Анализ налогово-бюджетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность тематики данной курсовой работы основана на том факте, что от того, насколько эффективно государство будет проводить налогово-бюджетную политику, зависит стабильность уровня совокупного объема выпуска, т.е. ВВП, занятость ресурсов в экономике, уровень цен и другое. Наша экономика, бюджет и налоговая сфера, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……3
Глава 1. Теоретические основы налогово-бюджетной политики
1.1.Понятие налогово-бюджетной политики. Воздействие элементов
налогово-бюджетной политики на совокупный спрос ………......5
1.2.Влияние государственных закупок, налогов и трансфертов………...7
1.3.Виды фискальной политики…………………………………………..12
1.4. Эффективность налогово-бюджетной политики
Глава 2. Анализ налогово-бюджетной политики
2.1. Анализ налогово-бюджетной политики в Российской Федерации ……...18
2.2. Налогово-бюджетная политика в Краснодарском крае………………......27
Заключение…………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая макро.docx

— 91.18 Кб (Скачать файл)

Мультипликатор налогов  — это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход при уменьшении (увеличении) налогов на единицу.

 

 

Следует обратить внимание на два момента:

  • мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его воздействие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов — к росту совокупного дохода.
  • по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов.5

 

Влияние трансфертов

Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты представляют собой как бы "антиналоги". Они, так же как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потребительских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение — к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 дол., то располагаемый доход увеличивается также на 100 дол.

Мультипликатор трансфертов  — это коэффициент, который показывает на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу.

 

По  своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) — прямое.

Социальные  трансфертные выплаты — трансферты домохозяйствам — воздействуют на совокупный спрос, а трансферты фирмам — субсидии — и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита  и др. расширяют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство единицы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.

 

    1. Виды фискальной политики

Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика

 

Инструменты фискальной политики применяются прежде всего для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

  • увеличение государственных закупок;
  • снижение налогов;
  • увеличение трансфертов.

При этом снижение налогов и увеличение трансфертов фирмам (субсидий) ведет  к росту и совокупного спроса, и совокупного предложения. Происходит не только рост совокупного выпуска, но и снижение уровня цен, поэтому эти инструменты могут использовать как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме ("перегреве" экономики), направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

            Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

• сокращение государственных закупок;

• увеличение налогов;

• снижение трансфертов.6

Бизнес-циклы в макроэкономике

 

Рис. 1. Абстрактное изображение бизнес-циклов в экономике

При любой экономической системе  можно выделить циклические колебания: подъемы и спады в экономике, вызванные шоками совокупного спроса и совокупного предложения и  называемые бизнес-циклами, экономическими или деловыми циклами. Фазами бизнес-циклов являются подъем, «пик», рецессия (или спад) и «дно», то есть кризис. Наиболее глубокую рецессию называют депрессией. Нередко такие колебания деловой активности непредсказуемы и нерегулярны. Также существуют разные по периоду, частоте и размеру циклы деловой активности. Причины таких циклов могут быть самыми разными: от войн, революций, технологического процесса и поведения инвесторов до, например, количества магнитных бурь за год и рациональности макроэкономических агентов. В общем, такое нестабильное поведение экономики объясняется постоянным дисбалансом между совокупными спросом и предложением, общими расходами и объёмами производства. Как правило, политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе цикла находится страна: подъеме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую экономическую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъем, то правительство проводит сдерживающую экономическую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране.7

 

Дискреционная и автоматическая фискальная политика

 

В зависимости от способа  воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают фискальную политику: дискреционную и автоматическую.

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны — государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы — это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при «перегреве». К автоматическим стабилизаторам относятся:

• подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций);

  • косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);
  • пособия по безработице;
  • пособия по бедности.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности  снижается, поэтому величина налоговых поступлений уменьшается, а при "перегреве" экономики, когда совокупный доход максимален, налоговые поступления увеличиваются. При этом ставка налога остается неизменной. Однако налоги — это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при "перегреве" максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически "остужается" при "перегреве" и "подогревается" при рецессии. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.8

Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом, частью цены товара, поэтому в период рецессии, когда общий объем продаж падает, налоговые поступления от косвенных налогов — изъятия из экономики — сокращаются. При "перегреве", наоборот, совокупные доходы увеличиваются, объем продаж в экономике растет, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Стабилизация экономики происходит автоматически.

Пособие по безработице и пособие по бедности являются автоматическими стабилизаторами, поскольку общая сумма их выплат увеличивается при спаде — по мере того, как люди начинают терять работу, становясь безработными и оказываясь ниже черты бедности, — и сокращаются при буме, когда наблюдается сверхзанятость и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя подъем, когда экономика находится в состоянии рецессии. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Таким образом, автоматическими стабилизаторами  являются только те виды налогов и  трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла.

Действие  встроенных стабилизаторов ведет к  увеличению дефицита государственного бюджета в период спада и может способствовать появлению профицита бюджета (или уменьшению дефицита) в период "перегрева".

Преимущество  встроенных стабилизаторов состоит  в том, что нет необходимости принятия политическими деятелями специальных решений для введения их в действие. Однако встроенные стабилизаторы оказывают менее сильное воздействие на экономику, чем меры дискреционной фискальной политики. Они не способны обеспечить полную занятость и неинфляционный уровень совокупного выпуска. В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и только на треть — за счет действия встроенных стабилизаторов.

Основным  недостатком стимулирующей фискальной политики является эффект вытеснения (crowding-out effect) частных инвестиций. Дело в том, что рост государственных расходов или снижение налогов в период спада ведет к мультипликативному увеличению совокупного выпуска, что вызывает рост спроса на деньги для обеспечения возможности покупки увеличившегося количества товаров и услуг. Люди начинают снимать деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, ставка процента по кредитам растет, т.е. кредиты становятся дороже. В этих условиях фирмы берут меньше кредитов, и инвестиционные расходы частного сектора сокращаются. Поэтому с целью стимулирования частных инвестиций в период спада целесообразно использовать не стимулирующую фискальную, а стимулирующую монетарную политику, результатом которой является снижение ставки процента в процессе увеличения предложения денег. Если целью стабилизационной политики выступает максимальное увеличение объема выпуска, то для нейтрализации эффекта вытеснения стимулирующая фискальная политика используется в сочетании со стимулирующей монетарной политикой.9

Другие недостатки:

  • Дисбаланс государственного бюджета: постоянные операции государства со своим бюджетом может привести к неэффективности его распределения. Так, например, правительство не может регулярно повышать свои расходы, чтобы увеличить свой ВВП, поскольку оно, как и любой макроэкономический агент, может нести убытки, что очевидно не в интересах государства.
  • Неопределенность: состояние экономики невозможно предсказать идеально точно, поскольку не все агенты в экономике действуют рационально или так, как хотелось бы государству. Не всегда удается точно определить лучшую экономическую политику для сглаживания циклических колебаний. Ошибочное проведение не той политики может серьезно сказаться на экономике.10

 

 

 

Глава 2. Анализ налогово-бюджетной  политики.

2.1. Налогово-бюджетная политика в Российской Федерации

 

Налогово-бюджетная политика государства - важное направление финансовой политики, которое играет большую  роль в регулирование экономики  посредством налогов и политики доходов и расходов.

В настоящее время бюджетно-налоговая  политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим  инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она  включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода  бюджетных средств.

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется бюджетным посланием Президента РФ, направляемым Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего  очередному финансовому году.

Так как наиболее важными  направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным  долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена  исходя из результативности деятельности органов исполнительной власти в  указанных направлениях. Состояние  государственных финансов оказывает  весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также  может выступать одним из критериев  успешности осуществляемой бюджетной  политики.11

В качестве критериев эффективности  бюджетной политики используются следующие  показатели:

• уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов;

• уровень выполнения бюджетных  обязательств;

• величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга;

• объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

• уровень монетизации  бюджетного дефицита;

• величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

• динамика валового внутреннего  продукта;

• уровень безработицы;

• степень исполнения законодательных  и приравненных к ним актов  о бюджете.12

Информация о работе Анализ налогово-бюджетной политики