Бюджетная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование вопроса бюджетной политики Российской Федерации, изучение ее изменения в процессе эволюции и реформировании бюджетной системы страны.
Реализация указанной цели потребовала постановки и решения целого ряда взаимосвязанных задач;
Дать определение бюджетной системе;
изучить советский опыт становления бюджетной системы и бюджетную политику в условиях административно-командной экономики СССР;
определить особенности бюджетной политики 1991-2000 годов;
пронаблюдать бюджетную политику в 2010-2011 годах;
выявить основные направления политики на плановы й период 2012-2014 годов;

Содержание

Введение 3
Бюджетная система. Теоретические основы ее изучения 4
Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы. 4
Развитие взглядов экономистов-теоретиков на роль государства в экономике. 5
Бюджетный процесс в РФ 11
Бюджетная система и политика в советской и постсоветской России 13
Советский опыт становления системы, бюджетная политика в условиях административно-командной экономике СССР 13
Особенности бюджетной политики 1991-2000 гг. 19
Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011 22
Плановый период 2012-2014гг. 23
Заключение 25
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 71.73 Кб (Скачать файл)
 

Министерство  образования Российской Федерации

Федеральное агенство железнодорожного транспорта

Иркутский Государственный Университет Путей  Сообщения 

Факультет «Управление процессами перевозок»

Кафедра «Экономика» 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Бюджетная политика Российской Федерации 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: студентка 

                  1 курса,  группы Т-11-3,

                  очного  отделения 
                  Полухина  Ю. В.
                   
                   
                   

                  Принял:

                  Терехова  О. Г. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

                                             Иркутск – 2011

Содержание

Введение                                                                                                                                    3

  1. Бюджетная система. Теоретические основы ее изучения                                              4
    1. Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы.                    4
    2. Развитие взглядов экономистов-теоретиков на роль государства в экономике. 5
    3. Бюджетный процесс в РФ                                                                                        11
  2. Бюджетная система и политика в советской и постсоветской России                        13
    1. Советский опыт становления системы, бюджетная политика в условиях административно-командной экономике СССР                                                    13
    2. Особенности бюджетной политики 1991-2000 гг.                                                19
    3. Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011         22
    4. Плановый период 2012-2014гг.                                                                               23

Заключение                                                                                                                              25

Список литературы                                                                                                                 26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 

Введение.

Бюджетная политика используется государством как  инструмент стимулирования экономического роста, регулирования инвестиционной активности, финансовой поддержки приоритетных сегментов национальной экономики. Повышение социально-экономической  результативности бюджетной политики является основой эффективного выполнения функций государства в экономике  и необходимым условием для преодоления  негативных тенденций, препятствующих развитию экономики России.

Целью данной курсовой работы является исследование вопроса бюджетной политики Российской Федерации, изучение ее изменения в  процессе эволюции и реформировании бюджетной системы страны.

Реализация  указанной цели потребовала постановки и решения целого ряда взаимосвязанных  задач;

  • Дать определение бюджетной системе;
  • изучить советский опыт становления бюджетной системы и бюджетную политику в условиях административно-командной экономики СССР;
  • определить особенности бюджетной политики 1991-2000 годов;
  • пронаблюдать бюджетную политику в 2010-2011 годах;
  • выявить основные направления политики на плановы й период 2012-2014 годов;

Теоретической основой для написания работы являются учебные материалы и  научные статьи следующих авторов: В.А. Вознесенского , Е.Т. Гурвича, В.Г. Ермилова, В.А.  Романовского и др. 

Для написания  курсовой работы использовалась специальная  литература, периодические издания, методические рекомендации.

Результаты  работы изложены на 46 страницах печатного  текста и включает 2 рисунка, 4 таблицы, состоят из введения, двух глав, заключения, списка изученной литературы, включающего 11 наименований. 
 
 
 

Глава 1.Бюджетная система. Теоретические основы её изучения.

1.1.Понятие  бюджетной системы:  уровни, классификация,  принципы.

     Государственный бюджет, как основная составляющая бюджетной системы – это подлежащая перераспределению часть национального  дохода; бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период.1 Бюджетный же кодекс РФ предлагает следующее определение бюджета: бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.2

     Бюджетную систему страны (региона) принято  подразделять на уровни. Это связано  с существенными различиями между  органами власти, которым соответствуют  эти уровни. Административно-территориальное  устройство страны предполагает подчиненность  одних органов власти другим и  разную степень их самостоятельности  в бюджетно-финансовой сфере.

     Бюджетная система Российской Федерации состоит  из бюджетов трех уровней: первый уровень  – федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов; второй уровень – бюджеты субъектов  Российской Федерации и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов; третий уровень  – местные бюджеты. Бюджеты первого уровня разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты второго уровня разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, бюджеты третьего уровня разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты составляют консолидированный бюджет РФ.

     Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Она включает в себя: классификацию доходов бюджетов РФ, функциональную классификацию расходов бюджетов РФ, экономическую классификацию расходов бюджетов РФ, классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, классификацию видов государственных внутренних долгов бюджетов РФ, классификацию видов внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ, ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.3

    Кроме того, существуют некоторые принципы, на которых основана бюджетная система РФ: принцип единства бюджетной системы РФ, принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ, принцип самостоятельности бюджетов, принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, принцип сбалансированности бюджета, принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, принцип общего (совокупного)     покрытия расходов бюджетов, принцип гласности, принцип достоверности бюджета, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.4

1.2 Развитие взглядов экономистов-теоретиков на роль государства в экономике 

    В древние и средние века государство активно вмешивалось в хозяйственные                                                                                                       процессы, зачастую выполняя те функции, которые в современных экономиках выполняют рыночные механизмы. В процессе развития общества появились различные школы экономических учений со своими взглядами и мыслями по поводу влияния государства на экономику.

    Меркантилистская система представляет собой сложную концепцию, возникновение которой тесно связано с последствиями великих географических открытий, обусловивших ускорение «первоначального накопления капитала», возникновение новых типов хозяйствующих субъектов — собственников-предпринимателей и наемных работников. По оценке многих экономистов, система меркантилистов «была системой практической политики, системой, которая в основном отвечала на вопрос, каким должно быть народное хозяйство и как должна вести себя в отношении его государственная власть». Данная оценка вполне увязывается с мировоззренческими принципами меркантилистов:

  • золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства;
  • регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну    золота и серебра;
  • поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;
  • протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;
  • поощрение экспорта, особенно готовой продукции;
  • рост населения для поддержания низкого уровня заработной платы.5

    Классическая  политическая экономия предложила концепцию  экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешательства государства  в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей. К представителям классической экономии относят У. Петти, П. Буагильбер, Ф. Кене, а. Тюрго, А Смита, Ж.Б. Сэя, Ф. Бастия,  Риккардо, Д.С. Милля К. Маркса и других.

    У. Петти в своей работе "О различных видах государственных расходов" указал, что государственными расходами являются расходы на оборону государства на суше и на море, расходы по обеспечению мира как внутри страны, так и вне ее, а также расходы на достойный отпор оскорблениям со стороны других государств. Все это мы можем назвать военными расходами (Charge of the Militia), которые при обыкновенных условиях, как правило, не уступают по своим размерам никакой другой статье расходов, но в чрезвычайных условиях (т.е. во время войны или при угрозе войны) намного превосходят все остальные расходы. Другой статьей государственных расходов является содержание правителей, главных и подчиненных. Третьей статьей государственных расходов являются расходы на содержание пастырей человеческих душ и руководителей их совести.

Следующей статьей являются расходы на школы  и университеты в особенности, поскольку  они учат больше чем чтению, письму и арифметике, содержание сирот, найденных  и подкинутых детей, которые также  являются сиротами, а также всякого  рода немощных людей и, кроме того, таких, которые нуждаются в получении  работы,  

    Джон  Стюарт Миль – один из завершителей классической политической экономии, автор "Основ политической экономии" (1848). Идеи активизации участия государства  в социально-экономическом развитии общества и связанные с этим реформы  охватывают в его работе многие проблемы. Государству, по мнению Милля, целесообразно  ориентировать центральный банк на рост банковского процента, поскольку  за этим последует прилив в страну иностранного капитала и усиление национального  валютного курса и будет предотвращена  утечка золота за границу. Разделяя принцип  невмешательства государства в  экономику, Милль подчеркивал необходимость  использования возможностей государства  в части создания инфраструктуры развития науки упразднения законов, запрещающих деятельность профсоюзов или ограничивающих ее.

    Как неоклассическое направление в  экономической теории, так и неолиберализм  своими корнями уходят в экономические  воззрения Адама Смита. По мнению представителей этого направления  в политической экономии, именно свобода  в сфере экономической деятельности выступает главным и необходимым  условием быстрого экономического роста, где для сбалансированного развития общества в принципе достаточно действия механизма свободного рынка и  свободной конкуренции, автоматически  устанавливающих равенство между  спросом и предложением. Роль же государства в экономике должна быть сведена к минимуму, главную  и по сути единственную задачу государственных структур они видят в создании и поддержании условий, необходимых для благоприятного развития свободной конкуренции, под которой понимается создание равных возможностей для всех. Государственное вмешательство непосредственно в экономические процессы недопустимо; и если оно происходит, то это делается исключительно в интересах государственного аппарата.6

Информация о работе Бюджетная политика РФ