Государственный финансовый контроль в Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:42, дипломная работа

Краткое описание

Двадцатилетняя практика российского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором государственного строительства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
1.1 Сущность и виды финансового контроля
1.2 Цели и задачи государственного финансового контроля
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля
1.4 Виды государственного финансового контроля
1.5 Принципы государственного финансового контроля
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
2.1 Система органов государственного финансового контроля
2.2 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ
2.3 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ
2.4 Организационно-правовые основы деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Мой диплом.docx

— 123.14 Кб (Скачать файл)

 В  современных условиях ревизия  как контрольное мероприятие  в финансовой сфере востребована  очень широко, что закреплено  во многих законодательных и  нормативно - правовых документах. Федеральный  закон «О счетной палате РФ»  предусматривает проведение комплексных  ревизий и тематических проверок  по отдельным разделам и статьям  федерального бюджета, в ходе  проведения которых на основе  документального подтверждения  законности производственно-хозяйственной  деятельности, достоверности бухгалтерского  учета и финансовой отчетности  определяется своевременность и  полнота взаимных платежей проверяемого  объекта и федерального бюджета.28 Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25.07.1996 N 1095 признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Из этого можно сделать вывод о том, что ревизии и проверки широко распространены в практике контролирующих органов именно как основные методы финансового контроля.29 Само название «контрольно-ревизионной» деятельности подразумевает активное использование Счетной палатой РФ такого метода финансового контроля как ревизия. Понятия «финансовый контроль» и «контрольно-ревизионная деятельность» не следует путать. Важно помнить, что ревизия, как метод контрольно-ревизионной деятельности присуща только последующему контролю (по времени осуществления выделяют также предварительный и текущий финансовый контроль). Таким образом, контрольно-ревизионная деятельность является лишь одним из видов деятельности по обеспечению последующего финансового контроля Счетной палатой РФ. Ревизия в свою очередь, является лишь одним из методов осуществления Счетной палатой РФ контрольно-ревизионной деятельности.

В теории финансового контроля выделяют следующие  виды ревизий:30

По способу  назначения:

1) плановые.

2) внеплановые.

По степени  охвата данных в процессе проверки:

1) сплошные (проверяются все документы).

2) выборочные (проверяются только некоторые  документы).

В зависимости  от полноты охвата объекта контроля:

1) полные (охватывают деятельность за весь  финансовый год).

2) частичные  (охватывают деятельность за квартал/полугодие).

3) комплексные  (проверяется вся финансово-хозяйственная  деятельность).

4) тематические (проверяются только определенные  виды деятельности).

По содержанию:

1) документальные

2) фактические  (например, инвентаризация, фактический  пересчет денег).

Как мы видим, Счетная палата РФ при проведении контрольных мероприятий может  осуществлять практически все известные  виды ревизий, что соответствует  ее статусу высшего специализированного  органа государственного финансового  контроля. Исключение составляют только внеплановые ревизии, так как  в соответствии с Регламентом  Счетной палаты РФ «контрольные и  экспертно-аналитические мероприятия  проводятся Счетной палатой в  соответствии с утвержденными в  установленном порядке годовыми и текущими планами. Мероприятия, не включенные в план, не проводятся».31

Кроме того, в связи с осуществлением Счетной  палатой РФ контрольно-ревизионной  деятельности возникают и другие вопросы. Дело в том, что нормативного определения ревизии нигде не приводится. Существую лишь отдельные  попытки закрепить в нормативном  акте определение, порядок, цель и задачи ревизии и проверки. В качестве примера можно привести Инструкцию о порядке проведения ревизии  и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации.32

Однако  по заключению Минюста России от 06.05.2000 N 3447-ЭР33 Инструкция не нуждается в государственной регистрации. Другими словами, соблюдение ее требований юридически обязательно только в системе Минфина России. Таким образом, единого, закрепленного нормативным способом, подхода к проведению ревизии нет. Поэтому сегодня все государственные органы, осуществляющие финансовый контроль, проводят контрольно-ревизионные мероприятия каждый по своим внутренним правилам, что открывает широкий простор для произвольных действий проверяющих.

На сегодняшний  день из Бюджетного кодекса РФ исключено  любое упоминание о ревизии, как  контрольном мероприятии в сфере  использовании средств бюджета. Директор НИФИ Минфина России Ю.А. Данилевский  указывает, что Бюджетный кодекс РФ - это основной закон бюджетной  жизни, на базе которого строится все  остальное. А это означает, что  исключение понятия ревизии из Бюджетного кодекса РФ фактически равносильно  ее запрещению в бюджетной сфере.34 Возникает вопрос: может ли Счетная палата РФ проводить комплексные и просто ревизии деятельности распорядителей и получателей бюджетных средств? Чтобы снять указанные и схожие с ними вопросы, тщательная и вдумчивая работа по внесению изменений и дополнений в нормативные акты, регулирующие контрольно-ревизионную деятельность органов государственной власти. Тот же автор указывает, что исключение ревизии из практики государственного финансового контроля приведет к непоправимым последствиям. Реальный последующий контроль за использованием государственных средств фактически перестанет существовать.

В Конституции  РФ указывается, что порядок деятельности Счетной палаты РФ при осуществлении  контроля за исполнением федерального бюджета (в том числе и при проведении контрольно-ревизионных мероприятий) определяется федеральным законом.35 Однако в федеральном законе «О Счетной палате РФ» вопросы организации, проведения и документирования контрольных мероприятий отражены в достаточно общем виде. Так в соответствии со ст. 15 федерального закона «О Счетной палате РФ» контрольная деятельность проводится Счетной палатой РФ посредством проведения комплексных ревизий и тематических проверок, по итогам которых составляется отчет. При проведении таких проверок должностные лица Счетной палаты РФ не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, а так же предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов. О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата РФ информирует Совет Федерации и Государственную Думу. Также в законе указывается, что «Счетная палата РФ осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности».36 Счетная палата РФ строит свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением федерального бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты РФ. Планирование осуществляется на основе разрабатываемых Счетной палатой для этих целей технико-экономических норм и нормативов, контрольных и ревизионных стандартов, методических указаний. Непосредственно порядок подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности Счетной палаты РФ определяется Регламентом Счетной палаты РФ. Как уже отмечалось в данной работе ранее, контрольные мероприятия (далее просто мероприятия) проводятся Счетной палатой РФ в соответствии с утвержденными в установленном порядке годовыми и текущими планами. Мероприятия, не включенные в план, не проводятся. Кроме того, обязательным условием проведения мероприятия является наличие утвержденных программ. Проекты программ мероприятий разрабатываются в структурных подразделениях аппарата Счетной палаты РФ под руководством члена Коллегии, ответственного за проведение данного мероприятия, на основе контрольных и ревизионных стандартов, методических указаний, технико-экономических норм и нормативов, иных внутренних нормативных документов Счетной палаты РФ. Программа мероприятия обязательно должна содержать:

1) основание  для проведения мероприятия;

2) цель  и предмет проводимого мероприятия  и осуществляемых в его рамках  действий;

3) вопросы,  охватывающие содержание мероприятия;

4) перечень  проверяемых объектов;

5) сроки  начала и окончания проведения  мероприятия;

6) ответственных  исполнителей;

7) сроки  представления отчета на рассмотрение  Коллегии Счетной палаты РФ.37

Таким образом, программа контрольного мероприятия  является его стержневым документом. Утвержденная программа при необходимости  может быть дополнена или сокращена  в процессе проведения мероприятия  членом Коллегии Счетной палаты РФ, ответственным за проведение мероприятия, с обязательным указанием в отчете о результатах мероприятия на корректировку программы.

Проведение  самого контрольного мероприятия оформляется  соответствующим распоряжением, издаваемым Председателем Счетной палаты РФ. Оно должно содержать ссылку на соответствующий пункт плана работы Счетной палаты РФ, а также:

1) полное  наименование мероприятия;

2) срок  начала его проведения;

3) перечень  объектов контроля (в соответствии  с утвержденной программой);

4) персональный  состав инспекторов Счетной палаты  РФ и привлеченных специалистов.

Проекты распоряжений подготавливаются в структурных  подразделениях аппарата Счетной палаты и представляются на подпись Председателю Счетной палаты РФ с обязательной визой членов Коллегии Счетной палаты РФ, ответственных за выполнение мероприятия.

Непосредственная  организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной  палаты РФ входит в служебные обязанности  инспекторов Счетной палаты РФ.38 Документом, дающим инспекторам, иным должностным лицам аппарата Счетной палаты, а также привлеченным к контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты РФ специалистам сторонних организаций разрешение на осуществление контрольных действий и мероприятий, является удостоверение установленного образца на право проведения комплексной ревизии, тематической проверки или мероприятия оперативного контроля. Удостоверения на право проведения мероприятий подписываются аудиторами Счетной палаты РФ в соответствии с должностными обязанностями, содержанием возглавляемых ими направлений деятельности и компетенцией, установленной настоящим Регламентом. При необходимости удостоверения на право проведения мероприятий могут подписываться Председателем Счетной РФ палаты или его заместителем.

Инспекторы  Счетной палаты РФ при выполнении своих служебных обязанностей по проведению бюджетно-финансового контроля имеют право:

1) беспрепятственно  посещать любые объекты независимо  от форм собственности, если  иное не предусмотрено законодательством  Российской Федерации;

2) опечатывать  кассы, кассовые и служебные  помещения, склады и архивы, а  при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений - изымать  необходимые документы, оставляя  в делах акт изъятия и копии  или опись изъятых документов.39

Руководители  проверяемых объектов обязаны создавать  нормальные условия для работы инспекторов  Счетной палаты РФ, проводящих проверку или ревизию, предоставлять им необходимые  помещения, средства транспорта и связи, обеспечивать техническое обслуживание инспекторов и выполнение работ  по делопроизводству.

В случае отказа сотрудников проверяемых  организаций в допуске инспектора, предъявившего удостоверение и  распоряжение о проведении мероприятия, на проверяемый объект или в предоставлении необходимой информации, а также  в случае задержки с предоставлением  необходимой информации инспектор  обязан незамедлительно оформить акт  об отказе в допуске на объект и (или) в предоставлении информации с указанием  даты, времени, места, данных сотрудника, допустившего противоправные действия, и иной необходимой информации. При  необходимости требования инспектора предварительно оформляются письменно  и передаются руководителю или иному  должностному лицу проверяемой организации. Акт в течение суток с момента  его составления должен быть направлен  в Счетную палату РФ на имя соответствующего аудитора Счетной палаты РФ, который  должен принять необходимые меры в соответствии с действующим  законодательством в отношении лиц, допускающих или допустивших противоправные действия.

 

2.3 Взаимодействие Счетной палаты  с другими государственными органами  финансового контроля в РФ

 

Ассоциация контрольно-счетных  органов Российской Федерации

В целях  повышения эффективности государственного финансового контроля и координации  деятельности контрольно-счетных органов  в декабре 2000 года была создана Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации. Она призвана содействовать  разработке и внедрению унифицированной  системы контроля за формированием  и исполнением бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации, оказывать контрольно-счетным органам  информационную, методическую и правовую помощь. В Ассоциации принят Этический  кодекс сотрудников контрольно-счетных  органов Российской Федерации. В  целях координации работы членов Ассоциации контрольно-счетных органов  Российской Федерации в сфере  научного и методического обеспечения  контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической  и иных видов их деятельности, а  также обобщения и распространения  передового опыта работы контрольно-счетных  органов Российской Федерации 26 февраля 2003 года образован Научно-методический совет Ассоциации контрольно-счетных  органов Российской Федерации.

Информация о работе Государственный финансовый контроль в Российской федерации