Государственный финансовый контроль в Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:42, дипломная работа

Краткое описание

Двадцатилетняя практика российского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором государственного строительства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
1.1 Сущность и виды финансового контроля
1.2 Цели и задачи государственного финансового контроля
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля
1.4 Виды государственного финансового контроля
1.5 Принципы государственного финансового контроля
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
2.1 Система органов государственного финансового контроля
2.2 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ
2.3 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ
2.4 Организационно-правовые основы деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Мой диплом.docx

— 123.14 Кб (Скачать файл)

Банк России

О взаимодействии Счетной палаты РФ с Банком России можно сделать вывод из положений  ФЗ «О Счетной палате РФ» и ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке  России)».

Счетная палата Российской Федерации как  высший конституционный орган государственного финансового контроля осуществляет контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета  и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, а также в уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях  РФ. При этом в ФЗ «О Счетной палате РФ» говориться, что Счетная палата РФ осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета. Также она осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации. Счетная палата РФ осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений и учреждений. Указанные проверки осуществляются в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми только на основании предложений Национального банковского совета.

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ, кроме  того, распространяются на счета и  операции Банка России, на которые  распространяется действие Закона РФ «О государственной тайне».40 Заключение Счетной палаты РФ по результатам названной проверки также ежегодно предоставляется в Государственную Думу в рамках годового отчета. По требованию Счетной палаты РФ Центральный банк Российской Федерации, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов по установленным общим формам финансовой отчетности.

Другим  вариантом координации деятельности Счетной палаты РФ с другими органами финансового контроля являются соглашения о совместной деятельности и сотрудничестве, заключенные между ними на добровольной основе. В качестве примеров таких  соглашений можно назвать соглашение о порядке взаимодействия между  Счетной палатой РФ и Министерством  РФ по налогам и сборам (преобразовано  в Федеральную налоговую службу), протокол о взаимодействии между Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Счетной палатой РФ и соглашение о сотрудничестве между Счетной палатой РФ Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Федеральная налоговая  служба

Составной частью органов государственного финансового  контроля являются органы, обеспечивающие контроль за сбором налогов и их своевременным поступлением в доходы бюджетов различных уровней. В соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», налоговые органы РФ - это единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Налоговый контроль охватывает действия налоговых  органов по надзору за соблюдением  налогоплательщиками и иными  обязанными лицами законодательства о  налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных  правовых актов, по осуществлению мер  по предотвращению и устранению нарушений, а также по привлечению виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

По соглашению о порядке взаимодействия между  Счетной палатой РФ и Министерством  Российской Федерации по налогам  и сборам (преобразовано в Федеральную  налоговую службу) от 10 июля 2001 года, стороны в пределах своей компетенции  осуществляют взаимодействие и координацию  деятельности по следующим направлениям:

1. Счетная  палата РФ направляет ФНС материалы  о нарушениях законодательства  РФ о налогах и сборах, выявленных  в результате проведения контрольных  мероприятий.

2. Стороны  оказывают друг другу взаимную  правовую и экспертную помощь.

3. Организуется  доступ должностных лиц Счетной  палаты Российской Федерации  к сведениям, составляющим налоговую  тайну, в порядке, установленном  статьей 102 Налогового кодекса  РФ и оказание взаимной помощи  по вопросам пользования ведомственными  базами данных и информационной  безопасности.

4. Происходит  обмен аналитической и статистической  информацией, а также иной информацией,  представляющей взаимный интерес.

Федеральная антимонопольная  служба

Между Министерством  Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства (преобразовано в Федеральную  антимонопольную службу) и Счетной  палатой РФ заключен протокол о взаимодействии.41 Согласно этому протоколу, ФАС России сообщает в Счетную палату РФ о ставших известными фактах нарушений использования средств федерального бюджета, средств бюджетов федеральных внебюджетных фондов и федеральной собственности. В том числе о фактах их неэффективного и нецелевого использования, нарушениях, допускаемых федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при проведении конкурсов в целях определения лиц, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета. ФАС России информирует Счетную палату РФ, по ее обращениям, о результатах проведенных мероприятий.

Счетная палата РФ, в свою очередь, сообщает в ФАС России о ставших известными фактах нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации; информирует ФАС России, по его  обращениям, о результатах контрольных  мероприятий, проведенных Счетной  палатой РФ. Счетная палата РФ и  ФАС России организуют обмен информацией  по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Агентство по управлению федеральным  имуществом

Согласно  соглашению о сотрудничестве между  Счетной палатой РФ Федеральным  агентством по управлению федеральным  имуществом, заключенному 11 июля 2005 года, стороны осуществляют и развивают  сотрудничество в сфере контроля за федеральной собственностью, содействуя повышению эффективности управления, распоряжения и использования федерального имущества, его сохранности. А также  способствуют разработке и внедрению  новых методов и технологий контрольно-ревизионной, информационной, научно-технической  и иной деятельности.

Сотрудничество  сторон данного соглашения осуществляется по следующим направлениям:

- взаимодействие  по вопросам проведения контрольных  мероприятий,

- проведение  аналитических мероприятий по  вопросам эффективности процессов  приватизации, управления и распоряжения  федеральным имуществом, совершенствования  контроля за его использованием;

- обмен  опытом и координация работ  по созданию и обеспечению  функционирования информационных  систем и телекоммуникационных  сетей, а также по формированию  информационных ресурсов в интересах  эффективного решения поставленных  задач;

- осуществление  и координация совместных научно-исследовательских,  опытно-конструкторских и инновационных  программ и проектов;

- содействие  в обучении работников и подготовке  научных кадров высшей квалификации.

Сотрудничество  в рамках Настоящего Соглашения может  реализовываться в следующих  основных формах:

- обмен  информацией о нарушениях законодательства  Российской Федерации, выявленных  в ходе осуществления контроля  за эффективностью использования  и сохранностью федеральной собственности  поступлением в федеральный бюджет  средств от распоряжения и  управления федеральным имуществом;

- предоставление  методических документов и статистических  данных, а также иной информации, представляющей взаимный интерес,  для чего сторонами определяются  состав, структура и форматы данных, а также процедуры передачи  информации в электронном виде;

- оказание  взаимной помощи по вопросам  доступа к базам данных сторон, в том числе касающихся оценки  и учета федерального имущества  и доходов от его использования;

- проведение  финансово-правовой экспертизы по  актуальным вопросам деятельности  сторон;

- реализация  договоров о выполнении научно-исследовательских  и иных работ, оказание образовательных  и консультационных услуг;

- координация  деятельности и оказание необходимой  помощи по вопросам, возникающим  в процессе сотрудничества, включая  проведение совместных мероприятий;  при взаимном согласии участие  каждой из сторон в работе  коллегиальных, совещательных, научных  и иных органов и структур  другой стороны;

- проведение  научно-практических конференций  и семинаров по проблемам финансового  контроля и эффективного использования  федеральной собственности.

Министерство иностранных  дел

Среди двухсторонних  соглашений о взаимодействии с участием Счетной палаты РФ можно также  назвать Соглашение между Счетной  палатой Российской Федерации и  Министерством иностранных дел  Российской Федерации. Согласно данному  соглашению:

Стороны совместно разрабатывают и реализуют  мероприятия, направленные на широкое  информирование зарубежной общественности о функционировании системы государственного финансового контроля в Российской Федерации, оказывают взаимную поддержку  интернет-сайтов и иных информационных ресурсов друг друга.

Счетная палата Российской Федерации организует систематическое информирование МИДа России о своем участии в мероприятиях в области международного сотрудничества в целях координации их информационного  обеспечения и поддержки дипломатическими и международно-правовыми средствами.

Стороны проводят взаимные консультации и совместные рабочие встречи по вопросам, входящим в их компетенцию, в целях выработки  предложений по проблемам, представляющим, взаимный интерес, и формирования общей  позиции, в том числе по вопросам сотрудничества с Международной  организацией высших органов финансового  контроля (ИНТОСАИ) и продвижения  интересов Российской Федерации  в рамках деятельности этой организации, ее региональных организаций, постоянных рабочих групп и комитетов.

Стороны обмениваются информационно-справочными  материалами о результатах своей  деятельности, а сотрудничество сторон может осуществляться также и  в иных взаимосогласованных формах.

Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации

На основании  соглашения о сотрудничестве между  МИТиС РФ и Счетной палатой РФ стороны осуществляют обмен технической документацией и научно-технической информацией, оказание помощи при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и при реализации проектов в области информационных и коммуникационных технологий, экспертизу проектных и технологических решений. А также стороны данного соглашения осуществляют обмен данными между информационно-телекоммуникационной системой Счетной палаты РФ и системой поддержки реализации приоритетных национальных проектов в области информационных и коммуникационных технологий.

Счетная палата РФ во взаимодействии с Мининформсвязи России осуществляет разработку и реализацию программ и проектов в области ИКТ, реализуемых Счетной палатой с использованием собственных ресурсов, оказывает консультации, разрабатывает рекомендации, готовит предложения и проводит экспертизу проектов в области информационных и коммуникационных технологий. Также Счетная палата РФ:

- привлекает  специалистов Мининформсвязи России с целью получения консультационной, экспертной и иной поддержки при реализации указанных программ и проектов,

- принимает  участие в разработке методологии  и внедрении аудита информационных  технологий,

- участвует  в изучении уровня информатизации  и учете государственных информационных  ресурсов, создаваемых за счет  средств федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных  фондов.

МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура  РФ

Особо следует  отметить соглашения о сотрудничестве, заключенные между Счетной палатой  РФ и министерством внутренних дел  РФ, Генеральной прокуратурой РФ и  Федеральной службой безопасности РФ с другой. Суть этих соглашений сводится к:

- обмену  представляющей взаимный интерес  информацией о событиях и фактах, связанных с незаконным использованием  средств федерального бюджета  и средств бюджетов федеральных  внебюджетных фондов,

- обмену  опытом работы и содействию  в повышении квалификации кадров  в том числе путем организации  стажировок,

- планирование  и осуществление скоординированных  мероприятий, направленных на  предупреждение, пресечение и выявление  правонарушений,

- обмен  нормативными правовыми актами, методическими рекомендациями, литературой  по вопросам предупреждения, пресечения  и выявления правонарушений, связанных  с незаконным использованием  средств федерального бюджета  и средств бюджетов федеральных  внебюджетных фондов.

Информация о работе Государственный финансовый контроль в Российской федерации