Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 21:22, реферат
Доходы бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Формой проявления этих отношений служат различного вида платежи предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
2 ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Доходы бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Формой проявления этих отношений служат различного вида платежи предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
Бюджетные доходы, с одной стороны, «являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса», а с другой — «выступают объектом дальнейшего распределения, сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения» [13, ст. 27].
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых в обществе экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы предприятий являлось государство, доходы бюджета в основном базировались на денежных накоплениях этих предприятий. Переход на рыночные системы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений. Она стала строиться на базе налоговых платежей; взаимоотношений предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом .
При формировании доходов основного финансового плана государства (регионов) возникают финансовые взаимоотношения между участниками процесса. Это дает основание рассматривать доходы как экономическую категорию — совокупность денежных отношений по поводу изъятия и централизации части финансовых ресурсов в бюджет. Такие отношения всегда имеют распределительный характер, стоимостную форму, и их обязательным участником является государство. Именно государство для образования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода.
Формы и методы образования доходов бюджета изменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди них первостепенное влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений, финансовой науки.
Не менее важное воздействие на доходы имеют сложившаяся конкретная экономическая и социальная ситуация, экономическая политика в данном периоде, выбранные приоритеты развития общества, стратегия достижения намечаемых задач и др.
Однако в любом случае главное назначение мобилизованных доходов - создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности.
Назначение доходов — покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений. В этом заключается не только фискальное назначение доходов, но и их стимулирующая функция, обеспечивающая расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета.
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь «доходы бюджетов классифицируются по следующим группам» [14, ст. 23]:
-налоговые доходы;
-взносы на государственное социальное страхование;
-неналоговые доходы;
-безвозмездные поступления.
Налоговые доходы включают в себя:
-республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами;
-пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин);
-проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом.
Пени и проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом учитываются в доходах бюджетов по подразделам классификации доходов бюджетов, предусмотренным для налогов, сборов (пошлин), за несвоевременную уплату которых начисляются пени или по которым предоставляются отсрочка и (или) рассрочка уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговый кредит.
К неналоговым доходам относятся:
-доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
-штрафы;
-другие неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от:
-иностранных государств;
-международных организаций;
-другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.
Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов государственной власти и управления. Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение в области хозяйственного, культурного строительства и обороны. Через республиканский бюджет обеспечивается перераспределение финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.
В доходы республиканского бюджета включаются:
- доходы государственных целевых бюджетных фондов;
- доходы свободных экономических зон;
- трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами.
Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.
К местным бюджетам относятся: областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов.
В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты делятся на:
- бюджеты первичного уровня: сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
- бюджеты базового уровня: районные и городские;
- бюджеты областного уровня.
Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом. По установленным нормативам между республиканским и местными бюджетами распределяются налог на добавленную стоимость, а также налог на прибыль организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь. Полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты — подоходный налог, налоги на собственность, а также налог на прибыль иных организаций, не указанных выше.
Местные бюджеты нижестоящих 
административно-
Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетного обеспечения на одного жителя, иных социальных нормативов.
Динамику доходов 
Таблица 2.1—Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь (в фактически действовавших ценах; миллиардов рублей)
| 2010 | 2011 | 2012 | |
| Доходы консолидированного бюджета | 48754 | 85608 | 141810 | 
| в том числе: | |||
| республиканского бюджета | 30270 | 54190 | 78631 | 
| местных бюджетов | 27976 | 48400 | 63179 | 
Источник—[15]
По итогам 2012 года доходы консолидированного бюджета составили 141810 млрд. руб. и увеличились по сравнению с 2011 годом на 56202 млрд. руб., с 2010 годом—на 93056 млрд. руб.
За 2012 год в республиканский бюджет поступило 88631 млрд. руб., что на 24441 млрд. руб.больше, чем в 2011 году и на 48361 млрд. руб.— чем в 2010 году.
Доходы местных бюджетов за 2012 год составили 53179 млрд. руб., что на 14779 млрд. руб. больше, чем за 2011 год и на 35203 млрд. руб. — чем в 2010 году.
Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90 %) формируется за счет налоговых поступлений, что видно по данным таблицы 2.2.
Таблица 2.2— 
Распределение доходов 
| 2010 | 2011 | 2012 | |
| Доходы в том числе: | 48754 | 85608 | 141810 | 
| Налоговые доходы в том числе: | 44875 | 73446 | 129930 | 
| налоги на доходы и прибыль из них: | 11822 | 18564 | 30400 | 
| подоходный налог с физических лиц | 5381 | 9316 | 15430 | 
| налог на прибыль | 5580 | 8689 | 14130 | 
| налоги на собственность | 1850 | 2549 | 840 | 
| налоги на товары (работы, услуги) из них: | 22981 | 34755 | 67588 | 
| налог на добавленную стоимость | 16226 | 26499 | 47133 | 
| акцизы | 4350 | 5599 | 11324 | 
| экологический налог | 439 | 350 | 561 | 
| налоговые доходы от вэд | 5776 | 15147 | 25402 | 
| Неналоговые доходы | 2434 | 12001 | 11880 | 
Источник—[23]
За 2012 год в бюджет поступило 19930 млрд. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2011 годом поступления увеличились на 56484 млрд. руб., с 2010 годом — на 85055 млрд. руб.
Неналоговые доходы за 2012 год сложились в сумме 11880 млрд. руб., и по сравнению с 2011 годом снизились на 121 млрд. руб.
Формирование налоговых доходов за 2012 год главным образом обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость— 47133 млрд. руб., (по сравнению с 2011 годом поступления увеличились на 20634 млрд. руб.), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности—25402 млрд. руб. (по сравнению с 2011 годом возросли на 10255 млрд. руб.)
Анализируя 
структуру доходов 
Итак, главное назначение мобилизованных доходов — создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления
осуществлять 
свои функции, удовлетворять 
Назначение доходов также — покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов,
увеличение поступлений в бюджет. Именно поэтому, следующим важным шагом является анализ налоговой политики Республики Беларусь.
Информация о работе Доходы государственного бюджета Республики Беларусь