Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Государственный финансовый контроль – комплексная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базируется на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы государственного финансового контроля
1.1 Сущность, система и принципы финансового контроля
1.2 Виды и формы государственного финансового контроля
1.3 Органы финансового контроля
2. Место и роль финансового контроля в межбюджетных отношениях
2.1 Экономическая сущность бюджета и роль муниципальных бюджетов в бюджетной системе
2.2 Бюджетный процесс и бюджет муниципального образования в настоящее время
2.3 Место финансового контроля в системе межбюджетных отношений
3. Муниципальный финансовый контроль (на примере городского поселения « город Старый Оскол»)
3.1 Формы и методы муниципального контроля
3.2 Структура государственного управления, комитет финансов и налоговой политики
3.3 Организация финансового контроля в комитете финансов и налоговой политики и предложения по новаторству и реформированию финансового
контроля
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетная систем.docx

— 90.30 Кб (Скачать файл)

 
Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий.  
 
Бюджет, как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного производства. [11],152 
 
Принципы функционирования бюджетной системы: 

  1.  
    единство бюджетной системы

  1.  
    разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

  1.  
    самостоятельность бюджетов

  1.  
    полнота отражения доходов и расходов бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов

  1.  
    сбалансированность бюджетов

  1.  
    эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее или совокупное покрытие расходов бюджетов

  1.  
    гласность

  1.  
    достоверность бюджета

  1.  
    адресность и целевой характер использования бюджетных средств [2],82

 
Особенностями бюджетной политики местного самоуправления в 2007 году являются: 

  1.  
    Формирование новой системы местных бюджетов в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003года № 131-Фз;

  1.  
    Решение задач, предусмотренных Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2006 года № 467-р, в части укрепления финансовой самостоятельности субъектов РФ; создания стимулов для увеличения поступлений доходов в местные бюджеты и улучшения качества управления муниципальными финансами; повышения прозрачности региональных и муниципальных финансов.

 
При этом в структуре бюджетной системы субъектов РФ выделяется новый уровень бюджетов. Систему местных бюджетов будут представлять бюджеты городских округов и консолидированные бюджеты муниципальных районов, состоящие из бюджетов районов и бюджетов поселений (сельских и городских). 
 
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов Федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных средств. [10],31 
 
Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.  
 
Важной проблемой является также эффективное распределение доходов и расходов между региональными и местными органами власти. А это возможно, если в их взаимоотношениях будут оптимизированы 2 тенденции – на централизацию доходов и децентрализацию расходов, с тем, чтобы не утрачивалась самостоятельность местных органов власти в бюджетной сфере, не усиливалась их зависимость от вышестоящих звеньев системы. Должен действовать принцип – расходные функции должны соответствовать доходным поступлениям. Только на этой основе межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов будет оптимальным. [13],76 
 
Что касается роли муниципальных бюджетов в бюджетной системе Р.Ф., то следует отметить, что государственная бюджетная система Российской Федерации включает республиканский (федеральный) бюджет, 21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских). 
 
Если проанализировать финансово-экономическое состояние муниципальных образований за 2002-2005 годы, то можно увидеть, что на протяжении данного периода происходило неуклонное падение уровня их бюджетной обеспеченности. Объем доходной части многих местных бюджетов с 2000 года упал ниже объема минимально необходимых расходов. Это привело к возникновению кредиторской задолженности в крупных объемах, погашение которой в бюджете не планировалось, а также отрицательно отразилось на фактическом финансировании обновления и капитального ремонта жилищного фонда и объектов социальной сферы. 
 
Сегодня наиболее остро стоит вопрос недостаточного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований, формирования муниципальной собственности на землю и средств местных бюджетов. Чтобы осуществить этап социально-экономического развития местного самоуправления и формирование его финансовой базы, необходимо реально обеспечить самостоятельность и сбалансированность местных бюджетов, являющихся фундаментом бюджетной системы страны. 
 
Проанализировав тенденции развития бюджетных систем разных стран, можно отметить следующее: сначала преобладала макроэкономическая концепция регулирования социально-экономических процессов, затем повышалась роль центральных бюджетов, где концентрировался основной объем бюджетных средств. 
 
Следует также отметить, что в Великобритании расходы местных бюджетов на школьные и профессиональное образование превышает 40% общих затрат на эти цели, во Франции и Японии – 30% .Муниципалитет Хельсинки направляет на нужды образования свыше 15% своего бюджета, а муниципалитет Токио – до 25% . Высшее образование в США почти на 70% финансируется за счет бюджетов тех штатов, где располагаются университеты и институты. Эти соотношения особенно важны для понимания сути функционирования социальной сферы в странах с развитой рыночной экономикой. Такое финансирование с явным превышением удельного веса финансируется из местного бюджета. 
 
Значительная доля местных бюджетов приходится на помощь нуждающимся и малообеспеченным слоям населения. Эта помощь оказывается в виде выплаты определенной денежной суммы, либо через финансирование бесплатных услуг социальной сферы. В целом роль местных бюджетов в настоящее время существенно возрастает. 
 
Во Франции и Великобритании удельный вес местных финансов в общих финансовых ресурсах государства составляет более 30%, в США, Германии, Японии 50-60%, в России в начале 1990-х годов 24%. 
 
Итак, видно, что местные бюджеты включают в себя совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования. Переход от административно-командных методов управления к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы Российской Федерации и ее основного звена – бюджетной системы. Важная роль в реформировании бюджетных отношений отводится местным бюджетам. Местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы РФ. Вместе с тем они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой нельзя улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти. 
 
Можно сделать вывод что, местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. В то же время местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом. 
2.2 Бюджетный процесс и бюджет 
 
муниципального образования в настоящее время 
Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. [9],182 
 
Участниками бюджетного процесса являются: президент РФ, органы законодательной власти, органы исполнительной власти всех уровней, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, органы денежно-кредитного регулирования, органы финансового контроля, государственные внебюджетные фонды. 
 
Получателями бюджетных средств являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие организации, а также кредитные организации, выполняющие отдельные операции с бюджетными средствами. [12],299 
 
Общая продолжительность одного цикла бюджетного процесса составляет 2,5 года, в том числе около года занимает составление проекта бюджета, его рассматривание и утверждение, год – исполнение бюджета и около полугода – составление отчета об исполнении бюджета. 
 
«Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации». Традиционно к местным бюджетом относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты - самые многочисленные. Являясь низовым звеном этой системы, они, образно говоря, представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы.  
 
Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений. Изучая проблемы формирования бюджетов муниципальных образований, выделяется два направления рассмотрения данного вопроса: во-первых, с точки зрения формирования бюджетов непосредственно на местах самоуправления, а во-вторых - с точки зрения органов власти вышестоящего уровня. В первом случае задачей стоящей перед местными властями является максимальный сбор налогов с целью покрытия расходов по видам деятельности, осуществляемыми муниципалитетами в соответствии с федеральным и городским законодательством. Задача стоящая, перед вышестоящими органами власти – это формирование минимального бюджета муниципального образования, т.е. формирование минимальной расходной части местных бюджетов. Поэтому важнейшим условием стабильности межбюджетных отношении является создание целостной системы формирования финансовой базы бюджетов всех уровней и особенно муниципальных бюджетов. 
 
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений. К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты. 
 
К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты. 
 
В таблице 1 представлены данные о налоговых источниках муниципальных образований. 
 
Таблица 1.

 
Городские и сельские поселения

 
Муниципальные районы

 
Городские округа

 
Налог на доходы физических лиц (закрепленный БК РФ ) – 10%

 
Налог на доходы физических лиц (закрепленный БК РФ ) – 20%

 
Налог на доходы физических лиц (закрепленный БК РФ ) – 30%

 
Единый сельскохозяйственный налог – 30%

 
Единый сельскохозяйственный налог – 30%

 
Единый сельскохозяйственный налог – 60%

 

 

 
Единый налог на вмененный доход – 90%

 
Единый налог на вмененный доход – 90%

 
Земельный налог – 100%

 
Земельный налог, взимаемых на межселенных территориях – 100%

 
Земельный налог – 100%

 
Налог на имущество физических лиц – 100%

 
Налог на имущество физических лиц, взимаемых на межселенных территориях – 100%

 
Налог на имущество физических лиц – 100%

 

 

 
Государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту регистрации, совершение юридически значимых действий или выдачи документов) – 100%

 
Государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту регистрации, совершение юридически значимых действий или выдачи документов) – 100%


 

 
 
К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами. 
 
К другим собственным доходам местных бюджетов относятся: 
 
1) доходы от приватизации и реализации муниципального имущества: 
 
2) не менее 10 процентов доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации; 
 
3) доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель; 
 
4) платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
 
5) доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей; 
 
6) штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; 
 
7) государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
 
8) не менее 50 процентов налога на имущество предприятий (организаций); 
 
9) подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. 
 
Структура доходов местных бюджетов представлена в таблицу 1. 
 
Таблица 1. 

 

 

 
2004 год 

 
2005 год

 
2006 год

 
Всего доходов:

 
100,0

 
100,0

 
100,0

 
Итого налоговые и неналоговые доходы

 
60,35

 
54,77

 
56,63

 
Налоговые доходы

 
53,87

 
46,57

 
48,27

 
В том числе:

 

 

 
Налоги на прибыль, доходы

 
41,18

 
33,13

 
26,07

 
Налоги на совокупный доход

 
2,46

 
4,12

 
4,08

 
Налог на имущество

 
3,60

 
8,62

 
9,21

 
Государственная пошлина

 
0,41

 
0,24

 
0,23

 
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

 
3,67

 

 

 

 

 
Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

 

 

 
0,47

 

 

 
Остальные налоговые доходы*

 
2,55

 
0,00

 
8,69

 
Неналоговые поступления

 
6,49

 
8,20

 
8,36

 
Безвозмездные перечисления (без учета делегирования полномочий в составе Фонда компенсаций)

 
39,65

 
45,23

 
43,37


 

 
* в данный раздел включены: 
 
В 2004 году налоговые доходы, полученные местными бюджетами по статье «Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы», а также по статье «Прочие налоги, пошлины и сборы» (без госпошлины). 
 
В 2006 году – средства, получаемые местными бюджетами от налога на доходы физических лиц (10%), подлежащего распределению субъектами Федерации в соотвествиии с бюджетным кодексом РФ. 
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с: 
 
-решением вопросов местного значения установленные законодательством Российской Федерации; 
 
- осуществлением отдельных государственных полномочий, переданы органам местного самоуправления; 
 
- обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам. 
 
1. Расходная часть местных бюджетов включает: 
 
1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации; 
 
2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; 
 
3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам; 
 
4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам; 
 
5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска; 
 
6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования. 
 
Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления. 
 
2. Размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления. [Федеральный закон № 126-ФЗ О финансовых основах местного самоуправления в РФ ст.12 // Консультант Плюс: Версия Проф.: Справочно-правовая система] 
Структура расходов местных бюджетов представлена в таблице 2. 
 
Таблица 2. 

Информация о работе Бюджетная система