Государственный бюджет Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2009-2011 гг., и определение основных направлений совершенствования механизма использования бюджетных средств. Для достижения данной цели будем рассматривать решение следующих задач: - исследование теоретических аспектов организации расходной части государственного бюджета. - ознакомление с нормативно-правовой базой, регулирующей порядок использования финансовых ресурсов бюджета страны. - проведение анализа состава, структуры и динамики расходной части республиканского бюджета за 2009-2011 гг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗНАЧЕНИЯ СЕКТОРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………
6
1.1 Экономическая сущность сектора сельского
хозяйства…………………………………………………………………………
6
1.2 Структура сектора сельского хозяйства …………………........................ 9
1.3 Финансы предприятияй сельского хозяйства …………………………….. 11
2 АНАЛИЗ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ФИНАНСОВЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………
18
2.1 Анализ состава и динамики сектора сельского хозяйства……………. . 18
2.2 Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций в период с
2011-2012 гг………………………………………..
26
3ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СЕКТОРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ...………………………………………………….
33
Заключение………………………………………………………………….. 37
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

soderzhanie.doc

— 394.50 Кб (Скачать файл)

В местных бюджетах установлены суммы, которые необходимы для возврата заемных средств (ссуд) и выплаты по ним процентов. Резервные и целевые бюджетные фонды, образуются в составе местных бюджетов .

1.3 Источники финансирования расходов государственного бюджета и бюджетного дефицита

 

Доходы государственного бюджета являются источниками финансирования его расходов.

Доходы бюджета  – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, которые необходимы для выполнения государственных функций [2 с.142].

Доходы государственного бюджета представляют экономические отношения организаций и предприятий, а также граждан с государством в связи с формированием бюджетного фонда страны. Денежные средства являются материальным содержанием этих отношений, которые поступают в распоряжение органов власти на безвозвратной и безвозмездной основе [3, с. 245].

Безвозмездности и безвозвратности принадлежит особая роль, так как они являются  существенными признаками доходов бюджета. К доходам бюджета по экономическому признаку относится часть национального дохода государства. Финансовая политика государства определяет в преобладающей степени состав и структуру доходов бюджета [3, c.192].

Классификация доходов бюджетов различных уровней по трем признакам:

1. Социально-экономический.

2. Порядок и  условия зачислений.

3. Юридические  формы [6,c. 163].

Социально-экономический  признак доходов бюджета подразделяется на:

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- доходы от хозяйственной деятельности предприятий, организаций всех форм собственности;

- доходы от граждан;

- пошлины и прочие поступления, в которые входят доходы от приватизации [6,c. 164].

Доходы, подразделяющиеся по порядку и условиям зачисления:

– закрепленные доходы;

– регулирующие доходы;

– собственные доходы;

– заемные доходы [6,c.165].

Закрепленные доходы –  это такие доходы, которые направленны в тот или иной бюджет , и зависящие от принципов подчиненности, где учитывается признак территориального поступления средств .

Регулирующие доходы –  это такие доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти, подразделяются на вышестоящие и нижестоящие бюджеты. Распределяются общегосударственные налоги в доходы между бюджетами, начиная с установления нормативов отчислений, выплат от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и бюджеты г. Минска .

Закрепленные и регулирующие доходы являются собственными средствами бюджета, которые устанавливаются законом.

В том случае, когда временная недостаточность собственных средств для финансирования заранее указанных расходов может привлекать заемные средства. Ими являются процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, различные займы у коммерческих банков, а также государственные займы [3, c. 85].

Подразделения доходов по юридическим формам:

– налоговые доходы;

– неналоговые доходы .

Налоговые доходы – это поступления, осуществляемые в виде налогов, которые устанавливает законодательство .

Неналоговые доходы представляют различную природу, но в чаще возникающие как плата за услуги, оказанные государством.

Рассматривая бюджетную  классификацию Республики Беларусь, доходы бюджета классифицируются на текущие, капитальные и безвозмездные поступления.

Текущие доходы – это все невозмездные, доходные платежи в бюджет, которые представляют собой обязательные безвозмездные потоки средств, которые поступают в сектор государственного управления, и добровольные и компенсируемые поступления средств государственных учреждений предоставления услуг, штрафов и других нарушений за несоблюдение законодательства [2, стр. 163].

Текущие доходы по методам изъятия и по форме классифицируются по трём группам: налоговые доходы, а также социальные отчисления и неналоговые доходы, обязательные платежи.

Налоговые доходы – обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет и классифицируемые в зависимости  от объекта налогообложения или  в соответствии с источником возникновения  налоговых обязательств [2, стр.98].

Социальные отчисления –  это обязательные страховые взносы и отчисления в Фонд социальной защиты населения, а также государственный фонд содействия занятости с целью создать резервы, чтобы выплачивать пособия по социальному страхованию, социальной поддержке неработающего населения и обеспечить их занятость. Данная группа доходов подразделяется на два вида: взносы с работающих по найму и отчисления с работодателей [2, стр. 103].

Под неналоговыми доходами и обязательными платежами  понимаются платежи и другие поступления, которые классифицируются по характеру их поступления в бюджет, и включающие возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров и некоторые безвозмездные платежи .

 К капитальные доходам относятся невозвратные платежи, которые подразделяются на виды реализуемых основных фондов, вместе с тем включают поступления нематериальных активов от продаж  [2,c.168].

Капитальные доходы подразделяются на три группы: налоговые, неналоговые доходы, и обязательные платежи. Капитальные налоговые доходы – это налоги на капитальные активы (имущество), взимаемые нерегулярно и в разный период времени. Капитальные неналоговые доходы – это доходы, включающие в себя реализацию нефинансовых активов (произведенных и непроизведенных) [2,c. 166].

Безвозмездные поступления – это добровольные и безвозмездные поступления денежных средств, взимаемые с юридических и физических лиц со стороны иностранных государств и от других уровней государственного управления [7,c.115].

Ситуации характерные  для бюджетного планирования и исполнения бюджета:

  • сбалансированность расходов и доходов бюджета;
  • превышение расходов над доходами (дефицит бюджета);
  • превышение доходов над расходами (профицит бюджета).
  • Идеальным вариантом является полное покрытие расходов доходами .

Основным причины бюджетного дефицита:

  • Связанные с ростом государственных расходов, как следствие значимых инвестиционных вкладов государства в развитие экономики страны. В таком случае дефицит отображает государственное регулирование экономических процессов, таких как:
  • чрезвычайные обстоятельства – это войны, стихийные бедствия и др.;
  • экономический кризис [6, с. 118].

В большинстве  случаев дефицит бюджета отражает кризисные явления происходящие в экономике, спад показателей финансово-хозяйственной деятельности, сбой экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В таком случае необходимо принятие срочных мер для стабилизации экономики, улучшению финансового состояния субъектов хозяйствования, а также финансово-кредитной системы [5, c. 214].

Ознакомиться  с размером бюджетного дефицита и источников его финансирования в Республике Беларусь можно в Законе о бюджете, который ежегодно утверждаются на соответствующий год.

Источниками финансирования государственного бюджетного дефицита выступают как внутренние, так и внешние источники. К внутренним источникам можно отнести государственные займы в следствии выпускаемых государственных ценных бумаг в национальной валюте, а также кредиты национального банка страны и эмиссия денежных знаков. К внешним источникам можно отнести государственные займы в иностранной валюте, кредиты правительств иностранных государств, международных организаций, банков [5, c.234].

Когда расходы  превышают доходы, то образовывается дефицит бюджета, который характеризует несбалансированность дефицита. Дефицит бюджета может возникнуть в результате представленных объективных и субъективных причин:

– низкая эффективность производства, возникающая при недостаточном развитии внешнеэкономических связей;

– ограниченность финансовых возможностей государства изыскивать всевозможные статьи доходов;

– нерациональная структура расходов бюджета;

– высокий уровня расходов непроизводительного характера;

– инфляция;

– неустойчивость денежного обращения;

– неустойчивость системы расчетов;

– нерациональная налоговая политика;

– непродуманная инвестиционно-кредитной политика;

– сокращение экспорта, в следствии увеличения импорта;

– снижение жизненного уровня населения [6, с. 58].

Фискальная политика очень мощна, однако она не одна может влиять на величину дефицита госбюджета. Величина дефицита привязана к циклическому движению макроэкономики. Это обуславливает, прежде всего, существование автоматических стабилизаторов.

В следствии чего делаем вывод:

1. Над величиной бюджетного дефицита не преобладает ни законодательная, ни исполнительная;

  2. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.

Следовательно, не помешает постоянный анализ экономической ситуации в государстве с целью выявления стадии экономического цикла и исполнения соответствующей продуманной и взвешенной фискальной политики.

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА 2009 Г., 2010 Г. И 2011 Г.

 

 

Республиканский бюджет на 2009 год, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450-З «О республиканском бюджете на 2009 год», республиканский бюджет на 2009 год по расходам утвержден в сумме 57 699 262 425 тыс. рублей. Прогнозированный объем доходов установлен в сумме 54 899 262 425 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год установлен в размере 2 800 000 000 тыс. рублей [1].

Республиканский бюджет на 2010 год, в соответствии с  Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2010 г. № 73-З «О республиканском бюджете  на 2010 год», по расходам утвержден в  размере 38 222 389 047 тыс. рублей. Прогнозируемый объем доходов установлен в размере 35 522 389 047 тысяч рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета установлен в размере 2 700 000 000 тыс. рублей [1].

Республиканский бюджет на 2011 год, в соответствии с  Законом Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-З «О бюджете Республики Беларусь на 2011 год», по расходам утвержден в размере 39 611 384 915 тыс. рублей. Прогнозируемый объем доходов установлен в размере 33 611 384 915 тысяч рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета установлен в размере 6 000 000 000 тыс. рублей [1].

 

2.1 Анализ динамики состава и структуры расходной части республиканского бюджета за 2009-2011 гг.

 

Проанализируем  состав расходной части государственного бюджета по разделам и подразделам  за 2009- 2011 гг.

Чтобы исключить  влияние инфляционного фактора и обеспечить возможность анализа, данные за 2009 год и 2010 год приведем в сопоставимый вид в сравнении с данными за 2011 год. Для этого используем индекс потребительских цен ИПЦ2010/2009= 1,099 и ИПЦ2011/2010= 2,087. Следовательно, для обеспечения сопоставимости данных, показатели за 2009 год умножим на 1,099, а затем на 2,087, а показатели за 2010 год умножим на 2,087. Затем данные будем использовать для их анализа.

Для того, чтобы проанализировать динамику состава расходов государственного бюджета, определим абсолютный прирост, как разницу между расходами 2011 года и расходами 2009 и 2010 годов в сопоставимых ценах к 2011 году. Темп роста расходов рассчитаем как отношение расходов 2010 года к расходам 2009 года, и расходов 2011года к 2010 и умножаем на 100.

Результаты  анализа динамики состава расходной  части республиканского бюджета  отражены в приложении А.

За 2011 год в  республиканский бюджет поступило 39.6 трлн. рублей.

Налоговые доходы республиканского бюджета за 2011 год  составили 44,6 трлн. руб. По сравнению с 2010 годом поступления увеличились на 60,2% (в реальном выражении – на 4,6%). Неналоговые доходы республиканского бюджета за 2011 год сложились в сумме 9,6 трлн. руб. и по сравнению с 2010 годом увеличились на 294,9% (в реальном выражении – на 157,8%).

Расходы республиканского бюджета за 2009 профинансированы в сумме 52 трлн. руб., что на 51,5% больше, чем в 2010 году (в реальном выражении меньше на 1,1%).

Расходы социальной направленности (разделы «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации», «Образование», «Социальная политика») заняли 20,2% в общем объеме расходов республиканского бюджета. Трансферты местным бюджетам составили 32,7% в структуре всех расходов. Доходы республиканского бюджета превысили расходы на 2,2 трлн. руб. (0,8% ВВП).

Исходя из расчетных  данных приложения А видно, как сильно изменился абсолютный прирост в сфере общегосударственных расходов. В соотношении 2010 года к 2009 году он был положительный, а уже в 2011 году к 2010 году он стал отрицательным. Это значит, что расходы государства значительно уменьшились, а именно на 13546191047 тыс. белорусских рублей. Далее по таблице видно, что и на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство тоже расходы в отношении 2011 года к 2010 году, на сумму 137472658,4. В остальных сферах абсолютный прирост не уменьшался с годами.

Информация о работе Государственный бюджет Беларуси