Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 15:19, доклад

Краткое описание

В Бюджетном кодексе РФ дано следующее определение: "Бюджетный процесс -- регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением".

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетная система рф.doc

— 152.78 Кб (Скачать файл)

 

Непосредственную подготовку проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые oрганы субъектов Федерации и муниципальных образований

 

Основой при составлении проектов бюджетов служат:

 

* Бюджетное послание Президента РФ;

 

* прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;

 

* основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

 

* прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

 

* план развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

 

На сегодняшний день в России действует следующий порядок составления проекта бюджета.

 

Первый этап формирования бюджета -- разработка федеральными органами исполнительной власти и одобрение Правительством РФ сценарных условий функционирования экономики страны на очередной финансовый год, содержащих основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики, целевые параметры, основные меры по финансовой и экономической стабилизации, а также материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

 

Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральном Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику государства на очередной финансовый год.

 

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем 10 месяцев до начала финансового года.

 

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяется в специальном постановлении Правительства РФ.

 

До 1 апреля Правительство РФ:

 

* рассматривает основные параметры перспективного финансового плана, в том числе предварительный объем бюджета "действующих" и "принимаемых" обязательств;

 

* утверждает принципы и основные подходы к уточнению распределения бюджета "действующих" обязательств по субъектам бюджетного планирования на предстоящие 3 года;

 

* определяет приоритетные направления использования средств бюджета "принимаемых" обязательств в очередном финансовом году и среднесрочной перспективе, в том числе критерии их распределения между субъектами бюджетного планирования на очередной финансовый год;

 

* формирует поручения по подготовке проектов нормативных актов, влияющих на расходные обязательства Российской Федерации, а также проектов новых федеральных целевых программ.

 

В эти же сроки субъекты бюджетного планирования представляют в Правительство РФ, Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли РФ первую часть докладов о результатах и основных направлениях Деятельности (отчет о результатах деятельности, цели и задачи деятельности на среднесрочную перспективу, прогноз основных параметров, характеризующих их достижение).

 

До 1 мая Правительство РФ:

 

-- утверждает основные положения доклада Правительства РФ о результатах и целях бюджетной политики (на основе Послания Президента РФ, программы социально-экономического развития, первой части докладов субъектов Четного планирования);

 

~~- рассматривает и вносит в Государственную Думу законопроекты, влияющие на расходные обязательства Российской Федерации;

 

-- при необходимости уточняет основные показатели макроэкономического прогноза (сценарных условий) перспективного финансового плана.

 

В эти же сроки субъекты бюджетного планирования предоставляют вторую часть докладов о результатах и основных направлениях деятельности, содержащую обоснования проектов новых и (или) обновляемых (при существенном изменении структуры или объема расходов) бюджетных программ пределах ограничений, установленных бюджетом "принимаемых" обязательств и критериями распределения его средств

 

До 1 июня Правительство РФ рассматривает и утверждает:

 

-- основные направления денежно-кредитной политики

 

-- перспективный финансовый план на предстоящие 3 года и основные характеристики проекта федерального бюджета на очередной финансовый год;

 

-- новые федеральные целевые программы;

 

-- уточненный объем бюджета "действующих" обязательств и его распределение по субъектам бюджетного планирования на очередной финансовый год и последующие 2 года;

 

-- основные показатели распределения бюджета "принимаемых" обязательств между субъектами бюджетного планирования на предстоящие 3 года (на основе доклада Правительства РФ о результатах и целях бюджетной политики и с учетом влияющих на расходные обязательства законопроектов, внесенных в Государственную Думу, принятых новых федеральных целевых программ и оценки эффективности бюджетных программ, представленных во второй части докладов субъектов бюджетного планирования).

 

До 10 июня Министерство финансов РФ доводит до субъектов бюджетного планирования предельные объемы бюджета "действующих" и "принимаемых" обязательств на очередной финансовый год и последующие 2 года.

 

До 1 июля субъекты бюджетного планирования представляют в Министерство финансов РФ:

 

- распределение средств бюджета «действующих» и «принимаемых» обязательств на очередной финансовый год по целевым бюджетным программам и статьям бюджетной классификации;

 

- уточненные доклады о результатах и основных наделениях деятельности (в том числе дополнительные обоснования и расчеты по финансированию новых или увеличение финансирования действующих целевых бюджетных программ)

 

В эти же сроки Государственной Думой должны быть приняты федеральные законы, влияющие на формирование походов и расходов федерального бюджета в планируемом периоде. Указанные федеральные законы, принятые после 1 июля, должны вступать в силу за пределами планируемого финансового года.

 

До 1 августа Министерство финансов РФ уточняет бюджетные проектировки с учетом принятых Государственной Думой федеральных законов, а также результатов оценки докладов субъектов бюджетного планирования, эффективности действующих и предлагаемых к финансированию бюджетных программ.

 

До 26 августа Правительство РФ вносит в Государственную Думу проект федерального бюджета на очередной финансовый год с соответствующими материалами и обоснованиями.

 

В целях упорядочения процесса составления проекта Федерального бюджета и в соответствии с проводимой административной реформой вводится понятие "субъекты бюджетного планирования", под которыми понимаются федеральные министерства, имеющие право в соответствии с Указом резидента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" вносить Министерство финансов РФ предложения по формированию Федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, федеральные органы законодательной и судебной власти, Генеральная прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, имеющие право распределять ассигнования и лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета по ведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Исключительно в целях бюджетного планирования субъекты бюджетного планирования вносят предложения по формированию бюджетных проектировок по отдельным наиболее значимым учреждениям науки, образования, культуры, средств массовой информации.

 

На стадии составления проектов бюджетов большое значение приобретает оценка экономической эффективности государственных расходов на современном этапе становления бюджетного процесса - это одна из наиболее сложных и важных проблем. Её решение требует полного реформирования системы бюджетного процесса.

 

Таким образом, составление проектов бюджетов - это стадия бюджетного процесса, на которой не только определяются первичные параметры бюджета на предстоящий финансовый год, но и закладываются реальные основы для создания рациональной системы принятия экономических решений на высшем уровне и механизмов эффективного управления бюджетным процессом.

 

Рассмотрение и утверждение бюджетов

 

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривается в трех чтениях.

 

Рассмотрение проекта Федерального бюджета в первом чтении.

 

До 20 сентября проходит первое чтение проекта бюджета, предметом которого являются доходы и дефицит/профицит (включая перечисления в Стабилизационный фонд Российской Федерации) федерального бюджета, а также общий объем бюджета "принимаемых" обязательств и распределение (подтверждение представленных Правительством РФ расчетов) средств бюджета "действующих" обязательств. Р В случае принятия Государственной Думой законопроектов в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета.

 

В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении Государственная Дума может:

 

* передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета (далее -- согласительная комиссия), состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год, исходя из рекомендаций, изложенных в заключении Комитета по бюджету, Комитета по экономической политике и заключении Комитета Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;

 

* вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;

 

* поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

 

В случае отклонения проекта федерального закона о моральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении и передачи его в согласительную комиссию она в течение 10 дней разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета, согласовывая указанные характеристики с внесенными на рассмотрение Государственной Думы законопроектами о внесении изменений и дополнений законодательные акты о налогах, программой государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставления государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам на очередной финансовый год в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета.

 

По окончании работы согласительной комиссии Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Дума согласованные основные характеристики федерального бюджета, а также законопроекты о внесении изменений и пополнений в законодательные акты о налогах, о размер-. тарифов взносов в государственные федеральные внебюджетные фонды, о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда.

 

По итогам рассмотрения проекта федерального закона с федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении принимается постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год" в первом чтении и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год.

 

Если Государственная Дума не принимает решение по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии, проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается повторно отклоненным в первом чтении.

 

В случае отклонения проекта федерального закона федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении и возвращения его на доработку в Правительство РФ, оно в течение 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций предложенных в заключении Комитета по бюджету, Комитета экономической политике и вносит проект федерального кона о федеральном бюджете на очередной финансовый на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении.

 

При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня его повторного внесения в Государственную Думу.

 

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете очередной финансовый год вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после сформирования.

 

Рассмотрение проекта Федерального бюджета во втором чтении.

 

До 20 октября проходит второе чтение проекта бюджета, предметом которого являются утверждение распределения средств бюджета "принимаемых" обязательств, в том числе с выделением федеральных целевых программ и наиболее крупных инвестиционных проектов, между главными распорядителями средств федерального бюджета, а также распределение межбюджетных трансфертов между субъектами Федерации и текстовые статьи закона о бюджете. В эти же сроки может проводиться обсуждение профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации док¬ладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.

 

Рассмотрение проекта Федерального бюджета в третьем чтении.

 

До 15 ноября проходит третье чтение проекта бюджета, предметом которого являются федеральный закон о федеральном бюджете в целом и приложения к бюджету по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета, в том числе с выделением администрируемых ими бюджетных программ).

Информация о работе Бюджетная система РФ