Государственный бюджет Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2009-2011 гг., и определение основных направлений совершенствования механизма использования бюджетных средств. Для достижения данной цели будем рассматривать решение следующих задач: - исследование теоретических аспектов организации расходной части государственного бюджета. - ознакомление с нормативно-правовой базой, регулирующей порядок использования финансовых ресурсов бюджета страны. - проведение анализа состава, структуры и динамики расходной части республиканского бюджета за 2009-2011 гг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗНАЧЕНИЯ СЕКТОРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………
6
1.1 Экономическая сущность сектора сельского
хозяйства…………………………………………………………………………
6
1.2 Структура сектора сельского хозяйства …………………........................ 9
1.3 Финансы предприятияй сельского хозяйства …………………………….. 11
2 АНАЛИЗ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ФИНАНСОВЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………
18
2.1 Анализ состава и динамики сектора сельского хозяйства……………. . 18
2.2 Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций в период с
2011-2012 гг………………………………………..
26
3ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СЕКТОРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ...………………………………………………….
33
Заключение………………………………………………………………….. 37
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

soderzhanie.doc

— 394.50 Кб (Скачать файл)

- перераспределение  национального дохода также происходит с помощью бюджета, реже с помощью национального богатства среди отраслей народного хозяйства, территориями данной страны и сферами общественной деятельности;

- потребностями расширенного воспроизводства в целях и задачами определяются пропорциями бюджетного перераспределения стоимости, которые стоят перед обществом на любом историческом этапе развития;

- центральное место в составе государственных финансов занимает область бюджетного распределения, которая обуславливается решающим положением бюджета в сравнении с другими звеньями [4, c. 96].

 Функции  сущности государственного бюджета как экономической категории:

•   распределительная (реализуется через государственный бюджет и перераспределяется от 20 до 60% национального дохода);

•  контрольная (реализуется через движение бюджетных средств, которая уведомляет о финансовом состоянии экономики и контролирует его);

•   регулирующая (реализируется через изменение Расходов и доходов государственного бюджета, которая позволяет облегчить снижение производства, снижает уровень безработицы и темпы инфляции т.д., т.е. позволяет стабилизировать экономику) [4, c.116 ].

Государственный бюджет издавна является исторической категорией, которая появилась с возникновением первого государства и развитием товарно-денежных отношений, он зафиксирован в разных эпохах для того, чтобы обеспечивать выполнение общегосударственных функций. Поэтому экономическая сущность бюджета, как экономической категории не менялась и не меняется в зависимости от изменений общественных формаций, но на содержание его и роль в обществе оказывают большое влияние объективные и субъективные факторы.

Среди объективных самое первое важное значение имеет уровень развития производительных сил, также сюда относится экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, социальные и природные особенности и другие.

К субъективным факторам можно отнести: тип государства, политику правительства в точном периоде в том числе выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической науки и другие.

Бюджеты каждой страны состоят из похожей структуры доходов ( формируются в основном за счет налогов) и расходов, не беря во внимание национальные и другие различные особенности. Экономическая сущность бюджета заключается в том, что это денежные отношения, которые объективно функционируют [3, с. 235].

Что касается бюджетного финансирования, то это сумма денежных средств, которая представляется предприятиям, организациям, учреждениям для проведения мероприятий, которые предусматривает бюджет [2, c. 24].

 Принципы финансирования, которые играют важную роль в организации системы бюджетного финансирования:

1. При минимальных затратах получать максимальный эффект. Предоставление бюджетных средств с соблюдением условия обеспечения значительных результатов от их использования. С одной стороны данный эффект имеет возможность выражаться при решении разных задач социально-экономического состояния и развития страны, а с другой стороны– в противоположном притоке в бюджет денежных средств за счет финансирования роста доходов получателей бюджетных ассигнований;

2. Использование целевой характера бюджетных ассигнований. Юридические лица могут получать средства из бюджета только тогда, когда бюджет утверждён, для этого они заранее должны представить отчёт для запланированных целей. Этот принцип следует строго соблюдать, иначе он препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

3. Нужно предоставить бюджетные средства в меру выполнения производственных и других показателей и с тем учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Финансовые органы могут осуществлять действующий и эффективный контроль за деятельность организаций, предприятий и учреждений- это зависит от бюджетного финансирования и выполнения показателей;

4. Бюджетные ассигнования безвозвратны. Средства предоставляются без условий обязательного возврата этих средств в гос. бюджет [4, c 52].

Но несмотря на безвозвратное бюджетное финансирование в настоящее время осуществляется и кредитование предприятий по средствам выдачи бюджетных ссуд. Проценты по данным ссудам или не взимаются, или взимаются, но уже по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям на выполнение целевых программ развития.

Основными задачами в области бюджетных расходов являются:

– сокращение числа целевых программ, которые обеспечивают концентрацию бюджетных средств на значительные,  эффективные и социальные проекты;

– снижение расходов на содержание государственного аппарата;

– развитие децентрализованного инвестиционного процесса, расширение практики государственно-коммерческого финансирования проектов;

    • повышение эффективности использования на национальную оборону и оборонительный комплекс ассигнований, концентрирование этих ассигнований на перспективное научно- исследовательскую  работу в сфере ВПК;
    • снижение  уровня дотаций отдельными отраслями;
    • усиление контроля за использованием средств бюджета;
    • обеспечение приоритетных финансовых расходов в области науки, культуры, образования и медицинское обслуживание, [6, c. 165].

Рассматривая  наш государственный бюджет, мы часто встречаем понятие консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет– это совокупность всех бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы [2,c. 58].

В Республике Беларусь Министерство финансов совместно с местными финансовыми органами каждый год составляют консолидированные бюджеты для Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

В Республике Беларусь самым главным и важным нормативно- правовым актом в сфере бюджетных отношений считается Бюджетный кодекс Республики Беларусь, который был принят 16 июля 2008 года (вступивший в силу с 1 января 2009 года) [1].

Более того Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» содержит, более значимую часть норм, которые регулируют компетенцию местных Советов депутатов в части утверждения местных бюджетов, определения их расходов и доходов, а также их образовавшихся внебюджетных фондов [1].

Главным отличием бюджетного законодательства считается то, что по каждому календарному году принимаются Закон о бюджете Республики Беларусь на следующий финансовый год и принимаются постановления Совета Министров Республики Беларусь, также акты соответствующих республиканских органов государственного управления, которые направленны на осуществление норм закона и Закон Республики Беларусь об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за предыдущий ( прошлый) финансовый (бюджетный) год [1].

Подходя к итогу, можно сделать вывод, что бюджетные отношения зародились намного раньше до непосредственного перераспределения стоимости общественного продукта, а именно тогда, когда началось формирование финансовых отношений и в их состава, главным образом на стадии, когда началось обособления чистого дохода в целом и той его части, которая принимает форму налогов и обязательных платежей в бюджет. Эти отношения реализуются в последующем при перераспределении чистого дохода, которые сопровождают движение реальных денежных потоков, направляемых в бюджетный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей [3, с. 237].

1.2 Состав расходов государственного бюджета (местный и республиканский)

 

Республиканский бюджет является центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь. Он считается главным и основным финансовым планом формирования и распределения денежных средств для удовлетворения функций республиканских органов государственного управления и государственной власти [4,c.82] .

Финансирование  мероприятий, которые имеют общегосударственное  значение в сфере хозяйственного, культурного строительства и обороны также обеспечивает республиканский бюджет. Республиканский бюджет направляет перераспределение финансовых ресурсов среди областей и городом Минском с целями выравнивания уровней их социального и экономического развития [1].

Бюджетам областей и города Минска выделяются средства республиканского бюджета на дотации, субвенции и субсидии, так как  их средств недостаточно чтобы профинансировать отдельные расходы и мероприятия.

Из республиканского бюджета финансируются:

-Объекты  капитальных вложений вложений, которые относятся к республиканской собственности;

-Мероприятия природоохранной деятельности, которые осуществляются в рамках общегосударственных программ;

-Мероприятия  по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;

-Общегосударственные  программы по социальной защите  населения;

-Другие общегосударственные  целевые программы,

- Внешнеэкономическая деятельность, затраты связанные с ними,

-Организации образования, государственные учреждения, подготовки кадров, науки, культуры, физической культуры, здравоохранения и социального обеспечения;

- Пополнение государственных резервов и запасов, затраты связанные с ними;

-Затраты на национальную оборону, пограничные войска и таможенные органы

- Затраты на  республиканские государственные органы, а также затраты на содержание судов, правоохранительных органов и органов государственной безопасности;

- Затраты на погашение кредитов банка, которые выданы для покрытия бюджетных расходов государственного долга, и их процентная оплата;

-Резервные фонды, расходы за их счёт;

-Погашение уплаты по внешнему долгу и процентов по кредитам, полученных от иностранных государств и банков, а также международных финансовых организаций;

-Расходы на  заемные средства (ссуды), дотации, субвенции, субсидии юридических и физических лицам и бюджетам областей и г. Минска;

-Другие расходы, которые предусматриваются на следующий (очередной) финансовый год.

В расходы республиканского бюджета включаются также:

-Расходы по целевым государственным бюджетным фондам;

-Расходы на свободные экономические зоны в соответствии с законом о бюджете на 2009 финансовый год [1].

Местные бюджеты - это финансовый план по формированию и использованию денежных средств местного управления , а также самоуправления.

Финансирование социальных, экономических, культурных и других различных мероприятий, которые проводятся на данной территории, обеспечивают местные бюджеты.

В местные бюджеты  входят: областные, районные, городские бюджеты, также бюджеты поселков городского типа и сельсоветов.

В соответствии с территориальными уровнями местных  Советов, бюджеты делятся на:

- бюджеты первичного уровня, к ним относятся: сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

- бюджеты базового уровня, к ним относятся: районные и городские (городов районного подчинения);

- бюджеты областного уровня [5,c.49].

Нижестоящие местные  бюджеты административно-территориальных единиц не входят в вышестоящие бюджеты административно-территориальных единиц.

Определение минимальные  размеров местных бюджетов осуществляется на основе нормативов бюджетного обеспечения на одного жителя,  или других иных социальных нормативов.

За счёт налогов, неналоговых платежей, а также  других обязательных платежей и поступлений  в соответствии с законодательством, формируются доходы бюджета по каждой административно-территориальной единице [3,c. 256].

Направления использования  средств местных бюджетов определяются самостоятельно Местными Советами депутатов ,в пределах своих полномочий, кроме переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, которые имеют целевое назначение (субсидии, субвенции и т.п.) [3,c. 164].

Расходы, которые финансируют отрасли хозяйства, определяются с учетом актуального направления своих ресурсов и кредитов банка.

Из местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

  • органов местного самоуправления, финансирование на их содержание;
  • формирование территориальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, а так же средства массовой информации, которые находятся в собственности или ведении органов местного самоуправления;
  • организация, содержание и развитие ЖКХ, дорожного строительства и финансирование на содержание дорог местного значения;
  • финансирование на органы охраны общественного порядка;
  • финансирование на благоустройство и озеленение территорий;
  • финансирование на обеспечение противопожарной безопасности;
  • финансирование на охрану окружающей природной среды в данном регионе;
  • целевое датирование населения;
  • финансирование на другие мероприятия и программы регионального и межрегионального значения [1].

Информация о работе Государственный бюджет Беларуси