Бюджетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1.Раскрыть понятие «бюджет» и его социально-экономическая роль в государстве; 2. Рассмотреть бюджетную политику; 3. Исследовать эволюцию бюджетной политики России в постсоветский период; 4. Рассмотреть бюджетную политику в развитых странах Запада и РФ.
Объектом исследования является бюджетная политика Российской Федерации. Предметом исследования выступают бюджетные отношения и процессы.

Содержание

Введение
Глава I. Бюджетная политика государства - центральное звено финансовой политики государства
Понятие «бюджет» и его социально – экономическая роль в государстве
Бюджетная политика: задачи, типы, виды, методы, механизм реализации
Глава II . Эволюция бюджетной политики в РФ в постсоветский период (90-е и 2000 годы)
2.1 Эволюция бюджетной политики в области расходов
2.2 Эволюция бюджетной политики в области доходов
2.3 Политика по балансированию бюджета
2.4 Бюджетная политика в РФ в условиях финансово-экономического кризиса
Глава III Бюджетная политика в развитых странах Запада и РФ: сравнительный аспект
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетная политика гос-ва.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                 

Глава I. Бюджетная политика государства - центральное звено финансовой политики государства                                                                     

    1. Понятие «бюджет» и его социально – экономическая роль в государстве      
    2. Бюджетная политика: задачи, типы, виды, методы, механизм реализации

Глава II . Эволюция бюджетной политики в РФ в постсоветский период (90-е и 2000 годы)

2.1 Эволюция бюджетной политики в области расходов

2.2 Эволюция бюджетной политики в области доходов

2.3 Политика по балансированию бюджета

2.4 Бюджетная политика  в РФ в условиях финансово-экономического  кризиса

Глава III Бюджетная политика в развитых странах Запада и РФ: сравнительный аспект

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бюджетная политика в  России постоянно находится в  центре общественного внимания. Это  обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных инструментов экономической политики, так и весьма острой критикой, которой она регулярно подвергается со стороны различных органов власти, общественных сил, политических движений, независимых экспертов, международных организаций, средств массовой информации. Это и неудивительно, поскольку именно в бюджетной политике, как, пожалуй, ни в какой другой, наиболее ярко проявляются и наиболее жестко сталкиваются интересы различных общественных групп. Проведение бюджетной политики неразрывно связано с анализом характера и целей государства, его экономической, социальной, финансовой стратегией, общими перспективами развития страны и, следовательно, с реальными путями достижения намечаемых при этом задач. Тем более актуально изучение бюджетной политики в наше время, когда осуществляется поворот страны в сторону ускоренного интенсивного развития и достижения передовых конкурентных позиций в мировой экономике. Значимость избранной темы определяется процессами, происходящими в мировой и российской экономике, а также в экономической науке. В конце 1990-х годов начала набирать силу тенденция к расширению государственного вмешательства в экономическую деятельность, которая окончательно оформилась десятилетие спустя. Международный финансовый кризис, начавшийся в России в 2008 году, дал толчок к резкому ускорению данного процесса, что потребовало серьезного внимания к повышению эффективности использования бюджетных ресурсов. В России, в период создания системы государственных финансов в 90-х годах прошлого века, бюджетная политика проводилась крайне неэффективно. В результате чего ее негативные последствия проявились, в конечном счете, в системном финансовом кризисе 17 августа 1998 года. В последствии проведение бюджетных реформ в области межбюджетных отношений, бюджетного процесса и бюджетной сети (реорганизация бюджетных учреждений) обеспечило радикальное оздоровление бюджетной системы и заложило хорошую основу для позитивных структурных изменений в экономической и социальной сфере. Тем не менее, согласно официальным прогнозам Министерства экономического развития, при отсутствии значительных улучшений, в первую очередь, на международных финансовых рынках, ожидаемые доходы российского бюджета в 2010 году будут ниже запланированных. Президент России в своем бюджетном послании констатирует, что перспективы восстановления положительного роста ВВП остаются неопределенными, высок уровень числа безработных, медленно снижается инфляция, впервые за десятилетие прогнозируется снижение реального уровня доходов граждан. Таким образом, в условиях финансово-экономического кризиса наша страна, в особенности, нуждается в нахождении эффективных путей и методов совершенствования бюджетной политики, способных стабилизировать ситуацию в национальной экономике и ускорить процесс перехода к устойчивому экономическому росту.

Цель курсовой работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1.Раскрыть понятие «бюджет» и его социально-экономическая роль в государстве; 2. Рассмотреть бюджетную политику; 3. Исследовать эволюцию бюджетной политики России в постсоветский период; 4. Рассмотреть бюджетную политику в развитых странах Запада и РФ.

Объектом исследования является бюджетная политика Российской Федерации. Предметом исследования выступают бюджетные отношения и процессы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Глава I. Бюджетная политика государства - центральное звено финансовой политики государства

1.1 Понятие «бюджет» и его социально-экономическая роль в государстве

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления1. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д., содержание которых не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательно условия функционирования любого государства. Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих  доходов. Структура доходов непостоянна  и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения, ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.

Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами поводу формирования и расходования бюджетных средств. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы. Централизуя и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Перераспределение ресурсов между секторами экономики, отраслями, социальными группами и территориями является важным рычагом реструктуризации экономики, реализации целевых и научно - технических программ2. При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Сектор государственного управления отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат – с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики. Рыночные условия хозяйствования предполагают свободное движение капиталов и товаров, стихийное формирование отношений между участниками воспроизводственного процесса, натуральных и стоимостных пропорций. При этом частный капитал не в coстоянии решить многие проблемы социально-экономического развития. В этой связи государство осуществляет прямое и косвенное социально - экономимическое регулирование. Косвенное регулирование осуществляется через финансовую и кредитную политику, в реализации которой центральную роль играет государственный бюджет. Рычагами дарственного воздействия при налогообложении являются налоговые ставки и льготы, оказывающие влияние на объем произвол предложение и спрос на отдельные виды товаров и услуг. Рычагами государственного воздействия являются также льготные и беспроцентные кредиты и гарантии по банковским ссудам. Крупным направлением бюджетной политики и соответственно функций бюджета является использование бюджетных средств экономической и социальной стабильности, создания условий экономического роста, сглаживания последствий экономических и финансовых кризисов. При этом все большее внимание уделяется проблемам долгосрочного характера, связанным с научно-техническим прогрессом, структурной перестройкой экономики, накоплением капитала, эффективным экономическим ростом. В отношении воздействия государственных финансов общепризнанными являются два основных положения. Согласно первому увеличение государственных расходов ведет к росту совокупного спроса в экономике и соответственно к росту выпуска продукции и занятости. Влияние изменения государственных расходов в некоторой мере аналогично воздействию инвестиционного спроса. Согласно второму положению увеличение налогообложения ведет к сокращению личных располагаемых доходов домашних хозяйств, сокращению расходов, выпуска продукции и занятости. При экономическом спаде может осуществляться стимулирующая фискальная политика, основанная на росте государственных расходов, снижении налогов и соответственно увеличении дефицита бюджета, а в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, может проводиться ограничительная фискальная политика, нацеленная на уменьшение государственных расходов, увеличение налогов с ориентацией на уменьшение дефицита бюджета или его положительное сальдо. Поскольку стимулирующее или ограничивающее воздействие фискальной политики сопряжено с изменениями бюджетного дефицита и профицита, то это воздействие зависит от методов финансирования дефицита и направлений использования бюджетного излишка. Покрытие дефицита бюджета может осуществляться путем займов или денежной эмиссии. Займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, увеличивают существующий спрос на деньги и ведут к повышению равновесной величины процента ставки. Поскольку величина инвестиций с ростом процентных ставок уменьшается, конкуренция государственных ценных бумаг денежном рынке ведет к сокращению инвестиций. Выпуск новых денег для покрытия дефицита бюджета не сопряжен с уменьшением инвестиций и в этом смысле оказывает более существенное воздействие на совокупный спрос, чем увеличение государственных займов.

Таким образом, через  бюджет мобилизуются средства предприятий  различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субьектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов. В целом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

1.2 Бюджетная политика: задачи, типы, виды, методы, механизм реализации

Бюджетная политика государства – это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций. Бюджетная политика - это система форм и методов мобилизации финансовых ресурсов бюджета деятельность органов власти различных уровней по составлению, рассмотрению и исполнению бюджетов деятельность органов власти в области организации и использования бюджета, состоящая в разработке концепции его развитии, принципов и форм его организации. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале предшествующего года. Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с намеченными  целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики:

* концентрация финансовых  ресурсов на решении приоритетных  вопросов;

* снижение налоговой нагрузки на экономику;

* упорядочивание государственных обязательств;

* создание эффективной  системы межбюджетных отношений  и управления государственными финансами.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства  и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными  институтами и гражданами. Сущность бюджетной политики, как и любой другой экономической категории проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.

Вторая - контрольная функция позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.

Для осуществления функций  государство вырабатывает бюджетный  механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны, систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена: 1. механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны; 2. механизм расходования бюджетных средств; 3. механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

В зависимости от особенностей управления бюджетными отношениями  в бюджетном механизме выделяют следующие блоки: бюджетное планирование; бюджетное прогнозирование; бюджетный контроль и т.д.

Основными инструментами  проведения государственной бюджетной  политики выступают, прежде всего, такие  фискальные рычаги воздействия, как  налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы. Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства). На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функций государства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов. Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Существует ряд принципов бюджетной политики:

Информация о работе Бюджетная политика