Бюджетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.
Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Содержание

Введение
1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета
1.1 Экономическая сущность бюджета его функции, бюджетное устройство
1.2 Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества
2 Анализ параметров социально-экономического развития Российской Федерации на современном этапе
2.1 Анализ динамики расходов Федерального бюджета РФ 2008-2010 гг., характеристика его социальной направленности
2.2 Анализ влияния мирового финансового кризиса на социально- экономическое развитие Российской Федерации в 2010-2012 годах
3 Проблемы сбалансированности бюджета Российской Федерации и пути по их преодолению на современном этапе

3.1 Состояние федерального бюджета России
3.2 Возможные меры бюджетной политики, как инструмента восстановления сбалансированности бюджета
Заключение
Библиографический список
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 52.55 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

1 Социально-экономическая сущность  и роль бюджета

 

1.1 Экономическая сущность бюджета  его функции, бюджетное устройство

 

1.2 Роль государственного бюджета  как финансовой базы социально-экономического  развития общества

 

2 Анализ параметров социально-экономического  развития Российской Федерации  на современном этапе

 

2.1 Анализ динамики расходов  Федерального бюджета РФ 2008-2010 гг., характеристика его социальной  направленности

 

2.2 Анализ влияния мирового финансового  кризиса на социально- экономическое  развитие Российской Федерации  в 2010-2012 годах

 

3 Проблемы сбалансированности  бюджета Российской Федерации  и пути по их преодолению  на современном этапе

 

3.1 Состояние федерального бюджета  России

 

3.2 Возможные меры бюджетной  политики, как инструмента восстановления  сбалансированности бюджета

 

Заключение

 

Библиографический список

 

Приложения

 

 

Введение

 

В формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система  общества, главное звено которой  – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно  составлять бюджет, финансы приобретают  всеобщий характер.

 

Бюджетная система Российской Федерации  включает государственный федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

 

Федеральный бюджет РФ – главное  звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным  Собранием РФ в форме закона. Государственный  бюджет концентрирует основную часть  бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства  Российской Федерации. Бюджет государства  выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

 

Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования  социально-экономического развития Российской Федерации и реализации финансово-бюджетной  политики страны.

 

Варьируя основные показатели государственного бюджета в условиях экономического и финансового кризиса, Федеральное  Собрание и Правительство Российской Федерации должны определенным образом  влиять на экономическую ситуацию в  стране, решать наиболее важные социальные проблемы. Так приоритетами программы  антикризисных мер Правительства  РФ на 2009 год были провозглашены: выполнение социальных обязательств государства  перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизация внутреннего  спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

 

Все вышесказанное свидетельствует  о том, что изучение бюджетной  системы, бюджетного процесса, теоретических  и законодательных основ и  практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.

 

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в  общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, рассмотрение роли и особенностей бюджета России в условиях экономического и финансового  кризиса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных  путей их решения.

 

Основными задачами настоящей курсовой работы являются раскрытие содержания государственного бюджета как экономической  категории, его функций, рассмотрение источников формирования и направлений  расходования средств государственного бюджета; определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества в условиях кризиса.

 

Объектом исследования является бюджет Российской Федерации.

 

Предметом исследования в данной курсовой работе является бюджетное регулирование  в РФ, его формы и методы.

 

Методологической базой исследования выступил диалектный метод исследования, метод единства исторического и  логического, широко применялся статистический метод исследования реальности.

 

Учеными опубликовано большое количество монографических исследований, учебных  пособий, научных статей в которых  рассматриваются различные аспекты  теории и практики государственного бюджета. Чтобы расширить теоретический  и практический контекст обсуждаемых  проблем, требуется дальнейшее исследование и фактический анализ роли государственного бюджета в развитии экономики  и социальной сферы в современных  условиях. Теоретической базой при  написании курсовой работы являются труды Кучепатовой Л. Г., Шабровой А.И., Владимировой М.П., Ходова Л. Г. Ковалева В.В. и других.

 

При написании настоящей курсовой работы использовалось действующее  законодательство: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Бюджетное послание Президента Российской Федерации о  бюджетной политике в 2010–2012 годах, статистические данные, отражающие динамику формирования и исполнения государственного бюджета, материалы сайта Министерства Финансов.

 

В первой части настоящей курсовой работы излагаются научные представления  о бюджете, его социально-экономическая  сущность и роль, обозначены основные функции государственного бюджета, бюджетное устройство.

 

Во второй главе курсовой работы анализируется состояния Федерального бюджета, который направлен на повышение  уровня жизни населения и повышения  всех обязательств перед гражданами, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны.

 

Третья часть настоящей курсовой работы посвящена бюджетной политике как инструменту стимулирования экономического роста и развития социальной сферы в условиях кризиса. В этой главе рассмотрены основные проблемы государственного бюджета  и пути их решения с помощью  бюджетной политики правительства  РФ.

 

Практическая значимость работы заключается  в том, чтобы на основе анализа  бюджета Российской Федерации, исследования основных проблем сбалансированности бюджета выявить основные цели совершенствования  бюджетной политики РФ для восстановления сбалансированности бюджета.

 

 

1 Социально-экономическая сущность  и роль бюджета

 

1.1 Экономическая сущность бюджета  его функции, бюджетное устройство 

 

Целенаправленное социально-экономическое  развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств. Государственный  бюджет - ведущее звено финансовой системы страны.

 

В Бюджетном кодексе Российской Федерации дается определение бюджета  как формы образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления [3, ст. 6]. Однако это определение бюджета  не дает полной его характеристики. В соответствии с рисунком 1 видно, что существуют следующие понятия  бюджета.

 

 

 

Рисунок 1 – Основные понятия бюджета

 

В материальном понимании государственный  бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или  административно-территориального образования  денежный фонд, который находится  в распоряжении соответствующих  органов государственной власти и местного самоуправления. [24, 582]

 

Сущность государственного бюджета  постоянна, она проявляется в  общественных отношениях, связанных  с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

 

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических  отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения  и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда при помощи налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий. [20, 185]

 

В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение. Государственный бюджет – это  основной финансовый план образования, распределения и использования  централизованного денежного фонда  государства, утверждаемый соответствующим  законодательным (представительным) органом  государственной власти, государственный  бюджет закрепляет юридические права  и обязанности участников бюджетных  отношений. [24, 586]

 

Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с  планом социального развития системы  как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность  материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса  страны придает государственному бюджету  новый статус главного стержневого  баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда  государства во взаимосвязи с  движением финансовых средств и  денежных ресурсов.

 

Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации  и перераспределении валового общественного  дохода.

 

Будучи финансовым планом, государственный  бюджет характеризуется следующими чертами:

 

а)  составление и использование  бюджета носит ярко выраженный балансовый характер. Балансовый метод разработки планов является одним из важных методов  установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета  позволяет наметить необходимые  соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет  делать вывод о необходимости  изменения тех или иных пропорций  в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или  иных расходов.

 

б)  формирование и использование  государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал  с инициативой местных органов  власти. Развитие местного самоуправления экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.

 

в)  с помощью государственного бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями  народного хозяйства, субъектами Российской Федерации и иными сферами.

 

г)  отличительной чертой государственного бюджета является его народно-хозяйственный  характер. Бюджет страны связан со всеми  отраслями народного хозяйства. Отрасли связаны с бюджетом как  по формированию бюджета доходами, так и по линии их финансирования. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс  производства, роста накоплений.

 

Государственный бюджет как экономическая  категория выражает систему экономических  отношений между государством, с  одной стороны, предприятиями, организациями  и населением с другой, по поводу распределения и перераспределения  совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. [20, 184]

 

Формирование государственного бюджета  происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения  национального дохода государство  получает в свое распоряжение часть  чистого дохода в форме налогов. В результате перераспределения  в бюджет поступает часть прибыли  предприятий и хозяйственных  организаций различных форм собственности.

 

Сущность бюджета, как и любой  другой экономической категории, проявляется  в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции распределительная (перераспределительная) и контрольная.

 

С помощью распределительной функции  бюджета происходит распределение  средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое  распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

 

Межотраслевое и территориальное  распределение национального дохода осуществляется в соответствии с  потребностями экономического и  социального развития регионов и  отраслей.

 

Непроизводственная сфера не участвует  в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы.

 

Через расходы и налоги государственный  бюджет выступает важным институтом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения  эффективности производства.

 

Для регулирования экономики используются налоги. При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

 

Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и  финансирования отраслей народного  хозяйства. В условиях становления  рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации  ресурсов и их использования усиливается.

Информация о работе Бюджетная политика