Государственный финансовый контроль в Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:42, дипломная работа

Краткое описание

Двадцатилетняя практика российского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором государственного строительства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
1.1 Сущность и виды финансового контроля
1.2 Цели и задачи государственного финансового контроля
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля
1.4 Виды государственного финансового контроля
1.5 Принципы государственного финансового контроля
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
2.1 Система органов государственного финансового контроля
2.2 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ
2.3 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ
2.4 Организационно-правовые основы деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Мой диплом.docx

— 123.14 Кб (Скачать файл)

- реформирование  организационных структур;

- приведение  методологической основы в соответствие  с современными условиями;

- формирование  системы процедур контроля (методической  базы);

- создание  целостных научно-исследовательской  и учебной баз, формирование  системы кадрового обеспечения;

- организация  адекватной информационно-коммуникационной  инфраструктуры;

- материально-техническое  (включая социально-бытовое) и  финансовое обеспечение функционирования  контролирующих органов.

В принципе законодательство о государственном  финансовом контроле основывается на соответствующих нормативно-правовых актах об органах государственного финансового контроля, но данные акты, имеющие по сути локальный характер, формируют только саму возможность  разработки некой интегративной  правовой базы общей системы государственного финансового контроля (объединяющую и справедливую для органов государственного финансового контроля всех ветвей власти), обеспечивающей ее реформирование и  развитие. Логичнее было бы сначала  разработать общий нормативно-правовой документ, а после, на его основе, уже акты об отдельных контрольных  структурах. При этом, естественно, необходимо будет изменить структуры  и назначения отдельных органов  государственного финансового контроля, а также создать дополнительные (изменив существующие и разработав новые соответствующие положения  об органах).

При этом система нормативно-правовых актов  государственного финансового контроля должна строиться при учете следующих  основных требований:

- нормативно-правовые  акты государственного финансового  контроля не должны иметь противоречий (в том числе несоответствие  в названиях, в терминологии  и т.д.), не должны дублировать  друг друга (то же самое относится  и по отношению к правовым  актам, регулирующим иные сферы  государственного управления и  финансов). Выполнение этого принципа  в общем и целом должно быть  обеспечено четкой концепцией  и правилами построения системы  правового регулирования государственного  финансового контроля;

- должно  быть четко определено то, какие  конкретные вопросы государственного  финансового контроля рассматривает  тот или иной уровень нормативного  регулирования, как он взаимодействует  с иными уровнями, какие виды  нормативно-правовых актов входят  в тот или иной уровень;

- должна  быть четко определена обязательность  применения, порядок разработки  и согласования нормативно-правовых  актов государственного финансового  контроля.

Представляется  необходимой скорейшая разработка Закона, который положит правовое начало развитию отечественного государственного финансового контроля, переходу его  на качественно иной уровень, отвечающий потребностям современного государственного управления, установкам государственной  политики.

При этом основная цель Закона - установление нормативно-правовой основы (фундамента) функционирования, развития и совершенствования системы  государственного финансового контроля в Российской Федерации и ее субъектах, обеспечивающей сохранение и эффективное  использование национальной собственности  и рост благосостояния граждан.

 

Заключение

 

Государственный финансовый контроль - в Российской Федерации – это государственный  контроль:

- за своевременным  исполнением федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

- за организацией  денежного обращения;

- за использованием  кредитных ресурсов;

- за состоянием  государственного внутреннего и  внешнего долга, государственных  резервов;

- за предоставлением  финансовых и налоговых льгот  и преимуществ.

Организация и функционирование эффективной  системы финансового контроля - обязательный и непременный элемент государственной  финансовой политики. Государственный  финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться  как функция социального управления и правового регулирования.

Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации  и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная  деятельность в России пока малоэффективна.

В связи  с этим необходимо дальнейшее совершенствование  действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности  в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.

При совершенствовании  системы финансового контроля, принципиально  важно использование зарубежного  опыта. Здесь речь может идти о поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики.

Принципиально значимым представляется достижение в  деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и  Счетной палаты Российской Федерации  такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.

Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно  и эффективно использовать государственные  финансовые ресурсы страны, а также  движение финансовых потоков от отправителя  к адресату. Снизится вероятность, что  денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование  финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

Весьма  своевременным является предоставление в законодательном порядке широких  полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых странах высшим судебным и независимым органом контроля за формированием и использованием государственных средств.

 

Список использованных источников и литературы

 

I. Документы государственных и  управленческих структур

1. Бюджетный  кодекс Российской Федерации  от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 24.07.2008) // Собрание  законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3823.

2. Конституция  Российской Федерации. Принята  всенародным голосованием 12 декабря  1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

3. Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята в октябре 1977 г. на IX конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля) // Правовое регулирование государственного финансового контроля в зарубежных странах. М.: Статут, 1998.

4. Налоговый  кодекс Российской Федерации  (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред.  от 13.10.2008) // Собрание законодательства  РФ. 1998. №31. Ст. 3824.

5. Постановление  Правительства РФ от 08.04.2004 г. N 198 «Вопросы Федеральной службы  финансово-бюджетного надзора»//Собрание  законодательства РФ N 15. 12.04.2004. ст. 1490.

6. Постановление  Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред.  от 30.01.2008) «О Министерстве финансов  Российской Федерации» // Собрание  законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3258.

7. Постановление  Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 (с изм. от 24.04.2008) «О Федеральном  казначействе» // Собрание законодательства  РФ. 2004. №49. Ст. 4908.

8. Таможенный  кодекс Российской Федерации  от 28.05.2003 №61-ФЗ (ред. от 26.06.2008) // Собрание  законодательства РФ. 2003. №22. Ст. 2066.

9. Указ Президента  РФ от 15.03.2005 № 295 «Вопросы федеральной  налоговой службы» // Собрание  законодательства РФ. 2005. №12. Ст. 1023.

10. Указ Президента  РФ от 08.06.2004 № 729 «Об утверждении  Положения о Контрольном Управлении  Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 24. Ст. 2395.

11. Указ Президента  РФ от 25.07.1996 №1095 (ред. от 18.07.2001) «О  мерах по обеспечению государственного  финансового контроля в Российской  Федерации» // Собрание законодательства  РФ.1996. №31. Ст. 3696.

12. Федеральный  закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» // Собрание законодательства  РФ.2003. №40. Ст. 3822.

13. Федеральный  закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 27.10.2008) «О Центральном Банке Российской  Федерации (Банке России)» // Собрание  законодательства РФ. 2002. №28. Ст. 2790.

14. Федеральный  закон от 11.01.1995 N 4-ФЗ (ред. от 29.03.2008) «О Счетной Палате Российской  Федерации» // Собрание законодательства  РФ. 1995. №3. Ст. 167.

II. Научная и учебная литература

1. Агапцов С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. М.: Норма, 2004.

2. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Под ред. Л.Л. Любимова. М.: Аспект Пресс, 1995.

3. Бадтиев А.Ф. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности. Автореф. канд. юрид. наук. М., 2005.

4. Горбунова  О.Н. Доклад на международной  научно-практической конференции  «Финансовое право в условиях  рынка в ХХI веке», посвященной  юбилею кафедры финансового права  и бухгалтерского учета МГЮА. М.: МГЮА, 2007.

5. Горбунова  О.Н. Финансовое право и финансовый  мониторинг в современной России. М.: Теис, 2003.

6. Грачева  Е.Ю., Толстопятенко Г.П., Рыжкова Е.А. Финансовый контроль: Учебное пособие. М.: Финансы, 2004.

7. Данилевский  Ю.А. Приоритеты российской бюджетной  политики // Бюджетная реформа в  России, современный этап: Доклады  и выступления на научно-практическом  семинаре «Бюджетная реформа  и проблемы совершенствования  бюджетного законодательства России».  М.: Статут, 2003.

8. Казакбиева Л.Т. Банковский надзор за деятельностью кредитных организаций как финансово-правовая категория. Автореф. канд. юрид. наук. М., 2004.

9. Карандаев Г.Н. Концепция государственного финансового контроля за формированием и исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов. М.: Теис, 2004.

10. Карасева  М.В. Финансовое право. Общая  часть. М.: Статут, 2006.

11. Комментарий  к Бюджетному кодексу Российской  Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Экар, 2002.

12. Научно-практический  комментарий «Система органов  государственного финансового контроля: полномочия, основные направления  деятельности и вопросы их  координации» (под ред. проф. А.А.  Ялбулганова). - ООО «Новая правовая культура», 2007 г.

13. Президент  Российской Федерации о государственном  финансовом контроле // Ассоциация  контрольно-счетных органов Российской  Федерации: Дела и люди. М.: Финансовый  контроль. 2004.

14. Прозоров А.Л. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000.

15. Рогальская Н.А. Финансовый контроль в системе управления государственными и муниципальными ресурсами: Автореферат дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.

16. Рудый  К.В. Финансово-кредитные системы  зарубежных стран: Учеб. пособие.  – М.: Новое знание, 2003.

17. Румянцев  А.В. Финансовый контроль. М.: Дело  и Сервис, 2003.

18. Финансовое  право / Под ред. Н.И. Химичевой.  М.: Статут, 2006.

19. Финансовое  право / Под ред. О.Н. Горбуновой. М.: Финпресс, 2006.

20. Шохин  С.О. Проблемы и перспективы  развития финансового контроля  в Российской Федерации. М.: Статут, 1999.

21. Шохин  С.О. Проблемы и перспективы  развития финансового контроля  в Российской Федерации. М.: Статут, 1999.

22. Ялбулганов А.А., Козырин А.Н. Финансовое право России: учебное пособие/ Козырин А.Н., ред. А.А. Ялбулганов. М.: Статут. 2001. Стр. 62.

III. Периодическая печать

1. Абрамчик  Л.Я. Налоговое администрирование  в системе финансового контроля // Финансовое право. 2005. №6.

2. Без контроля  за государственными средствами  мощной державы не будет // Российская  Федерация сегодня. 2004. № 9.

3. Бирюков  А.И. Институционально-экономическое  моделирование казначейского контроля: координационный аспект // Финансы  и кредит. 2005. № 5(173).

4. Бобылев  П.В. Эффективность - главный критерий // Президентский контроль. 1999. №11.

5. Бурцев  В.В. Совершенствование нормативной  базы государственного финансового  контроля в Российской Федерации  // Законодательство и экономика. 2004. № 2.

Информация о работе Государственный финансовый контроль в Российской федерации