Анализ и направления совершенствования региональной бюджетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы формирования бюджетной политики в Российской Федерации……….………...…………………………
1.1. Роль государства в формировании бюджета……………………………….
1.2. Основные понятия и задачи бюджетной политики в
Российской Федерации……………………...…………………………………..
1.3. Бюджетная политика зарубежных стран…………………………………..
Глава 2. Анализ и оценка бюджетной политики в Российской
Федерации и Республике Дагестан…...……………………………..……….
2.1. Анализ современной бюджетной политики в Российской Федерации……………………..………...
2.3 Анализ доходов и расходов Республики Дагестан………………………...
Глава 3. Направления совершенствования бюджетной
политики Российской Федерации и Республики Дагестан…...…………..
3.1. Пути совершенствования бюджетной политики
Российской Федерации……………………………...…………………………..
3.2. Направления бюджетной политики Республики Дагестан………………

Вложенные файлы: 1 файл

БС готово.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

       Общий объем ассигнований на поддержку  культуры, кинематографии и средств массовой информации, из федерального бюджета в ближайшие три года планируется поддерживать на уровне расходов в 2009-2010 годах.

       Это позволит обеспечить проведение мероприятий  по обеспечению сохранности и доступности объектов культурного наследия России; по поддержке театров и отечественного кинематографа; по развитию библиотек; проведение реставрации и реконструкции объектов национального достояния. В помощь творческой деятельности предусматривается финансирование грантов в области искусства, выделяются средства на выплату премий выдающимся деятелям культуры и талантливой молодежи.

       Отдельное внимание будет уделяться интеграции российской культуры в глобальное культурное сообщество, в том числе за счет бюджетной поддержки участия  России в мероприятиях мирового уровня.

       Среди приоритетов бюджетной политики - обеспечение национальной обороны на основе перевооружения армии, в рамках новой государственной программы вооружения на 2011-2020 годы (данная программа будет утверждена в течение 2010 года).

       Предусмотренные в федеральном бюджете ассигнования обеспечат продолжение реализации ряда инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры экономики, имеющих общефедеральное и региональное значение.

       Реализация  федеральных целевых программ (ФЦП) и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в среднесрочной перспективе будет осуществляться исходя из приоритетов экономического развития и с учетом бюджетных ограничений. В 2011 году планируется реализация 43 действующих федеральных программ, а в 2012 году – 37. Объем ассигнований на эти цели в 2011 году увеличится более чем на 15% к текущему году, а в 2012 году сокращается (на 16% к 2011 году) в связи с завершением ряда программ, в том числе крупных – таких, например, как ГЛОНАСС.

       Увеличатся  ассигнования на дорожное строительство  за счет целевого направления доходов от повышения акцизов на нефтепродукты (индексация ставок позволит дополнительно получить в федеральный бюджет в 2011 году 82,9 млрд. рублей, из которых 34 млрд. рублей пойдет на строительство и ремонт дорог в крупных городах. В 2012 году дополнительные доходы составят 174,6 млрд. рублей, из которых 87,3 млрд. рублей (50%) будет направлены субъектам Российской Федерации, а в 2013 году дополнительные доходы составят 279,4 млрд. рублей, из которых в бюджеты субъектов Российской Федерации будет направлено 139,7 млрд. рублей (50%)). В составе федерального бюджета будет создан Федеральный дорожный фонд.

       Необходимо  отметить, что с 2010 по 2013 годы доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации уменьшатся с 13,0% к ВВП до 11,3% к ВВП %, расходы – с 13,7% к ВВП до 11,4% к ВВП. В 2009 году дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составлял 0,8% к ВВП, в 2010 году – 0,7% к ВВП. Ожидается, что в ближайшие три года дефицит последовательно снизится до 0,6 % к ВВП в 2012 году и до 0,1 % к ВВП в 2013 году.

       Объем долговых обязательств бюджетов субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований с учетом погашения  и привлечения бюджетных кредитов и кредитов коммерческих организаций оценивается по состоянию на 1 января 2011 года в сумме 973,4 млрд. рублей, на 1 января 2012 года – 806,5 млрд. рублей, на 1 января 2013 года – 482,1 млрд. рублей,  на 1 января 2014 года – 480,1 млрд. рублей.

       В среднесрочной перспективе сохраняется  необходимость выделения ассигнований в форме межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, которые должны помочь регионам обеспечить на достойном и качественном уровне получение гражданами государственных и муниципальных услуг [10]. 

    1. Направления  бюджетной политики

       Республики  Дагестан

       В Республике Дагестан функционирует несколько органов государственного финансового контроля. Это – Счетная палата Республики Дагестан, Управление Росфиннадзора по РД, министерство финансов РД и Контрольно-финансовое управление президента РД, которое в соответствии с решениями президента осуществляет координацию их деятельности.

         Исходными данными при формировании  бюджета на очередной год и  плановый период являются параметры прогноза социально-экономического развития Республики Дагестан на среднесрочный период. Базовый показатель – это объем валового регионального продукта, который на 2011 год составит по прогнозу 368 млрд рублей, или 111,2 процентов к оценочному показателю 2010 года [15].

       Что касается процедур, связанных с внесением  законопроекта в Народное Собрание Республики Дагестан, то, ситуация здесь  в текущем году претерпела некоторые  изменения в связи с тем, что  в федеральное законодательство внесены изменения. Так, если в предыдущие годы проект бюджета вносился в дагестанский парламент в срок до 30 сентября, то сейчас законодательством установлена необходимость его внесения в срок до 1 ноября. Эти требования выдержаны, и проект бюджета со всеми необходимыми материалами направлен президентом в Народное Собрание республики. Кроме того, сокращены с 30 до 20 дней сроки рассмотрения им законопроекта о бюджете в первом и втором чтении. В формировании проекта бюджета наряду с министерством финансов РД задействованы все органы исполнительной власти.

       До  его внесения, проект бюджета обсуждается  на заседании республиканского правительства, должен пройти экспертизу в контрольно-финансовом и правовом управлениях президента Республики Дагестан.  

       Общий объем доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан на 2011 год составляет 62 114,9 млн. рублей. По сравнению с  2010 годом он увеличивается на 2 981,9 млн. рублей. Если говорить о республиканском бюджете, его доходы планируются в объеме 56 458,4 млн. рублей. Расходы республиканского бюджета планируются в объеме 57 214,8 млн. рублей, что на 607,9 млн. рублей больше объема расходов, предусмотренных бюджетом республики на 2010 год.

       Надо  отметить, у руководства республики однозначная позиция в вопросе  снижения дефицита бюджета, который  планируется на 2011 год в сумме 756,4 млн. рублей, что на 2 109,5 млн. рублей меньше показателя  2010 года.  И эти параметры соответствуют требованиям бюджетного законодательства, они наполовину ниже предельных значений [15].

       Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Республики Дагестан предусматриваются в объеме 19 845,1 млн. рублей, что на 1 815,9 млн. рублей больше по сравнению с 2010 годом. Это высокая планка, где основная нагрузка ляжет на республиканский уровень. Так, плановое задание на 2011 год  растет по республиканскому бюджету на 112,3 процентов, по местным бюджетам – на 104,9 процентов.

       Что касается дотационности бюджета республики, то межбюджетные трансферты поступают в республику в разнообразных видах. Это – дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты. При этом при расчете дотационности не учитываются субвенции – финансовое обеспечение переданных федеральных полномочий. Например, в 2005 году уровень дотационности консолидированного бюджета республики составлял 80 процентов, этот показатель на 2011 год запланирован в 66,9 процентов. И он на 10 процентных пунктов ниже показателя 2009 года. Если объем финансовой помощи республике из федерального бюджета увеличивается в 2011 году по сравнению с 2005 годом в 2,3 раза, налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики планируется в 2011 году в  4,5 раза больше чем в 2005 году. Проводимая в настоящее время в республике работа –  весь комплекс мероприятий, в том числе по привлечению инвестиций, наращиванию налогового потенциала, выводу из тени экономики республики, позволят сохранить динамику снижения дотационности, и в ближайшем будущем мы преодолеем важный барьер в 60 процентов. Это позволит снять некоторые ограничения, установленные для высокодотационных субъектов Российской Федерации бюджетным законодательством.     

       В 2011 году растет финансовая помощь из федерального бюджета Республике Дагестан. Так, увеличивается  общий объем межбюджетных трансфертов  на 1 165,9 млн. рублей. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Республики Дагестан из федерального бюджета на 2011 год составят 31 137,7  млн. рублей, что на 770,9 млн. рублей больше по сравнению с 2010 годом. В результате проведенной руководством республики работы значительно возросли на 2011 год объемы субсидий, выделяемых республике в рамках реализации федеральных целевых программ.

       Так, только по федеральной целевой программе  «Юг России» рост составил 3,5 млрд. рублей. В 2010 году на переселение лакского населения Новолакского района на новое  место жительства выделяются из федерального бюджета 168,6 млн. рублей, а на 2011 год предусмотрено около 2,8 млрд. рублей.

       А на мероприятия в зоне затопления Гоцатлинской ГЭС предусматриваются  за счет средств федерального бюджета 500 млн. рублей. Также за счет средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по сейсмоусилению объектов в республике предусматриваются 506,2 млн. рублей. Расходы по этим направлениям в 2010 году в республиканском бюджете  не предусматривалис, что говорит о доверии федерального центра к руководству республики [15]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей. 

       Этот централизованный фонд денежных средств получил название государственный бюджет. Бюджеты любого уровня системы власти представляет собой главные финансовые планы государства, субъектов федерации и муниципальных образований на текущий год. Все эти планы имеют силу закона. Составляются они в форме баланса расходов и доходов.

       Осуществление бюджетных расходов в Российской Федерации основано на разграничении полномочий и ответственности между уровнями бюджетной системы. Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются расходы на государственную поддержку отраслей промышленности, обеспечение правоохранительной деятельности, противопожарной безопасности, социальную защиту населения, обеспечение деятельности средств массовой информации, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба и т.д.

       Исходными данными при формировании бюджета Республики Дагестан на очередной год и плановый период являются параметры прогноза социально-экономического развития Республики Дагестан на среднесрочный период. Базовый показатель – это объем валового регионального продукта, который на 2011 год составит по прогнозу 368 млрд. рублей, или 111,2 процентов к оценочному показателю 2010 года [15].

       Надо отметить, что у руководства республики однозначная позиция в вопросе снижения дефицита бюджета, который  планируется на 2011 год в сумме 756,4 млн. рублей, что на 2 109,5 млн. рублей меньше показателя  2010 года.  И эти параметры соответствуют требованиям бюджетного законодательства, они наполовину ниже предельных значений.

       В целях обеспечения сбалансированности бюджета и повышения эффективности бюджетного процесса в Республики Дагестан Министерством финансов Российской Федерации даны рекомендации Правительству (Администрации) Республики Дагестан в части корректировки параметров бюджета и принятия мер по оптимизации расходных обязательств.

       Проводимая в настоящее время в республике работа –  весь комплекс мероприятий, в том числе по привлечению инвестиций, наращиванию налогового потенциала, выводу из тени экономики республики, позволят сохранить динамику снижения дотационности, и в ближайшем будущем мы преодолеем важный барьер в 60 процентов. Это позволит снять некоторые ограничения, установленные для высокодотационных субъектов Российской Федерации бюджетным законодательством.      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЛИТЕРАТУРА 

1. Бюджетный кодекс РФ. – М.: «Тандем». Изд-во «ЭКМОС», 2000.

2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации  на 2011-2013 годы.

3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2006 г. «О проведении в 2006 г. отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов».

4. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

5. Горегляд В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политики //Экономист. 2006г., №5.

6. Горегляд В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политики //Экономист. 2006г., №5.

7. Гурвич Е.Т. Российская бюджетная политика на следующее десятилетие. // «Экономический вестник». Издается Всемирным банком совместно с ЦЭФИР, 2008г. №1., С.44-52.

Информация о работе Анализ и направления совершенствования региональной бюджетной политики