходной части государственного бюджета.

Результаты  анализа динамики структуры расходной части республиканского бюджета отражены в приложении Б.

В таблице рассчитали удельные веса каждого из показателей таблицы по всем трём годам. Потом считала изменение структуры, удельных весов. 2010 год приводила к 2009, а 2011 года к 2010. Далее в процентах можно наглядно видеть сколько процентов в таблице занимают основные направления расходов. В 2009 году общегосударственные расходы составляли 20,5%, в 2010 году-38,6 %, а уже в 2011 году 43,6 %, в два раза больше по сравнению с 2009 годом. Но в 2009 году национальная экономика составляла 33,8 %, а в 2011 году 18,2%.Видны также большие изменения в сфере социальной политики. В 2009 она состояла из 33,68 %, в 2010 году из 7, 13 %, а в 2011году из 11,014 %.Это говорит о том, что в 2009 году расходы государственного бюджета были направлены в основном на социальную политику, а в 2010 на общегосударственные расходы, в 2011 расходы ещё больше увеличились в общегосударственных расходах.

Для наглядности  на рисунке 2.1 представлен график изменения в структуре основных направлений расходов республиканского бюджета за 2009 – 2011 гг.

 

 

Рисунок 2.1 – Динамика структуры основных направлений расходов государственного бюджета за 2009 – 2011 гг.

Источник: собственная  разработка автора на основе [1].

На графике очевидны изменения абсолютного прироста в направлении на национальную экономику и социальную политику.

Когда расходы  государственного бюджета превышают  доходы- то в государстве образуется дефицит бюджета, а когда доходы превышают расходы - профицит. А если расходы = доходам государственного бюджета-то государственный бюджет считается бездефицитным. За 2009-2011 гг. в Республике Беларусь бюджет является дефицитным, хотя в 2011 году, он почти бездефицитный. Поэтому далее в работе рассмотрим и проанализируем динамики состава и структуры источников финансирования бюджетного дефицита.

 

2.2 Анализ состава, структуры и динамики источников финансирования бюджетного дефицита республиканского бюджета за 2009 – 2011 гг.

 

Из «Закона о республиканском бюджете на 2011 год установился предельный размер дефицита республиканского бюджета. В 2011  году он  составил 6 млрд. руб., по сравнению к 2010 году, когда предельный размер, в сопоставимых ценах к 2011, составил 5,6 млрд. руб., он больше на 0,6 млрд. руб., а в 2009 году, когда предельны размер, в сопоставимых ценах к 2010 году, составил 6, 4 млрд. руб.

К основным источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:

- Общее финансирование

- Внутреннее  финансирование

- Источники  получаемые от банков, иных юридических и физических лиц

- Источники  получаемы от Национального Банка Республики Беларусь

- Прочие источники  внутреннего финансирования

-Источники от операций с принадлежащим государственным имуществом

- Изменение  остатков средств бюджета

- Внешнее финансирование

- Кредиты международных  финансовых организаций

- Кредиты иностранных  государств и иных государственных  кредитов

-Операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам

- Государственные ценные бумаги Республики Беларусь, формирующие внешний государственный долг

Далее проанализируем основные источники финансирования бюджетного дефицита за 2009-2011гг.

Данные представлены в таблице 2.2.1- анализ динамики и состава основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2009-2011гг.

 

 

 

Таблица 2.1- Анализ динамики и состава основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2009-2011гг.

 

Основные источники  финансирования бюджетного дефицита

Сумма (тыс. руб.)

Темп роста 2010г. к 2009г. (%.)

Темп роста 2011г. к 2010г (%.)

Темп прироста 2010г. (%.)

Темп прироста 2011г. к 2010г (%.)

Абсолют. прирост в 2010г. по сравнению с 2009г.

Абсолют. прирост в 2011г. по сравнению с 2010г.

2009* г.

2010* г.

2011 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общее финансирование

642211640

563490000

6000000000

87,74

106,47

-12,3

6,479

-787216400

+365100000

Внутреннее финансирование, в т. ч.

559126283

-27995786

3380559260

-0,5

-12075,2

-100,5

-12175

-5619258618

+3408555046

Источники, получаемые от Национального банка РБ

0

-20870000

-1000000

0

47,91

0

-52,08

-208700000

+108700000

Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц

0

208700000

100062715

0

47,94

0

-52,05

+208700000

-108637285

Прочие источники внутреннего  финансирования

 

 

-22461638

-38648034

-833522622

172,06

2156,7

72,06

2056,7

-16186396

-794874588

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Источники от операций с  принадлежащим государству имуществом

3239242575

5174409645

-1482786

159,74

-0,28

59,74

-100,28

+1935167070

-5189237505

Изменение остатков средств бюджета

2374481964

-5163757396

422884702

-21,74

-81,89

-121,74

-181,89

-28908577037

+9392604423

Внешнее финансирование, в т.ч.

830853568,3

5662895786

261944074

681,57

46,25

581,57

-53,74

+4832042218

-3043455046

Кредиты МФО

201254219,5

476352373,9

-1249614

236,69

-2,62

136,69

-102,62

+275098154

-488848514

Кредиты иностранных  государств и иных иностр.кредиторов

629599348,8

899386272,1

-51902410

142,85

-57,7

42,85

-157,7

+269786923,3

-1418410372

государственные ценные бумаги РБ, формирующие внешний госдолг

0

0

317000000

0

0

0

0

0

3170000000

операции по гарантиям  Правительства РБ по внешним займам

0

0

-19039020

0

0

0

0

0

-19039020


Источник: собственная разработка автора на основе [1].

 

 

Как видно из таблицы по темпу роста на внутренние финансирование в период с 2010-2011 года, то заметно как он увеличился на 19 % по сравнению с 2009-2010гг. Также в этот период видны значительные увеличения темпа роста на внешнее финансирование. Это объясняется тем, что в 2010 появляются новые источники финансирования бюджета, такие как: источники, получаемые от Национального банка РБ, источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц.

Далее проанализируем динамику структуры основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2009-2011гг. Результаты анализа приведены ниже в таблице 2.2.1.

Рассмотрим рисунок 2.3.2, и ознакомимся с изменениями в структуре источников финансирования бюджетного дефицита за 2009-2011 гг.

 

Рисунок 2.2 – Динамика структуры основных источников финансирования бюджетного дефицита за 2009– 2011 годы.

 

 

Таблица 2.2 Анализ динамики структуры основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета

Направления расходов бюджета  по разделам и подразделам

Сумма

 

(тыс. руб.)

Удельные веса (структура)

 

(%)

Изменение удельного  веса (структуры) п.п.

в 2010г. к 2009г.

+ / -

Изменение удельного веса(структуры) п.п.

в 2011г. к 2010г.

+ / -

2009* г.

2010* г.

2011 г.

2009 г. 

2010 г. 

2011 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Общее финансирование

6422116400

5634900000

6000000000

100

100

100

0

0

Внутреннее финансирование, в т. ч.

5591262831

-27995786

3380559260

87,06

-0,49

56,34

-87,5

+56,8

Источники, получаемые от Национального банка Республики Беларусь

0

-208700000

-100000000

0

-3,7

-1,66

-3,7

+2,03

Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц

0

208700000

100062715

0

3,70

1,66

+3,7

-2,03

Прочие источники внутреннего  финансирования

-22461638

-38648034

-833522622,00

-0,34

-0,68

-13,89

-0,3

-13,2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Источники от операций с принадлежащим государству имуществом

3239242575

5174409645

-14827860

50,4

91,82

-0,24

+41,3

-92,07

Изменение остатков средств  бюджета

2374481964

-5163757396

4228847027

369,73

-91,63

70,48

-461,3

+162,1

Внешнее финансирование, в т.ч.

830853568,3

5662895786

2619440740

12,93

100,49

43,65

+87,5

-56,8

Кредиты международных  финансовых организаций

201254219,5

476352373,9

-12496140

3,13

8,45

-0,2

+5,3

-8,6

Кредиты иностранных  государств и иных иностранных кредиторов

629599348,8

899386272,1

-519024100

9,8

15,96

-8,65

+6,1

-24,6

Государственные ценные бумаги Республики Беларусь, формирующие  внешний государственный долг

0

0

3170000000

0

   

0

 

Операции по гарантиям  Правительства Республики Беларусь по внешним займам

0

0

-19039020

0

   

0

 



Источник: собственная разработка [1]

 

 

Как видно из таблицы, что наблюдается положительная динамика показателей с годами. В 2009 году в Республике Беларусь наблюдался дефицит, а в 2011 году уже заметна разница, как дефицит уменьшается и можно говорить, что в 2011 мы наблюдаем почти бездефицитный бюджет. В основном это связано с увеличением внутренних источников финансирования бюджета.

Можно сделать  вывод, что произошел огромный абсолютный прирост источников внутреннего финансирования, за счет появления новых источников финансирования, таких как операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления по кредитам банков Республики Беларусь, в том числе платежи Правительства Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления в качестве гаранта по погашению и обслуживанию кредитов, выданных банками Республики Беларусь и возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь, органами местного управления и самоуправления в счет выполнения гарантий по кредитам, выданным банками Республики Беларусь и составил приблизительно 3 млрд.660 млн.руб, что не скажешь о внешних источниках финансирования. Источники внешнего финансирования, по сравнению с 2010 годом уменьшились в 2,6 раза, за счет того, что значительно уменьшились кредиты международных финансовых организаций. За счёт этого и значительно уменьшился дефицит бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

Основная доля расходов государственного бюджета, как  и в 2010 году, в 2011 году была запланирована на финансирование общегосударственных расходов (38,6 % и 43, 6 % к итогу), отраслей экономики ( в 2010 33 % к итогу а уже в 2011 году 1, 8 %) и социальную политику ( в 2010 году 7, 9%, а в 2011 11, 4 %2. А что касается 2009 года, то основная доля расходов государственного бюджета была направлена на финансирование социальной политики и национальной экономики. Однако в 2009 году происходит некоторое снижение удельного веса расходов на финансирование таких отраслей экономики, как сельское хозяйство, рыбохозяйственной деятельности, транспорта, дорог, защиту окружающей среды и т. д. Данную тенденцию можно объяснить тем, что расширяется самостоятельность субъектов хозяйствования, происходит самофинансирование их затрат. Такое снижение расходов в направлении на социальные расходы в 2011 году объясняется тем, что в связи кризисом Беларуси пришлось оптимизировать расходную часть бюджета в направлении общегосударственных расходов, т.е. сокращать до нулевого дефицита. Данное требование было выдвинуто МВФ в рамках кредитования белорусской экономики. Рассматривая зарубежный опыт в частности России, я обратила внимание, что там основное направление в расходной части имеет социальная политика и национальная экономика, что было и в Республике Беларусь на 2009 год.

Критерии под  воздействием которых формируется  политика государственных расходов, в составе бюджетной политики:

1. Приоритетное  развитие реального сектора экономики, который включает в себя, в первую очередь, увеличение экспортного потенциала, а также решение жилищных и продовольственных проблем;

2. Финансирование государственных целевых программ;

3. Сохранение социальной направленности бюджетных расходов;

4. Выполнение принятых и заключенных международных соглашений и договоров.

В целом, улучшение напряженности в бюджетно-налоговой сфере в долгосрочной перспективе, подразумевает собой комплексную реформу государственными расходами в сфере управления.

Цели бюджетной политики в реальном секторе экономики: это развитие конкурентно-способных основ деятельности в отраслях экономики, поддержание и сокращение инфраструктуры в нужном для эффективного осуществления государственных функций, развитие приоритетных направлений, научных исследований, отвечающих по требованиям современной экономики [9, с.26].

Несмотря на то, что увеличилась доля расходов в обеспечении жильем в 2009 году на 0,4 % и снизилась доля расходов на финансирование социальной сферы, это всё можно объяснить тем, что произошло снижение доли финансирования пенсионного обеспечения и Фонда социальной защиты населения Министерства труда, а также социальной защиты Республики Беларусь, которая снизилась на 0,5 % к итогу государственного бюджета.

Рассмотрим  структуру бюджетных расходов и  долю отдельных статей в государственном бюджете экономически развитых стран, в условиях нормальной хозяйственной конъюнктуры и военно-политической напряжённости:

  1. Социальные услуги: в том числе здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей занимают 40-50%.

2. Затраты на хозяйственные нужды: в том числе капиталовложения в инфраструктуру, субсидии сельскому хозяйству, а также дотации государственным предприятиям и расходы на осуществление государственных программ занимают 10-20%.

3. Расходы на  вооружение и материальное обеспечение внешней политики: в том числе содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам занимают 10-20%.

4.Административно-управленческие расходы: в том числе расходы на содержание правительственных органов, а также полиции и т. д. занимают 5-10%.

5. Платежи по государственному долгу занимают 7-8%.

Не глядя на то, что расходы на социальное обеспечение, а также образование и здравоохранение составляют примерно 40 % от общих расходов государственного бюджета, если сравнивать их с расходами на эти цели с экономически развитыми странами, видно по показателю, что он приходится невысоким.

Информация о работе Государственный бюджет Беларуси