Бюджеты муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 17:14, дипломная работа

Краткое описание

Поэтому основной целью дипломной работы является исследование теоретических и практических аспектов системы формировании и регулировании муниципальных бюджетов на примере муниципального образования – ГО «Поронайский» Сахалинской области и разработка на этой основе предложений по совершенствованию системы формирования и регулировании муниципальных бюджетов.
В соответствии с поставленной целью выпускной квалификационной работы можно сформулировать следующим образом:
- выявление роли местных бюджетов в бюджетной системе РФ;
- изучение структуры местных бюджетов;
- определение места местных бюджетов в системе межбюджетных отношений;
- проведение анализа формирования доходов и расходов бюджета на примере муниципального образования ГО «Поронайский»;
- разработка предложений по совершенствованию системы формирования и регулировании муниципальных бюджетов.

Содержание

Введение 7
1 Теоретические аспекты формирования и регулирования бюджетов муниципальных образований 10
1.1 Экономическое содержание и назначение местных бюджетов 10
1.2 Система формирования и регулирования бюджетов муниципальных образований 17
1.3 Становление и развитие системы местных бюджетов 30
2 Анализ формирования и регулирования бюджетов муниципальных образований (на примере бюджета ГО «Поронайский») 44
2.1 Общая характеристика бюджета муниципального образования 44
2.2 Анализ исполнения доходной части бюджета 54
2.3 Анализ исполнения расходной части муниципального бюджета 62
3 Направления совершенствования системы формировании и регулирования бюджетов муниципальных образований 66
3.1 Совершенствование системы формирования бюджетов МО 66
3.2 Совершенствование межбюджетных отношений в современных
условиях 81
Заключение 87
Список использованных источников 91

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом(08-211).doc

— 585.00 Кб (Скачать файл)

- осложнение демографической  ситуации. Падение уровня жизни  приводит к сокращению общей численности населения, ухудшению его качественных параметров – сокращению рождаемости, уменьшению продолжительности жизни, старению, росту заболеваемости, оттоку дееспособного населения, снижению стремления закрепиться на постоянной основе. Это, в свою очередь, приводит к деградации трудовых ресурсов как одного из основных факторов перспективного развития, повышению «нагрузки» на работающих за счет иждивенцев и пенсионеров;

- слабая инвестиционная  активность. Большинство предприятий городского округа непривлекательны  для зарубежных и отечественных инвесторов. Длительное существование экономики с доминированием государственного планового управления привело к тому, что район отстает от многих других районов по уровню развития предпринимательской среды, в части, нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с бизнесом, организационной среды поддержки предпринимательства. Важнейшей проблемой является неопределенность власти в общей стратегии развития экономики городского округа, в ориентирах поддержки инвестиционных проектов.

Важнейшей составной  частью проводимых в России в последнее  десятилетие социально-экономических  преобразований является реформирование бюджетной системы в целом.

В связи с вступлением в действие 01.01. 2009 г. Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» увеличилось число вопросов местного значения (статьи 14, 15).

Рассмотрим, как это отразилось на экономических  основах местного самоуправления.

Прежде всего, № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил однозначную взаимосвязь между компетенцией местного самоуправления и его экономической базой. Все ресурсы, находящиеся в распоряжении местного самоуправления должны использоваться только (исключительно) для решения вопросов местного значения.

Бюджет муниципального образования также служит для  решения вопросов местного значения, а не распределяется по усмотрению участников процесса. Эта взаимосвязь установлена введением понятия реестра расходных обязательств и соответствующими поправками в Бюджетный кодекс РФ.

Во-вторых, новая реакция  закона закрепила за муниципальными образованиями всех видов налоги и доли в налогах на постоянной основе, таким образом, сделав возможным долгосрочное бюджетное планирование и разработку собственной бюджетной политики. При этом, у каждого муниципального образования формируется собственная налоговая база и заинтересованность в ее увеличении за счет лучшего налогового учета и создания условий для роста налоговой базы.

В-третьих, достаточно детально прописан механизм межбюджетного выравнивания, позволяющий на объектовой основе сглаживать разрыв в уровне бюджетной обеспеченности различных муниципальных образованиях.

Последствия этой инновации для развития местного самоуправления и формирования субсидиарного государства трудно переоценить, так как  принцип субсидиарности предполагает не только разграничение компетенции по уровням, но и формирования возможностей для ее осуществления. Принципиальные проблемы по формированию ресурсов для самостоятельной и дееспособной публичной власти на местном уровне решены. Впереди механизм точной настройки, борьба с инерцией и косностью системы, ломка стереотипов и коррупционных механизмов, но это уже вопрос о внедрении инноваций, а не обсуждение ее содержания.

Расширение перечня  вопросов местного значения привело  к увеличению объема расходных обязательств муниципальных образований.

Вместе с тем доходная база местных бюджетов в связи  с осуществлением органами местного самоуправления указанных полномочий не была увеличена, что ухудшило финансовое положение Городского бюджета.

Недостаточное финансовое обеспечение реформы местного самоуправления, а также увеличение расходов, не обеспеченных соответствующими доходами, препятствуют устойчивому социально-экономическому развитию ГО «Поронайский».

В настоящее время  вступил в силу Федеральный  закон  от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений  в Бюджетный кодекс Российской Федерации  в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившим силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее – Кодекс).

Предусмотренная БК РФ  организация бюджетного процесса на основе расходных обязательств и переход к среднесрочному финансовому планированию, дает возможность муниципальному образованию планирования крупных проектов, выходящих за рамки года.

При этом органам местного самоуправления предоставляется право  выбора между утверждением Городского бюджета на 3 года либо на очередной финансовый год с составлением среднесрочного финансового плана.

Вместе с тем БК РФ не предусматривает увеличение налоговых доходов местных бюджетов, а также дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию реформы местного самоуправления.

Финансовый контроль в малой степени затрагивает вопросы эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента, а его результаты практически не используются при формировании бюджетов и принятии управленческих решений. Контроль за расходами на содержание государственного аппарата, численность которого существенно возросла, оказался недостаточно эффективным. Также не произошло существенных позитивных изменений в функционировании бюджетных учреждений, не созданы достаточные стимулы для повышения эффективности их деятельности, экономии бюджетных средств.

Внесение изменений  в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на решение проблем  затянулось, однако в настоящее время БК РФ позволил решить основные проблемы бюджетной системы Российской Федерации середины 90 – х годов.

Необходимо укреплять  собственную финансовую базу  за счет увеличения нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных  и региональных налогов, социальных налоговых режимов: налога на доходы физических лиц, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной  системы налогообложения, налога на имущество организаций и прочих местных сборов.

Эффективность местного самоуправления, во многом зависит  от того, какие ресурсы получают в свое распоряжение органы местного самоуправления. Большинство муниципальных образований не имеют самостоятельного с экономической точки зрения бюджета, а, значит, не располагает действенными возможностями по осуществлению своих полномочий.

В настоящее время, несмотря на то, что самостоятельность муниципальных финансов провозглашается в различных правовых актах, в реальности муниципальные образования не обладают ею в достаточной степени, что в свою очередь обусловлено следующими факторами:

Во-первых – разграничение  расходных полномочий, Передача на муниципальный уровень исполнения отдельных государственных полномочий должна сопровождаться передачей соответствующих финансовых средств или источников доходных поступлений из бюджетов других уровней, необходимых для их исполнения. В настоящее время это делается в форме субвенций.

Во-вторых – отсутствие стабильного закрепления доходных источников в объеме, позволяющем  органам местного самоуправления самостоятельно управлять территорией, а не зависеть от вышестоящих бюджетов. У местного самоуправления до сих пор не сформировалась необходимая материальная база в виде целостной системы его финансового обеспечения. Налицо кризис формирования доходной части местных бюджетов, а, следовательно, и местных финансов в целом за счет собственных доходов и все большая их зависимость от бюджетов других уровней (в первую очередь, от регионального). Следовательно, необходимо:

Расширить и законодательно закрепить устойчивый блок местных налогов и сборов, поступающих напрямую в местные бюджеты, достаточный для выполнения задач и функций, возложенных на органы местного самоуправления.

Должен быть четко  разработан механизм компенсации, без  которого решить проблему самостоятельности местных бюджетов невозможно.

Одновременно с этим, думается, необходимо вернуться и  к перечню местных налогов, существенно расширив его, в том числе и за счет сокращения числа региональных налогов, и обеспечить реальную, а не фиктивную финансовую самостоятельность органов местного самоуправления.

Принципиально важное значение имеет так же необходимость закрепления за местными бюджетами таких доходных источников, которые обеспечивали бы стабильное поступление доходов. Вот почему в местном налогообложении основной упор должен быть сделан на поимущественные и подоходные налоги.

Необходимо повысить заинтересованность местных органов власти в увеличении производственного и налогового потенциала территорий.

С 1 октября 2006 года в муниципальном образовании действует Программа «Реформирование муниципальных финансов». Одним из мероприятий программы: приобретение программного продукта «АЦК-финансы». Внедрение новой технологии позволяет проводить мониторинг финансово-бюджетной сферы, обеспечивает контроль и оперативное управление имеющимися ресурсами.

В целом работа скоординирована  в соответствии с «Основными управлениями социально-экономического развития ГО «Поронайский»», а именно:

- все виды текущего  планирования в районе (бюджетного  и прочего) производятся в соответствии  со стратегическими целями социально-экономического  развития городского округа;

- для координации текущего планирования проводится постоянный мониторинг социально-экономической ситуации в районе;

- все проекты Городского развития проходят экспертизу на соответствие стратегическим целям;

- в рамках реализации  комплекса мер по социально-экономическому развитию городского округа подготовлена необходимая нормативно-правовая база.

Сбалансированность Городского бюджета является важным условием осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

В целях обеспечения сбалансированности Городского бюджета Постановлением главы администрации муниципального образования «ГО «Поронайский»» от 12.04.2007 г. № 105 утвержден План действий администрации ГО «Поронайский» по мобилизации доходов и оптимизации расходов Городского бюджета на 2008 – 2010 гг.

Реализация вышеуказанного Плана действий позволит:

1. Повысить качество  управления бюджетным процессом ГО «Поронайский».

2. Активизировать механизмы  оздоровления муниципальных финансов.

3. Создать условия  для обеспечения устойчивого исполнения Городского бюджета.

4. Повысить эффективность  и результативность работы органа  местного самоуправления и других  участников бюджетного процесса.

5. Выявить внутренние  резервы экономии расходов и  увеличения доходов Городского бюджета.

В целях сокращения и  ликвидации недоимки администрацией городского округа, создана комиссия по мониторингу, финансовому оздоровлению и легализации теневой заработной платы.

Основными направлениями  работы указанной комиссии являются:

- анализ состояния платежной дисциплины предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории ГО «Поронайский»

- разработка мер по  недопущению недоимки в районный  бюджет по местным налогам, а также другим закрепленным доходным источникам;

- разработка предложений  по реструктуризации недоимки по налогам и сборам в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, включая установление сроков и разработку поэтапных мероприятий по ее сокращению.

В целях увеличения доходной части Городского бюджета администрацией ГО «Поронайский» разработан комплекс мер по увеличению поступления неналоговых доходов.

С целью увеличения доходов  от использования муниципального имущества 

- проводится инвентаризация  имущества, находящегося в муниципальной  собственности с целью выявления неиспользованного (бесхозного) и установления направления эффективного его использования;

- определен и утвержден  перечень сдаваемого в аренду  имущества с целью увеличения  доходов, получаемых в виде  арендной платы или иной платы  за сдачу во временное владение и пользование;

- проводится работа  по выявлению неиспользуемых  основных фондов бюджетных учреждений  и принятие соответствующих мер  по их продаже или сдаче  в аренду.

В целях мобилизации  доходов по предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности проводится работа по установлению заданий по объемам привлечения дополнительных средств муниципальными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, без ущерба размеру и качеству услуг, предоставляемых населению бесплатно.

В настоящее время существует достаточно обширная методологическая база по  осуществлению процесса налогового  планирования на уровне муниципалитета.

Однако практически не решаются вопросы, связанные с порядком организации и проведения работ по формированию прогноза социально-экономического развития муниципального образования, как основной базы налогового планирования.

Основная цель прогнозирования  территориального социально-экономического развития - формирование на основе максимально  возможного учета внешних и внутренних факторов влияния, намерений (планов) и возможностей развития предприятий в реальном секторе экономики, необходимых преобразований в социальной сфере, параметров (показателей) социально-экономического развития территории на определенный период времени.

Информация о работе Бюджеты муниципальных образований