Анализ и направления совершенствования региональной бюджетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы формирования бюджетной политики в Российской Федерации……….………...…………………………
1.1. Роль государства в формировании бюджета……………………………….
1.2. Основные понятия и задачи бюджетной политики в
Российской Федерации……………………...…………………………………..
1.3. Бюджетная политика зарубежных стран…………………………………..
Глава 2. Анализ и оценка бюджетной политики в Российской
Федерации и Республике Дагестан…...……………………………..……….
2.1. Анализ современной бюджетной политики в Российской Федерации……………………..………...
2.3 Анализ доходов и расходов Республики Дагестан………………………...
Глава 3. Направления совершенствования бюджетной
политики Российской Федерации и Республики Дагестан…...…………..
3.1. Пути совершенствования бюджетной политики
Российской Федерации……………………………...…………………………..
3.2. Направления бюджетной политики Республики Дагестан………………

Вложенные файлы: 1 файл

БС готово.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

       Расходы бюджетов представляют собой процесс  выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня, в соответствии с законами о бюджетах на конкретный финансовый год.

       Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на капитальные  и текущие.

       Капитальные расходы бюджетов связаны с расширенным воспроизводством, при осуществлении которого создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов федерации, муниципальных образований. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели и т.п. В составе капитальных расходов бюджетов формируются бюджеты развития [4].

       Текущие расходы бюджетов обеспечивают текущую работу органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики  в форме бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, дотаций, субсидий и субвенций.

       Бюджетный кредит  – это средства, выделяемые из бюджетов юридическим лицам на возвратной и платной основе, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями.

       Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев пределах финансового года.

       Дотация – это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.

       Субсидия  – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов физическим или юридическим лицам

       Субвенция – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на финансирование целевых расходов физическим или юридическим лицам [4].

       Значительная часть бюджетных расходов принадлежит трансфертам населению, или бюджетным средствам для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, субъектов РФ и правовыми актами местных органов самоуправления.

       Осуществление бюджетных расходов в Российской Федерации основано на разграничении  полномочий и ответственности между  уровнями бюджетной системы.

       Из федерального бюджета финансируются расходы на обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти, работу федеральной судебной системы, международной деятельности в общефедеральных интересах, национальную оборону и обеспечение государственной безопасности, пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, фундаментальные исследования, формирование федеральной собственности, финансовую поддержку субъектов РФ и т.д.

       Из средств бюджетов субъектов РФ финансируются расходы субъектов РФ на работу органов законодательной и исполнительной власти, реализацию региональных целевых программ, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций. находящихся в ведении органов власти субъектов федерации, оказание помощи местным бюджетам и пр.

       Только из средств местных бюджетов финансируются расходы на содержание местных органов власти, формирование и управление муниципальной собственностью, охрану общественного порядка, содержание и развитие муниципального жилищного фонда, муниципальное дорожное строительство и содержание дорог, охрану окружающей среды на территории муниципальных образований и т.п.

       Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются расходы на государственную поддержку отраслей промышленности, обеспечение правоохранительной деятельности, противопожарной безопасности, социальную защиту населения, обеспечение деятельности средств массовой информации, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба и т.д. 

       1.2. Основные понятия  и задачи бюджетной  политики в Российской  Федерации

       Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

       Бюджетная политика предполагает определение  целей и задач в области  государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений  использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

       В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры  бюджетной политики. Как правило, это:

    • концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
    • снижение налоговой нагрузки на экономику;
    • упорядочивание государственных обязательств;
    • создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами [8].

       Бюджетная политика является ядром экономической  политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения  с общественными институтами  и гражданами.

       От  качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень  социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.

       Основными инструментами проведения государственной  бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

       Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит  от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).

       На  основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности  реализации функций государства, включая  функции государственного регулирования  экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов[14].

       Бюджетная политика государства как часть  фискальной политики ориентируется  в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

       На  протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед  бюджетной политикой значительно  были достигнуты: сформирована и функционирует  трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

       Но  для дальнейшего совершенствования  бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию основных ее принципов:

       реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании  социально-экономического развития;

       ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;

       жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;

       увеличения  доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской  инициативы;

       усиления  результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике[5].

       Согласно  Бюджетному кодексу РФ Бюджетное  послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год. 

       1.3. Современные бюджеты  развитых стран

       Основной  характеристикой современных развитых стран является значительные дефициты государственных бюджетов. В тоже время дефицит консолидированного бюджета Германии в настоящий  момент уменьшился вследствие увеличения доходов бюджетов всех уровней. В январе-июне 2005 г. он составил 39 млрд. евро, или 3,6% ВВП (в январе-июне 2004 г. дефицит был равен 43,1 млрд. евро, или 4% ВВП). Сокращение дефицита связано с более существенным ростом доходов по сравнению с расходами в условиях увеличения налоговых поступлений и доходов от хозяйственной деятельности земель. Тем не менее, дефицит бюджета Германии все еще существенно превышает лимит, установленный европейским Пактом стабильности и роста (3% ВВП). В марте 2005 г. руководители стран ЕС на саммите в Брюсселе приняли решение о смягчении режима санкций в отношении государств, дефицит бюджета которых выходит за пределы, установленные Пактом. По новым правилам превышение этих пределов допускается в том случае, если страна переживает экономический спад, а также, если дополнительные расходы связаны с пенсионной реформой, направляются на цели политики ЕС или на объединение Европы. К категории расходов на объединение Европы отнесены и затраты, понесенные ФРГ в связи с объединением Германии [9].

       Дефицит государственного бюджета США, который  традиционно рассматривается как  один из основных источников нестабильности мировой экономики, также заметно  сократился. Объединенный государственный  бюджет США в январе-июне 2005 г. был  сведен с дефицитом 163,7 млрд. долл. (2,7% к ВВП) по сравнению со 197 млрд. долл. (3,4% к ВВП) в январе-июне 2004 года. Уменьшение дефицита объясняется повышением доходов бюджета на 157,5 млрд. долл., или на 16,4% (в январе-июне 2004 г. они возросли на 6,2%). Такое ускорение роста доходов связано с увеличением налоговых поступлений в условиях роста прибылей корпораций и доходов физических лиц. Расходы объединенного государственного бюджета увеличились на 92,2 млрд. долл., или на 8% (в январе-июне 2004 г. - на 6,2%). Согласно прогнозу МВФ в 2005 г. дефицит объединенного государственного бюджета США будет эквивалентен 3% ВВП. Администрация США планирует к 2009 г. сократить этот дефицит до уровня ниже 2% ВВП.

       Постатейный анализ бюджета США на 2006 г. показывает, что больше всего средств предлагается израсходовать на модернизацию оборонного комплекса, укрепление системы внутренней безопасности и диверсификацию источников энергоснабжения американской экономики.

       Бюджет  министерства обороны США предлагается в размере 439,4 миллиарда долларов - на 4,8% больше, чем было израсходовано в прошлом году. Из этих средств 110,8 млрд. планируется пустить на «персональные расходы», что позволит увеличить размер военного контракта на 2,2%. 84,2 млрд. долларов пойдут на закупку вооружений и боевой техники, а 73,2 млрд. - на разработки и исследования новых видов вооружений. Из целевых программ Пентагона, расходы на которые прописаны в проекте бюджета, можно выделить «разработку программы мобильного развертывания подразделений» (6,6 млрд. долларов) и «исследования в области создания принципиально новой системы боевых платформ» (3,7 млрд.). Кроме того, 2,6 млрд. долларов пойдут на закладку двух эсминцев класса DD(X), а 1 млрд. - на два эсминца класса Littoral, которые «позволят ВМС США более эффективно действовать против береговых укреплений потенциального противника». 1,9 млрд. долларов предлагается выделить на развитие беспилотной авиации [9].

       Бюджет  министерства внутренней безопасности (МВБ) США должен составить 31 млрд. долларов - на 177 млн. больше, чем в текущем году. Дополнительно МВБ запрашивает 4,5 млрд. на «фонды, направляемые на постоянные и разовые выплаты штатным и внештатным сотрудникам министерства». В отличие от основной части бюджета министерства эти средства являются неподотчетными; МВБ расходует их по своему усмотрению. Основными же статьями «открытого» бюджета министерства являются наем 1500 пограничников и постройка новых тюрем, способных принять до 2 тыс. заключенных.

Информация о работе Анализ и направления совершенствования региональной бюджетной политики